Как развивается инфраструктура телекома
Телеком-операторы делают ставку на развитие инфраструктуры для задач корпоративных клиентов. Бизнесу уже нужны не только устойчивая мобильная связь и быстрый интернет, но и комплексные цифровые сервисы
По данным аналитического агентства «ТМТ Консалтинг», объем российского рынка услуг связи превысил по итогам 2023 года 1,9 трлн руб., увеличившись за год на 5% — это самые высокие темпы роста отрасли за последние десять лет.
Как и в предыдущие годы, драйвером роста стал рынок мобильной связи: на него пришелся 61% совокупных доходов операторов. В то же время улучшились показатели других крупных сегментов рынка: широкополосного доступа в интернет, фиксированной телефонии, межоператорских услуг. Такие изменения обусловлены глобальным трендом цифровизации и требуют постоянных инвестиций в качество покрытия в масштабах всей страны.
Доступ к устойчивой голосовой связи и скоростному мобильному интернету во всех регионах обеспечивается в рамках проекта устранения цифрового неравенства (УЦН). Его реализацией с 2014 года занимается «Ростелеком» как единый оператор универсальных услуг связи на территории страны. С 2014 по 2021 год всего было построено более 122 тыс. км новых волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). Сейчас идет второй этап инициативы УЦН в соответствии с контрактом «Ростелекома» и Минцифры от 2021 года. За 2023 год, в частности, были обеспечены услугами мобильной связи 100% сельских поселений в Мурманской и Сахалинской областях, а всего за три года мобильное покрытие стандартов 2G/4G получили 4 709 сел, поселков и деревень с населением от 100 до 500 человек. Для подключения базовых станций было проложено более 17 тыс. км новых волоконно-оптических линий связи, а в труднодоступных регионах используется спутниковая связь. Расстояние между самыми западной и восточной точками проекта составляет 6 589 км, а между северной и южной — 3569 км, отмечают в «Ростелекоме».
Бизнес как драйвер
Российская телеком-отрасль развивается динамично, несмотря на текущую внешнюю ситуацию и санкции, однако классические телеком-услуги, оставаясь основным генератором выручки, приносят все меньше прибыли, считает Юрий Швыдченко, директор технологической практики компании «ТеДо». Основную ставку федеральные операторы связи делают на рост в сегменте b2b, комментируют в консалтинговой компании ДРТ.
По мнению Алексея Чернецова, генерального директора «ВТБ Мобайл», основные факторы роста рынка телеком-услуг в b2b‑сегменте — это цифровизация экономики и запрос от бизнеса на оптимизацию и автоматизацию рабочих процессов.
«Развитие телекоммуникационных технологий в России обеспечено растущим спросом со стороны промышленных предприятий, — рассказывают в пресс-службе «Газпром нефти». — Для управления бизнесом и активами индустриальным гигантам необходимо строить безопасные и эффективные корпоративные сети связи, а операторам — предоставлять для этих целей современную актуальную инфраструктуру и сервисы, например, на базе SD-Wan, Private LTE и 5G-сетей».
«Еще чуть более десяти лет назад значительная часть инфраструктуры «Ростелекома» была аналоговой: речь идет о периоде, когда оператор был сформирован на базе семи региональных компаний «Связьинвеста», и за эти годы мы много инвестировали в волоконно-оптические линии и сети доступа, чтобы обеспечить высокий уровень соединения для корпоративных заказчиков», — напоминает Валерий Ермаков, заместитель президента — председателя правления «Ростелекома».
«В сердце бизнеса операторов связи находится предоставление инфраструктурных сервисов, а спрос корпораций в этом направлении растет с годами не только за счет их собственного роста, но и за счет изменения IT-ландшафта», — поясняет Антон Шульга, партнер департамента финансового консультирования компании ДРТ.
Федеральный охват
Крупные инфраструктурные телеком-проекты часто играют ключевую роль в развитии регионов и являются триггером для развития бизнеса: например, создание коммуникационных каналов, улучшение их качества, модернизация и техническое перевооружение сетей или строительство ЦОДов приводят к локализации IТ-инфраструктуры крупных компании и развитию сопутствующего бизнеса вокруг, рассказывает Юрий Швыдченко. Для крупных распределенных компаний, по его словам, это обеспечивают эффективную оптимизацию расходов и управления.
В «Газпром нефти» рассказывают, что пилотные корпоративные сети связи были испытаны на производственных объектах на Ямале, в Омской области и Ханты-Мансийском автономном округе, они подтвердили возможность значительно ускорить обмен данными на расстоянии в несколько тысяч километров. В числе востребованных направлений развития телеком-инфраструктуры — территории Арктики, Сибири и Дальнего Востока: появление там современных волоконно-оптических магистралей способствует росту сопутствующих сервисов и трафика.
