HR-директор «Пятёрочки» — о перспективах людей и роботов в ретейле

Обновлено 09 сентября 2024, 07:00

О новых инструментах мотивации сотрудников на фоне кадрового дефицита рассказала директор по управлению персоналом и организационному развитию торговой сети «Пятёрочка» Лилия Дерябина

пресс-служба
Фото: пресс-служба

— По данным АКОРТ, сегодня наблюдается сильнейший за последние 20 лет кадровый голод в ретейле: его испытывают 85% компаний. Как вы оцениваете ситуацию на рынке труда?

— Дефицит кадров наблюдается последние годы не только в ретейле, но и во всех сферах, где традиционно на линейных позициях занято большое количество людей: в логистике, HoReCa, девелопменте, перевозках, производстве и так далее. Это, скорее, не проблема, а вызов, требующий стратегического подхода, так как в текущих условиях компаниям нужно переосмыслить методы привлечения и удержания персонала. Мы говорим и про создание привлекательных условий труда, и профессиональное развитие сотрудников, и формирование сильного корпоративного бренда. При верном подходе конкуренция за лучшие кадры может сработать в плюс — стать стимулом для внедрения инноваций и улучшений внутри бизнеса.

— Как справляетесь с проблемами кадрового дефицита?

— Мы подошли к этому вопросу системно и запустили на уровне Х5, куда сейчас входят 17 разных бизнесов, включая «Пятёрочку», большой проект HR MAX. По сути, мы начали глобальную перестройку и трансформацию всех HR-процессов с фокусом на улучшение опыта сотрудника, технологии, инновации и искусственный интеллект. С традиционного подхода мы постепенно переходим на продуктовый, что поможет в будущем снизить стоимость привлечения кадров, уменьшить их текучесть, повысить лояльность и вовлеченность персонала, стать технологическим лидером, в сфере HR в том числе.

Основное здесь — оценивать опыт кандидата и сотрудника наравне с опытом клиента и постоянно его улучшать на каждом из этапов, начиная с подбора, делать максимально простым, бесшовным, цифровым и классным. Например, сейчас у наших сотрудников не меньше восьми разных порталов, где им каждый раз нужно заново проходить идентификацию, которые они так или иначе используют в работе и для решения HR-вопросов, в частности. Мы уже работаем над мобильным приложением, которое соберет все сервисы в одно окно. Работаем над интеграцией с «Госуслугами» и организацией трудоустройства в компанию за шесть часов с момента отклика на вакансию. Отдельные стримы внутри проекта запущены по подбору и адаптации, обучению, аналитике и так далее.

— В 2024 году компания планировала открыть минимум 1,5 тыс. новых магазинов. Каковы промежуточные итоги, как идет наем персонала?

— За первые семь месяцев этого года Х5 открыла более тысячи магазинов, более 70 «Пятёрочек» открыто по модели обратного франчайзинга. Мы достаточно успешно решаем вопрос комплектности — сроки подбора в рознице в этом году по сравнению с прошлым сократились почти на 30%. Сейчас мы стремимся еще больше ускорить наем и сократить текучесть на испытательном сроке на 50%. Хотя в целом этот показатель у нас и так на низком для ретейла уровне — 35,7%.

— Что, помимо зарплат, становится конкурентным преимуществом работодателя при найме новых сотрудников?

— Конечно, искать в ретейл сотрудников непросто, как и всем. Мы постоянно мониторим зарплаты в регионах, где есть наши магазины и распределительные центры, чтобы платить на уровне рынка. Но работа по удержанию не только про деньги. В первую очередь мы стараемся понять потребности каждого человека в нашей большой команде.

Много инвестируем в улучшение условий труда: создаем комфортные раздевалки и более уютные, удобные комнаты для обеда. Автоматизируем и упрощаем рабочие процессы, например, если раньше в «Пятёрочке» ценники вырезали вручную ножницами, то сейчас в каждом магазине есть мобильные термопринтеры, которые выдают уже готовые ценники. Это можно делать прямо в торговом зале, сканируя штрихкод на товаре, что сокращает время на эту работу примерно в три раза. В планах перейти на электронные ценники. Если раньше товар приходилось выставлять на полки по одной бутылке или банке, то сейчас появились короба в упаковке, уже готовой для выкладки на полки. Все это помогает справиться с рутиной и высвобождает ресурс сотрудников для более важных и интересных задач.

Мы следуем трендам и предлагаем гибкие графики и короткие смены, чтобы человек мог самостоятельно выстраивать свой день. Так, наша биржа смен позволяет сотрудникам «Пятёрочки» или «Перекрестка» в свои выходные выходить на короткие подработки в любой удобный с точки зрения логистики магазин торговых сетей Х5 Group. Если человек хочет увеличить свой доход и у него есть два-три свободных часа, то ближайший от дома магазин будет ждать его. Если сотруднику, например, по семейным обстоятельствам потребуется переезд в другой регион, то магазины на новом месте для него также будут открыты — для комфортного перехода мы запустили специальный сервис внутри компании. Помимо этого, мы работаем над тем, чтобы делать персональные предложения для каждой целевой аудитории: студентов, пенсионеров, женщин в декрете. Подбираем для них удобные графики и оптимальную загрузку.

