Как искусственный интеллект влияет на индустрию спорта

Обновлено 14 ноября 2024, 09:07

Спортивная индустрия меняется: свыше 40% молодых болельщиков готовы платить за трансляции, а лиги, агентства и букмекеры — вкладываться в искусственный интеллект, позволяющий создавать контент для фанатов быстрее и дешевле

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Материал является частью сюжета «Индустрия ставок».

Чего хотят фанаты

Традиционные способы взаимодействия с фанатами фактически больше не работают и должны измениться, а спортивные объекты — выйти за рамки уже привычных онлайн-продаж. Об этом говорится в исследовании мировой индустрии спорта, проведенном PwC в 2024 году. Аналитики международной консалтинговой компании утверждают, что изменение поведения болельщиков второй год является одним из главных трендов, влияющих на индустрию. По данным немецких аналитиков из IRIS Sport, молодежная аудитория все чаще предпочитает смотреть спортивные трансляции на онлайн-платформах, а не по ТВ.

Так, в группе от 16 до 24 лет еженедельно это делают 48% аудитории (против 51% «телевизионной»), тогда как 46% зрителей в возрасте 55–64 лет вообще не пользуются интернетом при просмотре матчей. При этом данные IRIS показывают, что молодежь готова активнее платить за спортивный контент. Так, на это согласны 43% фанатов в возрасте 16–24 лет и 41% зрителей 25–34 лет — почти вдвое больше опрошенных, чем в возрастной публике. «Вероятно, среди молодой аудитории возрастет и количество платных подписок, что отражает растущую фрагментацию медиа-пространства в отношении популярного спортивного контента», — говорится в исследовании PwC.

Аналитики призывают спортивные бренды в этой связи активнее собирать данные болельщиков, рассуждая о том, что в будущем это поможет выстроить персонализированный маркетинг и принести участникам индустрии «в четыре-семь раз больше дохода».

В свою очередь, спортивная индустрия — лиги, агентства и букмекеры — все активнее вкладываются в цифровизацию, в том числе в искусственный интеллект (ИИ). В исследовании PwC приводятся результаты опроса участников индустрии, которые утверждают, что от внедрения генеративного ИИ (такого как ChatGPT) в большей степени выиграют спортивные СМИ и технологические компании — они получают возможность создавать контент быстрее и дешевле.

Так, 38% респондентов упомянули создание и распространение контента как наиболее важный пример использования генеративного ИИ. Еще 23% участников индустрии считают, что технология позволит провести «оптимизацию производительности» в отрасли, 18% — поспособствует дополнительному вовлечению болельщиков.

Фанатам же использование генеративного ИИ позволит получать улучшенный сервис на стадионах и максимально персонализированный контент, позволяющий управлять покупками «по всем параметрам, от пакетов билетов до более релевантных персональных предложений», утверждают в PwC. «ИИ, включая генеративный ИИ, а также новое поколение инструментов машинного обучения для понимания и управления контентом, революционизирует то, как правообладатели могут масштабировать мощные и прямые связи с фанатами. Это, в свою очередь, может принести большую пользу спонсорам и партнерам по вещанию и приносить дополнительные доходы», — рассуждает гендиректор технологической компании Greenfly Дэниэль Киршнер.

Что предлагают болельщикам букмекеры

Новой точкой соприкосновения индустрии с болельщиками, по мнению PwC, должны стать соцсети и полученные из них данные о поведении потребителей. Так, по данным лондонского агентства Starcount (собирает глобальную базу спортивных фанатов), в 2024 году на 72% выросло число потребителей, следящих за соревнованиями формата MMA, на 37% — число подписчиков футбольных клубов Саудовской Аравии и на 39% — количество подписчиков женских спортивных организаций. «Соцсети могут предоставить информацию о поведении потребителей, а также об интересах и брендах, с которыми они взаимодействуют помимо любимой команды или клуба», — говорится в исследовании PwC.

