Какие специалисты востребованы в HR

Обновлено 09 сентября 2024, 07:48

Автоматизация и цифровизация сферы управления персоналом в России ускорились. Это повышает требования к самой команде рекрутеров

Shutterstock
Фото: Shutterstock

По итогам первого квартала 2024 года российский рынок HR-Tech увеличился на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 19,4 млрд руб., отмечают аналитики агентства Smart Ranking.

Количество запросов на экспертов, обладающих навыками автоматизации в кадровой системе, в целом выросло почти в полтора раза, выяснили аналитики CRM-системы Talantix, входящей в группу hh.ru. По их данным, в прошлом году уже в каждой третьей из 226 тыс. открытых в России вакансий для HR-специалистов работодатели указывали на необходимость навыков работы в автоматизированных системах по подбору, управлению персоналом и кадровому делопроизводству.

Спрос на HR-специалистов сферы кадрового электронного документооборота (КЭДО), например, по данным Talantix, в прошлом году вырос на 97% по сравнению с 2022 годом. Кроме того, компании часто ищут специалистов с навыками HR-автоматизации в части подбора и адаптации персонала. Это позволяет предлагать сотрудникам больше возможностей и учитывать их потребности, отмечает директор по развитию Talantix Марина Хадина.

Последние несколько лет большое количество игроков рынка HR планируют или уже инвестируют в автоматизацию, рассказала продакт-менеджер по автоматизации группы компаний по подбору персонала ANCOR Александра Скворцова. В частности, ускорение этому процессу придала пандемия, потребовавшая сохранять эффективность HR-процессов в условиях удаленной работы, отмечает она.

На какие технологии делают ставки кадровики

Один из ключевых трендов 2024 года — построение и развитие целостной и безопасной IТ-инфраструктуры с элементами искусственного интеллекта (ИИ), которая объединяет технологические сервисы по найму, управлению и развитию персонала, отмечает Марина Хадина. Такая система позволяет предложить сотрудникам удобное оформление всех кадровых процессов на всем карьерном пути и высвобождает ресурс HR-специалистов для решения наиболее важных задач, объясняет эксперт. Речь в том числе об удаленном оформлении кадровых документов с помощью цифровой подписи, планировании изменений штата, оценке сотрудников по множеству показателей и анализе для своевременного выявления сбоев в работе или назревающего кадрового кризиса.

Компании самого разного масштаба внедряют платформы, систематизирующие и упрощающие работу с наймом кандидатов, — так называемые ATS (Applicant tracking system), отмечает Александра Скворцова. Это значительно упрощает работу и высвобождает большое количество времени рекрутеров, отмечают в ANCOR: «Очевидно желание работодателей сократить время сотрудника на непродуктивные операции, высвободить человеческие ресурсы для более креативной работы в рамках своих обязанностей или смежных направлений».

Кроме того, на протяжении нескольких последних лет наблюдается формирование своеобразной экосистемы, когда с ATS интегрируются другие решения, рассказала Александра Скворцова: например, зарплатные продукты, платформы онбординга, платформы обучения сотрудников, программное обеспечение для работы с документооборотом, видеоинтервью, call-центры и чат-боты. Боты, например, все чаще применяются для обработки откликов кандидатов, для разных опросов, ведения внутренних коммуникаций, проведения исследований.

ИИ доверяют как создание различных текстов и объявлений, креативных сценариев, подготовку мультимедийных презентаций и разработку алгоритмов для работы call-центров, так и оценку и ранжирование кандидатов, отмечают эксперты.

Так, например, на HR-платформе «Сбера» робот на этапе просмотра кандидатов заменяет работу примерно 15 человек, рассказали в компании: «Он звонит кандидату, предлагает записаться на собеседование, отвечает на типовые вопросы, помогает заполнить анкету для службы безопасности».

В платформу интегрированы ИИ-модели, отвечающие за распознавание документов, персонализацию контента, анализ резюме. А также нейронные сети GigaChat и Kandinsky, которые помогают в создании, например, образовательного контента.

ИИ анализирует также модель поведения каждого сотрудника и рекомендует ему пути для карьерного роста и обучения, предлагает контент из огромного каталога тренингов, аудиокниг, видеороликов, презентаций и т.д, отмечают в «Сбере».

Цифровизация работы кадрового подразделения не только оптимизирует процесс подбора кадров, но и помогает улучшать рабочую атмосферу, повышать вовлеченность и лояльность сотрудников, рассказала директор по персоналу фармкомпании «Алцея» Дарья Кузнецова. В компании, по ее словам, выстроена цифровая экосистема поддержки работников — внутренняя социальная сеть для общения с врачами, провайдерами, партнерами, кандидатами на вакантные должности. «Это важный элемент поддержания командного духа, ведь часть команды работает удаленно, и для вовлеченности и эффективности важно иметь общее пространство для онлайн-общения», — отмечает Дарья Кузнецова.

Кроме того, HR собирают большие объемы данных, необходимые для предиктивной аналитики, отмечают эксперты. Это может быть работа с кандидатскими воронками, анализ трендов, аналитика затрат, анализ причин ухода людей. Пока, правда, лишь небольшое количество компаний умеет упаковывать, хранить и структурировать данные для дальнейшего эффективного анализа, считают в ANCOR.

Более 50% компаний используют ручной сбор данных, говорится в исследовании «Ключевые барьеры цифровизации в HR» (2024) Proscom, UTEAM, «Ростелекома» и Skillaz: «Excel остается основным инструментом для сбора, агрегации данных и принятия руководством решений». Впрочем, в ближайшие три года, по данным аналитиков, 50% компаний намерены оцифровать HR-аналитику.

Какие отрасли оцифровывают HR-функции

Востребованность специалистов по HR-автоматизации выше всего в отраслях, испытывающих кадровый голод и активно конкурирующих за персонал, отмечают эксперты Talantix. Например, в добывающей отрасли такие навыки нужны в половине вакансий раздела «Управление персоналом», в энергетике знание автоматизированных HR-систем указано в 46% вакансий, в нефтегазе — в 44%, в сельском хозяйстве — в 43%, в медицине, фармацевтике и аптечном деле — в 42%.

Высокий уровень автоматизации HR-процессов характерен также для предприятий сферы ЖКХ, государственных организаций, тяжелого машиностроения, металлургии, металлообработки, логистики, внешнеторговых компаний, следует из данных Talantix.

Чаще всего навыки HR-автоматизации требуют работодатели Ленинградской области (в 50% вакансий для специалистов по работе с персоналом), Московской области (45%), Ханты-Мансийского округа (43%), Красноярского края (39%). В Кемеровской и Калининградской областях умение работать с такими системами указано в 38% вакансий, в Иркутской области, Санкт-Петербурге, Приморском и Ставропольском краях — в 37%. В Москве доля таких вакансий — 36%. Эксперты Talantix объясняют это высоким уровнем автоматизации бизнеса в российской столице: «Сейчас этот процесс активно идет в регионах».

В целом уровень автоматизации в отечественном HR ниже среднего, считает Александра Скворцова. Сдерживающими факторами, по ее словам, являются высокая стоимость технологий и нехватка человеческих ресурсов.

Нужна команда, эксперты которой оценят необходимость автоматизации тех или иных процессов, потенциальную пользу, создадут самостоятельно или приобретут оборудование и ПО, говорит Александра Скворцова. 77% компаний все еще не имеют собственной команды, отвечающей за HR-Tech-продукты, следует из исследования «Ключевые барьеры цифровизации в HR.

Поделиться