Как взять под контроль выброс парниковых газов
Директор Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ Владимир Шишов — об исследованиях климатических рисков и практических мерах по сокращению выброса парниковых газов
В 2016 году Россия подписала, а в 2019-м ратифицировала Парижское соглашение по климату — международный договор в рамках ООН. Суть договора состоит в том, что каждая сторона должна разработать свой план действий по сокращению выбросов, чтобы замедлить глобальные изменения климата. В рамках этой работы в 2021 году Госдума приняла закон «Об ограничении выбросов парниковых газов», признав их негативное воздействие на окружающую среду.
Ключевая долгосрочная цель, поставленная в рамках закрепленной указом президента климатической доктрины РФ, заключается в том, что к 2060 году страна должна стать углеродно-нейтральной.
Здесь у нас есть и недостатки, и перспективы. С одной стороны, Россия входит в четверку стран, производящих наибольшее количество парниковых газов, что неудивительно с учетом уровня развития, например, отечественной энергетики. С другой — у нас есть такой существенный ресурс, как лес. Его поглотительная способность пока позволяет компенсировать все антропогенные выбросы парниковых газов.
Так, ежегодный потенциал поглощения CO₂-эквивалента зелеными массивами, находящимися в лесном фонде Красноярского края, составляет около 52 млн т при годовом антропогенном выбросе CO₂ 48 млн т. Таковы данные исследования по расчету объема выброса парниковых газов в основных сферах экономики региона, которое провела в Красноярском крае группа специалистов, работавших под руководством ученых из Сибирского федерального университета. Для расчетов использовались официальная методика, рекомендованная Министерством природных ресурсов и экологии РФ, и открытые источники информации по секторам экономики Красноярского края, включая данные Государственного лесного реестра, Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
По моим сведениям, Красноярский край — второй регион России после Сахалинской области, который представил научно-обоснованные расчеты объема парниковых газов, выброшенных в результате деятельности разных отраслей промышленности. Отмечу также, что нашими учеными была проведена работа по оценке климатических рисков за последние 30 лет. По результатам исследований выяснилось, что в крае имеются критические риски, которые оказывают существенное влияние не только на природные экосистемы, но и на социальную и производственную сферы — сильные ветры, обильные осадки, аномально холодная погода, более позднее ледообразование на водоемах и более ранний сход льда. Эти гидрологические аномалии оказывают существенное влияние на логистику в труднодоступных районах, где практически все необходимое завозится по зимникам. За последние десять лет косвенный ущерб только здоровью населения от климатических катаклизмов, будь то паводки, наводнения или ураганы, составил в Красноярском крае 680 млн руб.
В этих условиях очень важно думать о том, как помочь природе, а не навредить ей.
По итогам анализа мы пришли к выводу, что четыре основных эмитента парниковых газов — это энергетика, промышленное производство, животноводство, различного рода ТБО и ЖБО. Причем энергетика дает 84% всех выбросов в атмосферу, промышленное производство — только 10%, а животноводство и сфера обращения с отходами — по 3%. Оценки мы дали на основании официальной статистической отчетности предприятий. При этом баланс между поглотительной способностью лесов и антропогенными выбросами является положительным: наш край не просто углеродно нейтрален, а имеет дополнительный потенциал поглощения около 4 млн т CO₂-эквивалента за счет лесов. Кроме того, реализация природно-климатических проектов на территории Красноярского края различными индустриальными компаниями может увеличить этот потенциал от 10 до 200% в год.
Большую пользу в развитии единой национальной системы мониторинга и контроля выбросов принесут формирующиеся в стране системы контроля за выбросами парниковых газов на основе обязательной отчетности предприятий, реестр углеродных единиц и углеродный рынок. Такие инструменты помогут понять, как Россия движется к углеродной нейтральности к 2060 году, обозначенной президентом. Ведется такая работа и в нашем регионе. На основе нашего исследования сформированы предложения по созданию геоинформационной системы «Кадастр парниковых газов». Мы разрабатываем комплексную информационную систему, которая позволит оценить источники эмиссии CO₂ и других парниковых газов в Красноярском крае на уровне муниципалитетов, муниципальных образований, административных районов и края в целом, а также давать научно-обоснованные рекомендации по их сокращению и дополнительному поглощению через реализацию природно-климатических проектов.
