Как меняется рынок инвестиций на фоне высоких ставок

Обновлено 17 сентября 2024, 07:30

Руководитель корпоративно-инвестиционного бизнеса инвестиционного банка «Синара» Алексей Куприянов — о том, какие инвестиционные инструменты наиболее эффективны в условиях жесткой денежно-кредитной политики

пресс-служба
Фото: пресс-служба

Еще буквально полгода назад инвесторы предпочитали длинные долговые бумаги, стремясь на максимально возможные сроки зафиксировать, как тогда казалось, высокую доходность вложений. Эмитенты же, наоборот, даже старались предлагать бумаги с лестничной, понижающейся от купона к купону доходностью, предполагая, что инфляция и ставка ЦБ РФ будут падать. В конце прошлого — начале этого года подавляющее большинство участников финансового рынка были уверены, что жесткая денежно-кредитная политика ЦБ — ненадолго.

Сейчас очевидно, что такие ожидания не оправдались. При этом высокие ставки действительно отражают в значительной степени повышение инфляции, прежде всего инфляции издержек. Существенно растет импорт комплектующих, при этом возникают проблемы, завязанные на логистику и платежи, которые приводят к удорожанию конечного продукта. Одновременно наблюдается значительный рост зарплат, в первую очередь линейного персонала.

Не все компании-эмитенты могут эффективно работать в такой ситуации с долгом, многие потеряют рынок, мы увидим консолидацию в некоторых отраслях, что также грозит дефолтами.

Вместе с тем в очищении рынка как таковом никакой катастрофы нет. Уход наименее конкурентоспособных компаний означает, что соответствующие рынки достанутся наиболее эффективным. И это — шанс заработать не только для них, но и для инвесторов, которые получают возможность вложить свои средства в их акции, ожидая получить большую доходность на росте котировок в будущем.

При этом важно отметить, что работающих финансовых инструментов для выстраивания эффективных инвестиционных стратегий на российском рынке сейчас хватает. Прежде всего, конечно, обращают на себя внимание флоутеры — облигации с плавающей ставкой купона, привязанной к ключевой ставке ЦБ или иным индикаторам денежного рынка, отражающим стоимость заемных средств.

Такие бумаги в силу структуры формирования эффективной доходности автоматически защищены от обесценения при росте ключевой ставки ЦБ и, соответственно, ставок денежного рынка. Они торгуются на бирже по ценам, близким к номиналу, и, если речь о качественных больших выпусках эмитентов первого эшелона, на российском рынке достаточно ликвидности, чтобы обеспечить инвестору возможность в любой момент продать облигации без потерь. Вместе с тем их доходность, даже если речь о самых надежных бумагах с рейтингом ААА, обычно примерно на один процентный пункт выше ключевой ставки, тогда как доходность депозитов, у которых точно такое же налогообложение, как у облигаций, как правило, ниже ее.

Если же инвестор готов принять на себя немного больший риск и купить бумаги с рейтингом АА, А+ или даже А- — а это все для России рейтинги инвестиционного уровня, — то он вполне может рассчитывать на доходность на 200 базисных пунктов выше уровня ключевой ставки ЦБ РФ.

С точки же зрения эмитентов, флоатеры интересны тем, что позволяют не переплачивать за заемные средства при снижении ставки ЦБ. В части рисков дальнейшего ужесточения денежной политики банковские кредиты юрлицам сейчас также выдаются в основном по плавающим ставкам, при этом они традиционно дороже облигационных займов.

Однако следует помнить, что у облигаций помимо более высокой доходности есть еще одно важное преимущество. Если речь о бумагах с кредитным рейтингом ААА, брокеры под их обеспечение предоставляют очень хорошие условия маржинальной торговли: можно, не теряя процентный доход и не отвлекая средства, использовать такой залог для покупок интересных бумаг при просадках рынка или, допустим, для участия в IPO.

Вложения в акции, несмотря на сложности многих эмитентов, также не стоит сбрасывать со счетов. Разумеется, в условиях, когда ставка безрискового дохода порядка 18–20% годовых, вкладываться во что-то более рискованное, чем ОФЗ или корпоративные облигации высшего кредитного качества, кажется не лучшей идеей. Поэтому варианты на рынке акций следует подбирать с особой тщательностью.

В качестве первого грубого приближения рациональным поведением можно назвать покупку бумаг, которые обещают в среднесрочной перспективе рост от 50%. Но такая потенциальная доходность может быть обеспечена только сравнимым ростом основных бизнес-метрик компании. На что в условиях нынешних высоких процентных ставок и дороговизны привлечения средств на развитие бизнеса будут способны очень немногие компании — в основном из динамично растущих отраслей, например IТ, e-commerce.

Но здесь может быть такая логика. Сейчас у нас в стране объективно существует значительный денежный навес, средств на руках у населения объективно очень много. При этом именно частные лица в последние годы стали основными игроками на рынке акций — как на биржевых торгах, так и в ходе IPO. Люди, действуя рационально, используя период высоких ставок, держат эти средства в консервативных инструментах с низким уровнем риска — депозитах, флоутерах, фондах денежного рынка. Но как только мы увидим признаки смягчения кредитно-денежной политики ЦБ, как только он начнет снижать ключевую ставку, эти огромные средства могут хлынуть на рынок акций и озолотить компании и их владельцев.

Поделиться