Для привлечения персонала мы активно используем HR-маркетинг и запуск креативных проектов. Осенью 2023 года перед началом высокого сезона Х5 вместе с «Пятёрочкой» провели масштабную акцию, где сотрудники могли выиграть квартиру в Москве, автомобили и еще более 5 тыс. разных ценных призов. Благодаря этой кампании мы привлекли более 1,5 млн релевантных кандидатов и обеспечили 70% от общего количества закрытых вакансий.

— Углубляясь в тему автоматизации: как проходят испытания роботизированных систем в вашем подмосковном распределительном центре? Способны ли эти роботы сократить численность персонала, занятого рутинными операциями?

— Да, мы тестируем роботов в реальной среде в нашей инновационной лаборатории на базе одного из подмосковных распределительных центров (РЦ). Уже успешно завершили тест-драйв роботов — вилочных погрузчиков, которые отвечают за автоматическое перемещение груза. Внедрение таких решений позволит в перспективе сократить количество рутинных операций и оптимизировать в среднем 20% штата в каждом РЦ.

Осенью приступим к пилотированию автономных мобильных роботов, у этого направления большой потенциал. Здесь и роботы-клинеры, которые делают уборку с помощью компьютерного зрения, и роботы-комплектовщики. Соответственно, нам потребуются операторы-техники, отвечающие за управление роботами. Это новые компетенции и новый опыт, которого раньше в организации не было, и на рынке таких специалистов немного, поэтому мы в том числе будем обучать своих сотрудников с нуля, что может стать хорошей экспертизой. В целом, к 2027 году мы планируем частично автоматизировать уже до 30 РЦ.

— У вас уже не первый год работает лидерская программа «Директор магазина-партнер». Каковы результаты этого проекта? Собираетесь ли вы его продолжать?

— Этот проект уже часть нашей жизни, а партнерство — ценность компании. Любой директор «Пятёрочки», а их у нас почти 22 тыс., может пройти обучение, сдать контрольные тесты и после этого стать директором-партнером. Суть в том, что директор может влиять на бизнес-результаты торговой точки и получать долю от дополнительной прибыли магазина. Наша задача здесь — научить людей пользоваться этими возможностями так, чтобы бизнес от этого не терял, а приобретал, зарабатывает бизнес — зарабатывают директор магазина и его коллектив. По результатам первого полугодия премиальный фонд для эффективных магазинов составил 2025,3 млн руб.

Сейчас у нас уже более 6,6 тыс. директоров-партнеров, и через три года мы планируем распространить эту программу на всю сеть наших магазинов. Это значит, что где-то 3,5 тыс. директоров будут ежегодно добавляться в проект. Чтобы они могли обмениваться информацией и общаться с топ-менеджментом, мы создали специальный клуб для участников программы.

Следующий шаг в развитии директора магазина-партнера: директор магазина — партнер франчайзи, который работает уже практически как собственник бизнеса с соответствующим контуром полномочий. Мы протестировали этот формат, и семь человек стали директорами-франчайзи, которые пробуют управлять магазином в рамках новых полномочий. Теперь будем этот формат развивать.

— Есть ли аналогичные программы для повышения мотивации линейного персонала?

— Команда магазина тоже участвует в этом проекте как опора для своего руководителя. Потому что бонусный фонд и все, что дополнительно зарабатывает директор магазина, делится пополам: 50% идет директору магазина, 50% — коллективу. Каждый сотрудник становится участником большого проекта и претендует на дополнительное денежное вознаграждение.

Стандартная карьерная лестница у линейного сотрудника — это рост через администратора до директора, но внутри организации есть возможность и горизонтального роста. Далеко ведь не все хотят быть руководителями. Наша задача давать людям возможность зарабатывать деньги, менять функционал, получать новые интересные задачи. Сотрудники переходят на сборку заказов или, например, идут в пекари. Пекарни в «Пятёрочках» — это наш новый сервис, мы его сейчас активно развиваем.

У нас много предложений для людей с ограниченными возможностями здоровья: для них в 2023 году мы запустили проект «Один день в «Пятёрочке». Он позволяет выйти в торговый зал на ознакомительную экскурсию, чтобы понять, какая именно профессия им подойдет. Сейчас мы работаем над адаптацией должностной инструкции для сотрудников с инвалидностью по слуху, скоро у нас появится новая должность — продавец продовольственных товаров, которая исключает работу за кассой.

— Традиционно работа в магазине ассоциировалась с чем-то не самым интересным. Делают ли такие программы и технологии работу в ретейле комфортнее и интереснее?

— Мне кажется, один из самых важных вопросов — это вопрос мотивации. Сделать так, чтобы любой кассир каждый день с удовольствием шел на работу и улыбался покупателям — задача со звездочкой, потому что рутина в фуд-ретейле очень быстро «накрывает». Поэтому мы и стараемся делегировать рутинную работу роботам, менять сотрудникам рабочие задачи, условия труда, чтобы людям было комфортнее, и они чувствовали, что их ценят и уважают. Мы с большой благодарностью относимся к тем, кто давно в нашей команде. Всем сотрудникам со стажем работы от десяти лет мы каждые пять лет делаем дополнительные денежные выплаты. В этом году мы отмечали 25-летие «Пятёрочки» и подарили шести сотрудникам, отработавшим 25 лет в компании с момента ее основания, по 300 тыс. руб.

Ретейл — это скоростной мир с быстрыми результатами, это колоссальное количество новых возможностей и проектов. Мы постоянно напоминаем сотрудникам, что на каждом карьерном шаге они могут развиваться и двигаться вперед вместе с нами.

Поделиться