Во-первых, это сбор информации по эмитентам (компаниям, производящим выбросы газообразных отходов или тепла) на основании определенных форм, прописанных в соответствующих законодательных актах. Компаниям-эмитентам эти формы хорошо известны. С 2025 года заполнение таких форм будет обязательным. Во-вторых, у нас есть алгоритмы, которые в автоматическом режиме будут привязывать объекты к той или иной территории и оценивать их выбросы. Соответственно, мы сможем предоставлять любому муниципальному образованию четкую и обоснованную информацию о том, кто является эмитентом и каков суммарный выброс парниковых газов на каждой конкретной территории.
Существует и обратный алгоритм, позволяющий оценить природно-климатический потенциал лесных экосистем, расположенных в тех или иных районах Красноярского края. У нас разработаны геоинформационные алгоритмы, которые в полуавтоматическом режиме позволяют оценить естественный баланс потоков углерода лесов, находящихся в том или ином административном районе края, а также дать рекомендации по увеличению поглотительной способности лесов через реализацию природно-климатических проектов. Работа выполнена в рамках проекта Министерства науки и высшего образования. Если в какой-либо компании понимают, что они выбрасывают большое количество парниковых газов, которое необходимо компенсировать, то на основании запроса в этой системе компания сможет получить рекомендации о том, какая лесная территория может быть использована для реализации природно-климатического проекта и каким образом он будет реализовываться. Де-факто работа проходит в три этапа: сбор информации, ее анализ и привязка к конкретной территории. В результате появляется четкое понимание того, какова в том или ином районе эмиссия, каково поглощение и какие возможны проектные решения для того, чтобы эту эмиссию сократить либо компенсировать за счет природно-климатических проектов.
Знаю, что подобные проекты реализуются и в других регионах. В целом по России такой подход приближает нас к формированию углеродного рынка, подобного тем, что уже есть в ряде других стран. Рынок углеродных единиц устроен так, что на нем можно в буквальном смысле торговать воздухом, объемы которого проходят строгую и точную процедуру верификации. Углеродная единица — это тонна так называемого CO₂-эквивалента. Существует множество парниковых газов — метан, азот, окись азота и т.д., — но основной по объему выбросов — CO₂, поэтому все эти парниковые газы могут быть пересчитаны в универсальный CO₂-эквивалент. Углеродные единицы верифицируются и через определенные механизмы выводятся на рынок. В результате, если какая-то компания-эмитент понимает, что не укладывается в установленные законодательством рамки по выбросам парниковых газов, то у нее есть три варианта компенсации этого превышения. Первый — проведение технологических мероприятий, к примеру установка на оборудование уловителей углеродного газа или совершенствование технологии, снижающей эмиссию парниковых газов. Второй вариант — осуществление природно-климатических проектов, как это сейчас делают «Русал», «Сибур» или «Роснефть». А если в России заработает углеродный рынок, то у эмитентов появится еще одна возможность — купить недостающие углеродные единицы у той компании, которая по выбросам находится ниже допустимой планки. Эта климатическая доктрина не только даст эмитентам более широкий спектр способов решать проблемы выбросов парниковых газов, но и привлечет на рынок частные компании и инвестиции. Потенциально затраты на получение тонн CO₂-эквивалента могут быть существенно компенсированы за счет продажи этих углеродных единиц на рынке.
Исследования климатических рисков по сокращению выброса парниковых газов в регионах Енисейской Сибири выполняются в рамках проектов Научно-образовательного центра «Енисейская Сибирь».