Ставка на молодежь: где ищут сотрудников российские пивовары

Обновлено 24 сентября 2024, 10:46

Директор по управлению талантами пивоваренной компании «Балтика» Оксана Герасименко — о том, почему конкуренции за персонал в ближайшие годы не станет меньше и зачем компании нужны выпускники вузов

пресс-служба
Фото: пресс-служба

Вызовы, которые стоят сегодня перед российской пищевой отраслью, связаны с изменившимся рынком труда. И пивоваренные компании здесь не являются исключением.

Прежде всего, предприятия испытывают кадровый голод. Если еще несколько лет назад в отрасли не хватало только квалифицированных кадров, то сейчас в целом не хватает людей. А нехватка именно квалифицированных сотрудников стала особенно острой. Промышленность сталкивается с недостатком профессионалов, обладающих техническими и производственными навыками. Пищевая отрасль требует глубоких знаний в области современных технологий производства и управления качеством продукции, что предъявляет высокие требования к квалификации специалистов, конкуренция за которых растет с каждым днем. Количество вакансий в сфере промышленности превышает число активных соискателей, и эта тенденция усиливается.

Еще один вызов — это растущие ожидания сотрудников. Современный рынок труда диктует новые условия: сейчас молодое поколение специалистов ожидает от работодателей не только стабильности, достойного уровня оплаты труда и перспективы роста, но и гибкой занятости, возможности удаленной работы, здоровой атмосферы; не просто рабочих задач, а работы, наполненной смыслом.

Поэтому мы не ожидаем, что конкуренция за персонал станет меньше, — это наша реальность на ближайшие годы.

Отвечая на эти вызовы, мы, как бизнес-структура, фокусируемся на трех направлениях. Во-первых, стараемся удержать сотрудников, постоянно пересматривая пакет льгот и бенефитов, а также уровень заработной платы, меняя процессы адаптации для новых сотрудников и, конечно, предлагаем собственные программы обучения и развития. Отношение к людям не как к ресурсу, а как к капиталу — важнейшая практика удержания сотрудников в компании. Во-вторых, усиливаем направление подбора и привлечения персонала, экспериментируя с разными каналами коммуникации с кандидатами, развивая наш бренд работодателя и совершенствуя процесс подбора. В-третьих, делаем особую ставку на молодежь, прежде всего студентов.

Привлечение именно молодых специалистов — один из важных фокусов. Компания более десяти лет развивает программу студенческих стажировок, год от года расширяет направления. Такой формат для студентов — возможность проявить себя, получить опыт и влиться в профессиональный коллектив. Плюс ко всему знания, которые студенты получают во время учебы в университете, успешно проверяются на практике.

Наиболее востребованные стажировки в компании — в административном блоке, маркетинге, инженерной службе. Для каждого начинающего в профессии критически важен правильный старт. Стажеры получают не только опыт, но и достойную оплату труда, бонусы от компании. Для нас важно, что ребята имеют возможность узнать отрасль изнутри.

В нашей компании действует две программы стажировки для студентов и выпускников — «Звезды Балтики» и «Управляй будущим». Любой желающий, стремящийся развиваться и готовый включаться в сложные проекты, может попробовать себя в сферах маркетинга, продаж, управления персоналом, корпоративных коммуникаций, логистики, финансов, IТ, производственных специальностей и других областях.

Программы отличаются выбором сферы для развития. «Управляй будущим» — это программа для инженерных и технологических специальностей, а «Звезды Балтики» — это стажировки по бизнес-направлениям, таким как маркетинг, информационные технологии, связи с общественностью и другим. Со всеми стажерами заключается трудовой договор, как и с другими работниками компании. Молодые специалисты могут получать бенефиты, которые доступны всем сотрудникам: обучение в Корпоративном университете, доступ к библиотеке, тренингам и вебинарам, бесплатное питание в столовой, корпоративный транспорт до места работы, выплаты по семейным поводам, возможность участвовать в волонтерских проектах, спортивных сообществах, киберспортивных турнирах, молодежном сообществе, книжном клубе.

Кроме того, стажеры становятся участниками программы привилегий, в которой могут получить скидки у компаний-партнеров, получить ДМС для себя и возможность льготного страхования родственников, а также пригласить семью и друзей на бесплатную экскурсию по заводу. После стажировки молодой сотрудник может продолжить работать в компании на постоянном трудовом договоре.

Важно, что в рамках этих программ открыты десятки вакансий, которые размещаются в течение года на карьерном сайте компании, ряде популярных карьерных порталов России о стажировках. Ежегодно партнерство с учебными заведениями расширяется. В настоящее время мы сотрудничаем более чем с 50 учебными заведениями в регионах присутствия заводов компании — в Воронеже, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Туле, Хабаровске и Ярославле. В 2024 году число стажеров возросло на 40%.

Студенты или выпускники выходят на работу, где за ними закреплен опытный наставник, который курирует прохождение стажировки на всех этапах. Во время стажерского трека в компании молодые специалисты готовят проект, связанный с реальным производством или улучшением производственного процесса, затем защищает его.

Стажерами могут стать студенты старших курсов, магистранты и недавние выпускники, у которых получится совмещать учебные и рабочие процессы. Все программы стажировок оплачиваемые.

Мы заинтересованы развивать и растить сотрудников, вместе с ними проходим путь от стажера до уверенного профессионала и стараемся создавать такие условия, чтобы молодому специалисту захотелось остаться в компании после окончания стажировки. В целом более 70% стажеров продолжают свой профессиональный путь в компании.

Кроме условий труда и соцпакета, задача компаний отрасли предоставить молодым специалистам возможности для самореализации во многих направлениях. Помимо профессионалов в области непосредственно производства, на наших предприятиях работают инженеры, IТ-специалисты, маркетологи, логисты, аналитики, специалисты по связям с общественностью и представители многих других служб. Студентов-аграриев, например, привлекает корпоративная агропрограмма по выращиванию пивоваренного ячменя, производству солода и хмелеводству.

Поделиться