Цифровой контроль: как отмена бумажных марок изменит табачный рынок

Обновлено 05 сентября 2024, 14:13

На смену бумажным акцизным маркам на пачке сигарет приходит цифровой код. По мнению участников рынка, это позволит производителям сэкономить, а регуляторам — проще выявлять контрафактный товар

https://its.1c.ru/
Фото: https://its.1c.ru/

Правительство России 30 августа 2024 года утвердило переходные положения по маркировке табачных изделий, которые необходимы для окончательного перехода на цифровой контроль этого рынка.

С 1 сентября отменяется обязательное требование о нанесении на табачную продукцию бумажных марок. С этого момента основным критерием легальности такого товара станет двухмерный цифровой код маркировки в системе «Честный знак» и, следовательно, наличие информации о такой продукции в Государственной информационной системе мониторинга товаров (ГИС МТ). Соответствующий закон президент Владимир Путин подписал 8 августа 2024 года.

Каким будет переходный период к цифровой маркировке

Очевидно, что масштабный переход от бумажных марок к цифровым нельзя провести одномоментно. Поэтому вступающий в силу с 1 сентября ФЗ № 325 предусматривает переходный период сроком десять месяцев — по 1 июля 2025 года. В это время допускается производство и выпуск в обращение табачной продукции как с нанесенной бумажной маркой, так и без нее.

Как пояснили РБК в Минфине, производители отечественной табачной продукции смогут продолжать наносить ранее полученные специальные марки, но только до 1 июля 2025 года. После этой даты производители и импортеры обязаны выпускать в оборот табачную продукцию только с кодом цифровой маркировки.

Заявки на изготовление бумажных марок территориальные органы ФНС принимали до 1 сентября, а изготавливать их планируется до 1 января 2025 года. «Гознак» подтвердил Минфину готовность обеспечить в необходимом количестве производителей марками. «Это позволит сократить издержки предприятиям, чьи материальные запасы потребительской упаковки не будут соответствовать установленным к такой упаковке требованиям без нанесенной специальной марки», — отметили в Минфине.

С 1 сентября 2024 года Федеральная таможенная служба должна прекратить прием и рассмотрение заявлений о выдаче акцизных бумажных марок для маркировки импортируемой табачной продукции. Кроме того, до 26 декабря 2025 года ФТС должна провести инвентаризацию остатков акцизных марок, заказанных импортерами табачной продукции, и по ее итогам уничтожить их.

Что дает цифровая система учета потребителю и государству

Национальная система цифровой маркировки «Честный знак» вводится в России с 2019 года для противодействия незаконному обороту товаров. На данный момент она охватывает 24 категории товаров, которые составляют почти 20% несырьевого ВВП страны. Речь идет о таких видах продукции, как икра, бутилированная вода, безалкогольные напитки, табак, пиво, обувь, молочная продукция, товары легкой промышленности, шубы, шины, духи, фотоаппараты, медицинские изделия, кресла-коляски, антисептики, БАДы и лекарства. Еще по 15 группам товаров, включая детские товары, пиротехнику и стройматериалы, проводится эксперимент. Совокупный фискальный эффект от маркировки Минфин оценивает в 791 млрд руб.

Генеральный директор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей (МАРМП) Алексей Молодых отмечает, что масштабное внедрение маркировки отдельных групп товаров — принципиально новый процесс в системе учета производства и реализации продукции. В сегменте табачной продукции инициатива правительства вводит новый термин в Налоговый кодекс — «учетно-контрольная специальная марка». «Именно она и заменит привычный всем курильщикам бумажный акциз. По сути, это цифровой QR-код, содержащий в себе информацию о товаре и производителе», — поясняет он.

По оценке Минпромторга, доля нелегальной табачной продукции на рынке РФ составляет 11,3%. Как сообщал в конце июля 2024 года директор департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Владислав Заславский, еще годом ранее этот показатель составлял 13,3%.

После введения цифровой маркировки, уверен соучредитель юридической компании a.t.Legal Николай Титов, государству, в первую очередь фискальным органам, легче контролировать оборот табачной продукции и, соответственно, объем вырученных средств от продажи. Ни одна пачка сигарет не может быть продана без сканирования кода, чего не требовалось при бумажной акцизной марке, подчеркивает он.

«Цифровая маркировка планомерно оптимизирует работу как производителей, так и государственных органов. Производители получают данные из «Честного знака», что позволяет им улучшать свои бизнес-процессы. Для налоговых органов нововведение значительно упростит процесс администрирования: больше не нужно тратить ресурсы на выпуск, хранение и выдачу бумажных марок производителям и импортерам. С цифровой маркировкой это происходит автоматически и в онлайн-режиме», — поясняет руководитель офиса главного конструктора ЦРПТ Ян Витров.

Производителям переход на цифру позволит экономить на закупке бумажных марок. Затраты на это участники рынка оценивали в 2 млрд руб. ежегодно.

Какие перспективы открывает цифровой контроль

Доцент кафедры логистики Финансового университета при правительстве РФ, к.э.н Ольга Жильцова полагает, что явные плюсы от отказа от акцизной марки к цифровому коду маркировки обозначатся уже в переходный период с 1 сентября 2024 года по 1 июля 2025 года.

К тому же цифровая маркировка дает возможность участвовать в процессе контроля за продавцами табака самим покупателям посредством мобильного приложения «Честный знак». «Если вдруг покупатель обнаружит подделку, то сможет оперативно сообщить об этом в Роспотребнадзор», — говорит она.

Глава INFOLine Аналитика Михаил Бурмистров называет цифровую систему более надежной по сравнению с заявительной, которая действовала до этого.

Он и другие эксперты не ожидают сложностей как для государства, так и для потребителей на фоне перехода на новый принцип маркировки. Николай Титов, напоминает, что у бизнеса и государства уже накоплен достаточный опыт использования цифровых технологий по другим товарным группам, где спорные и неоднозначные моменты удалось разрешить, и цифровые технологии показывают свою эффективность. Так, по данным ЦРПТ, за время ввода обязательной маркировки рынок одежды и текстиля «побелел» на 33%, а количество товаров с неподдельными документами выросло на 62%.

Помимо этого, опыт применения цифровой маркировки табачной продукции есть в других странах ЕАЭС — Казахстане, Киргизии и Узбекистане. И, в частности, по информации Министерства финансов Казахстана, после введения обязательной маркировки табачных изделий отмечается рост поступления акцизов — в 2023 году по сравнению с 2019 годом, когда начала вводиться система, составил по всем видам табака 46,8% или 281 млрд тенге (более $582 млн по текущему курсу). При этом за 2022–2023 годы в стране благодаря цифровом контролю было выявлено нелегальной табачной продукции на сумму свыше 12 млрд тенге (около $25 млн).

Поделиться
Авторы
Теги