Как бизнес справляется с нехваткой сотрудников
В условиях кадрового дефицита компании укрепляют корпоративную культуру и развивают программы привлечения и развития персонала
По итогам второго квартала 2024 года потребность компаний в сотрудниках выросла более чем на 10%, до 2,7 млн человек, отмечают эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. Несмотря на прилагаемые усилия по поиску сотрудников, в среднем около 80% работодателей испытывают кадровый голод, следует из результатов исследования сервиса Superjob. В персонале, по данным аналитиков, нуждается как крупный, так и малый и средний бизнес: о дефиците кадров говорят 83% представителей бизнеса с численностью сотрудников от 100 человек, и 80% компаний с численностью менее 100 человек. Разрыв между спросом и предложением на сервисах по подбору персонала продолжает расти. Весной 2022 года на открытую вакансию приходилось в среднем около шести активных резюме, сейчас — менее четырех, сообщает рекрутинговый сервис HH.ru.
Кого не хватает на рынке труда и почему
Серьезный недостаток кадров на рынке труда начал ощущаться еще в прошлом году, а в 2024-м ситуация стала серьезнее. Согласно результатам опросов HH.ru, с ноября 2022 года общее число вакансий увеличилось более чем на 60%. Дефицит ощущается на всех уровнях — от разнорабочих и линейного персонала до высококвалифицированных специалистов, прежде всего медицинских и инженерных специальностей. В ноябре, например, на HH.ru самыми востребованными на основе соотношения числа резюме на одну вакансию стали профессии дворника, токаря, сварщика, продавца-консультанта, автослесаря, механика, администратора магазинов, врача, фармацевта. По данным ИСИЭЗ ВШЭ, сильнее всего недостаток сотрудников ощущается в сфере b2b-услуг, производстве и ретейле.
Отечественный рынок последние три года из-за снижения курса рубля и ужесточения миграционной политики сталкивается с оттоком рабочей силы, который усиливает негативную динамику, отмечает декан факультета экономики МГУ Александр Аузан.
В частности, по данным пресс-службы Минтруда, миграции и занятости Таджикистана, в первом полугодии 2024 года поток трудовых мигрантов из этой страны в Россию сократился на 16%, или примерно на 400 тыс. человек.
Кроме того, по словам Аузана, до сих пор на рынок влияют последствия пандемии COVID-19: отчасти из-за ухудшения здоровья, а также из-за привычки к новым условиям труда далеко не все сотрудники вернулись на рабочие места.
Демографическая ситуация также не внушает рынку труда оптимизма, говорит главный эксперт HH.ru по рынку труда Наталья Данина. Сегодня на него, по ее словам, влияет «демографическая яма» 1990-х годов: число трудоспособных россиян на рынке труда в возрасте 25–29 лет сейчас ниже, чем специалистов старших возрастов. Наибольший дефицит приходится на возрастную группу 20–24 лет. Сотрудники этих возрастов наиболее востребованы среди работодателей. Молодых специалистов, которые могли бы занять открытые вакансии, не хватает, отмечает Данина.
Для рынка также характерна непропорциональная динамика спроса и предложения, говорят в HH.ru: так, в ряде категорий соискателей больше, чем вакансий. Например, в маркетинге и масс-медиа, согласно отчету рекрутеров, на одну активную вакансию в среднем приходится три резюме, и их количество растет быстрее, чем предложение работодателей, — за девять месяцев этого года показатели увеличились на 9 и 3% соответственно.
Зарплаты решают не все
Дефицит кадров подстегивает рост зарплат. Так, за последний год средняя заработная плата участников Рейтинга работодателей РБК, результаты которого представлены 19 ноября на HR-форуме РБК, выросла на 22%, до 155,8 тыс. руб. Причем сейчас рост заработной платы все больше вызван необходимостью привлечь персонал, а не ростом показателей эффективности компании и сотрудников, отмечено в исследовании сервиса Superjob: 57% опрошенных компаний повышали оклады сотрудникам менее чем полгода назад, еще 22% респондентов увеличивали оклады от полугода до года назад.
По данным HH.ru, во второй половине 2024 года доля россиян, не готовых снижать зарплатные ожидания ради сохранения или получения работы, впервые в истории наблюдений превышает 50%. На самом низком уровне она была в разгар пандемии, во втором квартале 2020 года, когда работать за сниженную зарплату соглашались 30% россиян.
Бизнес оказывается в ситуации, когда экономическое стимулирование сотрудников уже не оказывает на них должного влияния, говорит Наталья Данина: «Даже на высокооплачиваемые позиции некого брать».
Нехватка персонала — один из заметных факторов приостановки роста производственной активности в стране, что подчеркивает необходимость принятия эффективных мер по устранению дефицита кадров, отмечают аналитики Банка России в исследовании по результатам мониторинга промышленности.
Факторами привлечения и удержания персонала, согласно результатам опроса Superjob, может также стать стабильность компании и ее мотивационные программы для сотрудников — они занимают второе и третье места по важности для работников после зарплаты с показателями в 33 и 17% соответственно. Корпоративная культура имеет значение для 14% респондентов, а наличие и состав компенсационного пакета — для 12% соискателей.
В условиях, когда поиск нового персонала может быть затруднен, мотивация действующих сотрудников — то, на чем сегодня сосредоточивается бизнес, наряду с обеспечением карьерного роста, оптимизации и автоматизации рабочих процессов, отмечают эксперты. Ведущие российские компании нацелены на обеспечение достойных условий труда и поддержание обратной связи с руководством, показал Рейтинг работодателей РБК.