В России этот опыт осваивают в том числе букмекеры. В частности, у компании «Лига Ставок» есть собственная соцсеть для взаимодействия с фанатами. Подобные проекты есть у американских букмекеров из DraftKings и румынской Superbet. По словам вице-президента «Лиги Ставок» Ратмира Ронами, «социальная сеть в приложении компании — это первый и единственный проект по социализации ставок в России и новый формат коммуникации на рынке, который открыл дополнительные возможности сближения пользователей с продуктом».

В социальной сети есть полезные функции: чат событий, публичный профиль, подписка на игроков и рейтинг игроков, благодаря которым пользователи в реальном времени могут обмениваться опытом и эмоциями, советоваться и поддерживать друг друга, повторять успешные ставки и следовать за стратегиями кумиров. «Мы сделали соцсеть неотъемлемой частью просмотра спортивных событий, — рассуждает Ратмир Ронами. — Теперь эмоции разделяют не только болельщики на трибунах, но и тысячи пользователей приложения».

«Социализация нужна, когда на платформе есть контент и пользователи, которые хотят его обсуждать. В случае с трейдингом, например, одним важно делиться экспертизой, а другим — получать ее и задавать вопросы. В случае фильмов и сериалов важно делиться эмоциями и мнением. Это обязательная часть цифрового опыта, и любой платформе стоит задуматься о социальной составляющей, чтобы сохранить пользователей и выиграть конкуренцию с соцсетями и мессенджерами», — рассуждает директор по продукту компании «Эволюция социальных решений» Адель Гайсин.

По его мнению, социализированные пользователи больше привязаны к платформе. «А это означает рост выручки, ретеншна (от англ. Retention; определяет количество пользователей, вернувшихся к использованию продукта) и LTV (от англ. Lifetime Value; пожизненная ценность клиента)», — поясняет эксперт. «Если пользователь привык общаться на платформе и выстроил социальные связи, он с большей вероятностью вернется на нее, будет проводить там больше времени и охотнее совершать целевые действия, будь то ставки, подписка или покупка», — добавляет Адель Гайсин.

Игроки в чатах социальной сети «Лиги Ставок» отправляют 2,5 млн сообщений в месяц. Это переводит процесс ставок на новый интеллектуальный уровень и создает массовый спортивный нетворкинг.

«В сентябре 2024 года один из пользователей мобильного приложения поделился в чате победной ставкой из 16 событий с коэффициентом 13000. Экспресс завирусился, в результате победили 70 человек, а сумма выигрыша составила 14 млн руб.», — говорит Ратмир Ронами.

Как ИИ повышает ставки в игре

Треть опрошенных PwC международных спортивных федераций, четверть лиг и спортивных команд, а также 21% национальных федераций заявили, что уже работают над включением генеративного ИИ в свою бизнес-модель. Однако им пока далеко до технологических компаний, где 70% респондентов уже внедряют технологию в работу. Так, в Amazon интегрируют функции ИИ в хоккейные трансляции NFL. В PwC связывают неторопливость спортивных команд и федераций с необходимостью искать персонал с навыками работы с ИИ и менять внутренние процессы, «а это никогда не бывает легким».

Так, в «Лиге Ставок» уже начали использовать в работе искусственный интеллект. В компании поясняют, что речь идет о модерации сообщений в чатах игроков с помощью этой технологии. Директор по развитию клиентского опыта Единого центра учета переводов интерактивных ставок (ЦУПИС) Ольга Беспалова говорит, что финтех-платформа также активно внедряет ИИ. «Уже сегодня чат-боты с ИИ отвечают на 100% стандартных обращений пользователей и более 73% нестандартных. Так мы сократили нагрузку на службу поддержки более чем втрое», — говорит Беспалова.

По ее словам, в 2025 году в ЦУПИС планируют масштабировать чат-боты с ИИ «на все каналы обслуживания» «Важно, чтобы боты могли не только консультировать, но и решать нестандартные кейсы — предугадывать проблемы и давать подсказки клиентам. Таким образом мы повысим скорость обслуживания и качество сервиса, что позитивно повлияет на удовлетворённость и лояльность наших клиентов», — считает менеджер. По мнению аналитика Microsoft Ника Маккуайра, генеративный ИИ в будущем позволит на 40–60% повысить производительность в компании в зависимости от вида бизнеса.

Поделиться