Как отмечает Валерий Ермаков, у «Ростелекома» самая большая инфраструктура в масштабах страны: «Мы присутствуем везде и доступны широкому кругу заказчиков, при этом самостоятельно решая все проблемы, связанные с поддержанием необходимой им инфраструктуры». Ранее инфраструктура строилась во многом на зарубежных решениях, требовалось привлечение техподдержки иностранных вендоров. Сейчас у специалистов «Ростелекома» есть все необходимые компетенции для этого, отмечает топ-менеджер компании. Кроме того, заказчиком инфраструктурных проектов выступает государство, чей контроль исполнения обязательств со стороны оператора является дополнительным фактором обеспечения устойчивости сервиса.
Платформенная поддержка
Сегодня российский телеком по многим параметрам соответствует лучшим мировым стандартам, а по некоторым превосходит их, по оценкам «ТеДо». Однако актуальная внешняя повестка ставит перед отраслью много вызовов: быстрое старение и износ оборудования могут привести к перегрузкам каналов, комментирует Юрий Швыдченко. Существует и риск сдвига сроков реализации перспективных проектов и внедрения новых технологических платформ из-за недоступности или дефицита оборудования.
Выявленные проблемы отрасль решает, стимулируя локальную разработку. Фокус на импортозамещении телеком-оборудования поддерживается спросом со стороны федеральных операторов. Например, в 2024 году «Ростелеком» объявил об использовании отечественного оборудования в своих ЦОДах, а также представил первые полностью отечественные рабочие прототипы базовых станций собственного производства в рамках процесса импортозамещения.
«Сегодня мы заключаем форвардные контракты с российскими производителями, что позволяет им инвестировать в развитие российских базовых станций, мобильных технологий, фактически ввиду нашего присутствия во всех регионах создаем в текущих условиях новый рынок», — рассказывает Валерий Ермаков.
Длинные инвестиции — устоявшаяся практика в российской отрасли связи. За последние десять лет «Ростелеком» вкладывал средства в развитие облачных решений, центры обработки данных и инструменты кибербезопасности, а также в платформенные решения. Например, были запущены собственные платформы видеонаблюдения для массового клиента и корпоративных пользователей, для «безопасных городов», для проведения единого госэкзамена и единого дня голосования. На основе этих платформ развиваются сервисы видеоаналитики на базе технологий машинного зрения.
Цифровая динамика
Если до недавнего времени бизнесу нужна была от операторов только связь — локальная, междугородняя и международная (МГМН), а также интернет, то сегодня телеком растет за счет предоставления корпоративным пользователям облачной инфраструктуры и различных конвергентных услуг: кибербезопасность, сервисы видео-конференц-связи, виртуальные АТС и связанные с ними бизнес-приложения, считают в ДРТ.
В ближайшие годы текущие тренды развития телекома в b2b сохранятся. «Этому должен помочь рост числа частных LTE и 5G-сетей, более массовое внедрение решений промышленного интернета вещей (IoT) на предприятиях, развитие облачных корпоративных решений, которые будут стимулировать спрос на соответствующую инфраструктуру», — считает Антон Шульга.
На базе инфраструктуры федеральных операторов развиваются и смежные направления — например, виртуальные операторы мобильной связи (MVNO). Такие игроки в банковском секторе интересны корпоративным клиентам возможностью получения максимальной выгоды через конвергентные банковские продукты, поясняет Алексей Чернецов.
В «ТеДо» добавляют к перечню актуальных фокусных направлений также сервисы совместной работы, платформы интернета вещей (IoT) и платформы для больших данных и аналитики. Корпоративным клиентам сегодня интересны комплексные цифровые и технологические решения, а также технологии на базе использования больших данных, подтверждают в «ВТБ Мобайл». «Big data помогает сформировать актуальный профиль абонента и предложить ему необходимый продукт или услугу своевременно: чем качественнее профиль, тем эффективнее можно выстраивать работу с клиентом, получая рост доходности, лояльности и уменьшение оттока», — поясняет Алексей Чернецов.
Услуги связи остаются основным источником доходов для операторов, вместе с тем точка роста их выручки продолжит смещаться в нетелекоммуникационный сектор, прогнозируют в «ТМТ Консалтинг». Уже в настоящее время операторы находятся среди ведущих игроков рынков ЦОД, облачных сервисов, инфобезопасности, IoT, видеонаблюдения. Тренд на увеличение выручки от услуг связи будет сочетаться с усилением позиций в этих сегментах. А будущее телекома в b2b связано с дальнейшей диверсификацией услуг для корпоративных заказчиков, развитием комплексных предложений на базе телекома, интеграционных и цифровых сервисов.
К примеру, у «Ростелекома» сегодня более 200 технологий и продуктов собственной разработки, включенных в Единый реестр отечественного ПО.
«Мы мигрировали сначала от классических телеком-услуг в платформенный подход: сегодня на волне импортозамещения разрабатываем собственные комплексные решения, — рассказывает Валерий Ермаков. — Если раньше наш клиент получал только конкретный конечный продукт или сервис, то сейчас он получает услугу по сервисной модели с возможностью развивать и масштабировать это решение внутри своего бизнеса».
В рамках сервисной модели растет значение цифрового интегратора как партнера предприятий из разных индустрий. В этой роли компания, не ведя бизнес в секторах, где заняты ее заказчики, тем не менее предлагает востребованные отраслевые решения, поясняют в «Ростелекоме».