«МегаФон» проанализировал динамику использования M2M сим‑карт за 5 лет
«МегаФон» проанализировал динамику использования M2M сим‑карт за последние пять лет. Интенсивнее всего мобильный интернет для «умных» устройств используют организации, работающие в сфере жилищно‑коммунального хозяйства, а также промышленные предприятия. Количество такого оборудования в этих областях выросло, соответственно, в четыре и пять раз. А средний размер трафика, передаваемый одним устройством, увеличился втрое.
Ежегодно количество промышленных гаджетов, имеющих выход в интернет при помощи сим‑карт, растет в среднем на 18%, а за неполные пять лет их количество удвоилось. Растущая потребность в автоматизации и расширение возможностей интернета вещей стали основными драйверами роста спроса на М2М сим‑карты. «Умные» устройства собирают и передают данные, обмениваются ими между собой, помогают оцифровать производство и заменяют ручной труд.
Наибольший рост — более 400% — демонстрирует промышленность. Интернет вещей здесь применяется для решения самых разных задач: от мониторинга экологической обстановки до управления технологическими процессами. В жилищно‑коммунальном хозяйстве пятилетний рост составил более 300%, он связан с внедрением «умных» приборов учета коммунальных ресурсов.
Примечательно, что одной из отраслей, демонстрирующей стабильный рост, стало сельское хозяйство — в среднем 9% ежегодно. Современные технологии применяются для мониторинга состояния окружающей среды, контроля показателей, дистанционного управления процессами на фермах.
За последние пять лет среднее количество данных, передаваемых одним устройством, возросло в три раза — с 550 Мб до 1,5 Гб, что объясняется широким распространением «умных» видеокамер. Однако большая часть промышленного оборудования (более 92%) потребляет менее 100 Мб в месяц.
В России М2М сим‑карты наиболее распространены в центральной части страны (43% от общего количества). В основном технология здесь применяется для управления городской инфраструктурой («Умный город», «Безопасный город»), ЖКХ, мониторинга экологической обстановки. Еще 32% сим‑карт приходится на Урал, Сибирь и Дальний Восток. Здесь при помощи «умных» устройств автоматизировано машиностроение и управление автопарками, добыча полезных ископаемых, ведется мониторинг функционирования трубопроводов и отдаленных промыслов.
M2M (Machine to Machine) — технология, позволяющая устройствам обмениваться данными и взаимодействовать друг с другом без участия человека. Подключение таких устройств к мобильным сетям позволяет организовать автоматизированный обмен данными в тех местах, где нет проводной сети: на подвижных объектах и устройствах, расположенных за пределами физического периметра компании. При этом продолжительность сессии передачи данных в беспроводных сетях составляет всего пять секунд, что в четыре раза быстрее передачи по кабелю.
Интернет вещей создает глобальную сетевую инфраструктуру предприятия, включающую в себя множество разных устройств. «МегаФон» разработал микросервисную платформу, которая агрегирует различные данные, анализирует их и прогнозирует возможные сценарии. Это помогает цифровизировать процессы и обеспечить своевременную реакцию на изменения, что улучшает основные бизнес‑метрики компаний. Платформа адаптируется под разные задачи в зависимости от вида бизнеса и отрасли. Для каждой индустрии разработаны вертикально интегрированные решения: «Умное ЖКХ», «Экомониторинг» «Контроль кадров», «Контроль транспорта» и «Мониторинг воды».
«МегаФон» является лидером по внедрению М2М сим‑карт в промышленность и городскую среду. Для того чтобы обеспечивать стабильной связью и наших абонентов, и М2М‑устройства, мы совершенствуем мобильную сеть, увеличиваем емкость и покрытие, развиваем специализированные технологии связи, такие как NB‑IoT. Чтобы интернет вещей стал более доступным разным бизнесам, мы разработали тарифные решения под все популярные задачи. Одно из них — тариф с разовой оплатой на 10–15 лет, что упрощает и удешевляет эксплуатацию «умных» устройств», — отмечает Андрей Кузнецов, директор по тарифной политике и сегментному маркетингу корпоративного бизнеса «МегаФона».