Как защитить бизнес на маркетплейсах с помощью товарного знака
Конкуренция на маркетплейсах становится все более жесткой. По оценке агентства Data Insight, в конце 2023 года на двух крупнейших маркетплейсах России насчитывалось почти 550 тыс. сейлеров, а к концу 2024-го их число может возрасти до 700 тыс. Как защитить свои карточки на маркетплейсах, рассказала участница конференции «Предпринимательский класс» в Екатеринбурге Алина Акиншина, гендиректор компании «Онлайн Патент» и патентный поверенный.
Регистрация товарного знака — эффективный способ защитить бизнес от штрафов и финансовых рисков. Он также позволяет контролировать конкурентов, которые могут попытаться использовать ваш бренд для продвижения своих услуг.
Если другой продавец копирует ваши карточки на маркетплейсе, вы можете заблокировать их и возместить финансовые потери.
Этап 0: Регистрация товарного знака
Чтобы бороться с нарушениями, в первую очередь нужно закрепить собственные права на объект интеллектуальной собственности. Поэтому ключевым этапом подготовки к борьбе с нарушителями является регистрация собственного товарного знака.
Этап 1: Обращение к администрации маркетплейса
Самый быстрый способ — подать жалобу через специальную форму на маркетплейсе. Платформа может заблокировать карточки нарушителя и оштрафовать недобросовестного продавца. Может ли нарушитель завести новые карточки? Да, потенциально может, поэтому с системными нарушителями борьба переходит в более грозную плоскость претензионной работы.
Этап 2: Претензионная работа
Для более кардинального решения проблемы стоит параллельно начать претензионную работу. Это позволит не только заблокировать карточки, но и получить финансовую компенсацию от нарушителя.
Этап 3: Досудебное урегулирование
Можно попробовать разрешить конфликт мирным путем, договорившись с нарушителем до суда. Если он согласится с вашими требованиями, это позволит избежать судебного разбирательства. Если же соглашения достичь не удастся, вы все равно выполните обязательный этап перед подачей иска.
Этап 4: Обращение в суд
Обращение в суд — самый надежный способ пресечь систематические нарушения. Согласно ст. 1515 ГК РФ, в случае нарушения прав на товарный знак (использование в деятельности, даже случайное, чужого товарного знака или очень похожего обозначения) предприниматель несет прямую финансовую ответственность.
Вы как правообладатель сможете требовать компенсацию в размере:
- от 10 тыс. до 5 млн руб. (определяется судом исходя из характера нарушения);
- в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак.
Кроме того, можно возместить судебные расходы за счет ответчика.
Кейс: защита бизнеса на маркетплейсе
Предпринимательница запустила бизнес по продаже салфеток на маркетплейсах. Она заказала производство в Китае, привезла в Россию и начала продажи на Ozon и Wildberries, разработав уникальный дизайн упаковки. Однако вскоре ее продукцию начали копировать другие продавцы. Производство таких салфеток по большей части происходило на той же фабрике, но это не был эксклюзивный контракт. Последствиями стали снижение выручки и негативные отзывы. Мы помогли предпринимательнице защитить три товарных знака — общий вид упаковки и ключевые графические элементы. В результате были заблокированы карточки более 30 сейлеров — выручка вновь растет. А если появятся новые карточки-нарушители, то заблокировать их будет так же просто — благодаря регистрации товарных знаков предпринимательнице теперь доступен Цифровой арбитраж Wildberries и поддержка Ozon для реализации всех необходимых мер по защите прав на интеллектуальную собственность.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. С мелкими нарушителями разрешить конфликты зачастую проще через механизмы самих маркетплейсов: все площадки располагают удобной механикой борьбы с контрафактом. В случае с крупными нарушителями после быстрой блокировки карточек целесообразно переходить в судебную плоскость, чтобы добиться материальной компенсации за причиненный ущерб.