Как управлять командой в условиях трансформации рынков и бизнеса

Обновлено 13 сентября 2024, 07:00

Ирина Кривошеева, генеральный директор УК «Альфа-Капитал», — о ключевых аспектах управления командой в условиях опережающего роста бизнеса

пресс-служба
Фото: пресс-служба

Современный мир динамичен, а индустрия инвестиций, управления активами меняется в разы быстрее многих отраслей. Последние два с половиной года были особенно яркими: после беспрецедентных санкций в отношении финансового сектора мы перестраивали процессы, искали выходы из форс-мажоров и одновременно старались помочь клиентам извлечь пользу из уникальных ситуаций, которые складывались на рынках.

Что стало главным ресурсом в ответе на внешние вызовы

При всей внешней «матрице вызовов» одной из глобальных задач для менеджмента было сохранение команды. На определенном этапе — из-за модернизации портфеля продуктов, экспансии в новые рыночные ниши и расширения клиентской базы — мы вновь начали активнее нанимать сотрудников. Интеграция новичков, обучение, адаптация к корпоративной культуре также вошли в число приоритетов управленческого состава.

Управляющая компания «Альфа-Капитал» давно выбрала своей миссией не просто адаптироваться к изменениям, а стараться действовать на опережение. Для топ-менеджера это значит постоянно сталкиваться с вызовами: мыслить быстро, но стратегически, рационально, но «про человека».

Уже очевидно, что компания не просто выстояла в новых условиях, — бизнес экстенсивно растет. За 2023 год объем инвестиций под нашим управлением увеличился на 64%, число клиентов — на треть, по темпам роста мы опережаем многих конкурентов. В текущем году активно работаем над расширением продуктового предложения и региональной сети, а также продолжаем укреплять цифровое лидерство.

Это результат не только выбора правильной стратегии и ее своевременных корректировок. Большую роль в поддержании импульса к росту играет корпоративная культура, в которой поощряются проактивность в команде и стремление прокачивать свои навыки. Как писал американский исследователь выдающихся бизнесов Джим Коллинз, компании становятся великими тогда, когда не только руководство использует правильную экономическую модель, но и сотрудники делают именно то, что любят и что умеют лучше других.

Как наладить внутреннюю коммуникацию

Ключевой фактор действенности корпоративной культуры — налаженные внутренние коммуникации. Включение каждого сотрудника в единую информационную среду обеспечивается спектром инструментов: от привычного интранета с опциями прямого общения до нашего ноу-хау — увлекательных видеоновостей с харизматичным ведущим, руководителем одной из бизнес-дирекций. На уровне подразделений хороший эффект дают в том числе стратегические сессии и фасилитации, позволяющие обмениваться идеями и сверять часы в контексте трансформации бизнеса.

Как известно, одной из распространенных ошибок являются вертикальные коммуникации без качественной обратной связи, поэтому перед нашими управленцами стоит задача внимательно анализировать любые инициативы и давать конструктивный ответ. Например, когда мы видим интерес сотрудника в карьерном росте, всегда стараемся проявлять гибкость в поиске вариантов с учетом опыта специалиста, вклада в развитие бизнеса, готовности брать на себя ответственность.

Обратная связь может даваться в рамках анализа реализации персональных планов и системы менторства для новичков. Практика показывает, что индивидуально стоит решать вопрос о проведении one-to-one встреч: для кого-то этот формат оптимален, а кому-то рациональнее будет потратить время на отдых, интересный курс по саморазвитию или запланировать встречу с нашим корпоративным психологом.

Основы «бирюзовой» концепции управления

В 1960-е годы американский психолог Клер Уильям Грейвз разработал теорию, определяющую человека как открытую систему, которая развивается и адаптируется под внешние условия. Для визуализации этапов и меняющихся ценностей были выбраны цвета от бежевого до кораллового.

В 2014 году французский бизнес-консультант и исследователь Фредерик Лалу применил эту теорию к бизнесам и описал в своей книге-бестселлере «Открывая организации будущего» одну из современных форм развития компаний — «бирюзовую». Мы сегодня наблюдаем, как на практике все чаще переосмысливаются классические подходы к управлению командами — на смену теряющему силу микроменеджменту приходит концепция Лалу.

Отличительной чертой «бирюзовой» организации является принцип целостности: любой сотрудник воспринимается как личность, способная раскрыть потенциальные таланты. В такой среде инициативе снизу придается большое значение, а векторы личных и корпоративных целей накладываются друг на друга. Гибкое распределение обязанностей, возможность менять роли способствуют улучшению результативности по сравнению с традиционным, вертикальным управлением.

«Бирюзовая» философия предполагает укрепление связей внутри команд и поддержку автономии талантов. Мы принимаем любые идеи: создаем атмосферу, где каждый сотрудник может свободно делиться предложениями, не бояться критики или непонимания. Поощряем самостоятельность и ответственность: даем возможность человеку самому принимать решения по широкому кругу вопросов. Это улучшает вовлеченность и стимулирует креативность.

Зачем повышать квалификацию действующей команды

Безусловно, выдающихся результатов можно добиться только через последовательные улучшения. В нашем случае улучшения часто требуют приобретения тех или иных компетенций, запрос на которые попросту отсутствовал на предыдущих этапах развития бизнеса.

Поскольку новые компетенции — далеко не всегда «про хантинг», а чаще связаны с раскрытием потенциала действующей команды, ключом к успеху служат программы повышения квалификации исходя из реальных потребностей бизнеса. Так, наши инвестиционные консультанты в ходе ежегодной комплексной оценки открывают для себя зоны личностного и профессионального развития, а затем могут реализовать намеченные траектории роста. Или возьмем пример оттачивания командных навыков — обучение руководителей принципам коучинга, применение которых положительно отражается на качестве взаимодействий в растущем коллективе.

Такой же инвестицией в будущее является рескиллинг (reskilling) — возможность переключаться на смежные либо совершенно новые для сотрудника направления деятельности. Постоянный апгрейд знаний поддерживает команду в тонусе и служит своеобразной страховкой от форс-мажоров из-за неготовности к изменениям рыночного ландшафта.

Почему важно культивировать гибкость в принятии решений

В высококонкурентных индустриях, где даже тактические инсайты могут давать бизнесам значительные преимущества, методологии гибкого управления выглядят жизненно необходимыми. Осознанно культивируемая нами гибкость укрепляет иммунитет к внешнему хаосу, а после кризисов способствует процветанию.

Проявлениями гибкого подхода являются, например, короткие итерации в процессе решения задач, частое получение и анализ обратной связи, а как следствие, возможность корректировки процессов на лету, ускоренное внедрение новаций. Немаловажно, что высокая гибкость команд снимает значительную часть вопросов, связанных с актуальностью KPI и эффективностью расходования ресурсов.

На практике именно гибкость и прозрачность представляются столпами для бизнесов, которые последовательно укрепляют лидерство и объединяют ярких энергичных людей, готовых работать ради общего успеха.

«Бирюзовые» принципы управления вкупе с «красным» имиджем «Альфа-Капитала» позволяют своевременно апгрейдить наши стратегические цели и добиваться реальных результатов. Перефразируя мысль из книги Лалу, можно сказать: в планах роста не надо бояться упереться в потолок, развиваться можно сколько угодно и в любых условиях.

Поделиться