Эксперты обсудили, как заинтересовать молодежь рабочими специальностями
В рамках HR-форума РБК состоялась сессия «Трансформация системы подготовки кадров для промышленности», посвященная актуальным вопросам образования и рынка труда. Участники беседы, представители вузов и компаний — лидеров рейтинга работодателей РБК, обсудили первые результаты реализации федерального проекта «Профессионалитет», назвали плюсы и минусы системы «школа — ссуз — вуз» и попытались понять, как заинтересовать современную молодежь рабочими специальностями.
Руководитель центра образовательных решений и работы с вузами ТМХ Александр Беляшин назвал «Профессионалитет» первым шагом к формированию эффективной образовательной системы. «Несмотря на то что подготовка по рабочим специальностям стала более качественной, мы в ТМХ вынуждены давать некоторые базовые вещи, которые раньше давало высшее и среднее специальное образование, — признался спикер. — Например, одним из самых популярных наших курсов по рабочим специальностям является чтение чертежей. К тому же у ребят выпадает достаточно большой класс общеобразовательных дисциплин».
По словам Беляшина, ТМХ как один из крупнейших работодателей РФ изначально очень много инвестировал в подготовку кадров, ежегодно холдинг силами корпоративного университета выпускает более 3 тыс. человек по рабочим специальностям. «Но при этом очевидно, что промышленность не может вытянуть эту задачу в одиночку, без поддержки государства, без трансформации системы, которая объединила бы школу, ссуз и вуз, — убежден эксперт. — Мы упремся либо в демографическую яму, которая ожидает нас в 2030 году, либо в отсутствие интереса у молодого поколения. Хотя современный завод — это высокотехнологичное качественное производство, но многие живут прежними представлениями. Так что популяризация — наше общее дело. Необходимо объяснять молодежи, что рабочие специальности — это здорово, это почетный труд».
Представитель ТМХ также рассказал, что сегодня компания внедряет все больше коротких программ обучения: «Ребята, которые заходят в вузы, придут к нам готовыми специалистами через четыре-пять лет. А они нужны нам сейчас, в перспективе полутора лет». Тем не менее компания заинтересована в сотрудничестве с региональными учебными заведениями и в развитии территорий присутствия.
По мнению вице-президента по HR и организационному развитию ГК «Аквариус» Виктории Хабы, связка «школа — ссуз — вуз» реализуется только очень крупными компаниями. «Но экономика держится не только на крупных предприятиях. Есть и небольшие фирмы, которым для развития тоже нужны кадры», — отметила участница сессии.
Вице-президент сервиса SuperJob по работе с молодыми специалистами Амир Сараков призвал компании, которые стремятся привлечь новые кадры, учитывать современные тренды и находить такие формы подачи контента, которые будут понятны молодой аудитории с «клиповым» мышлением.
Руководитель университетского лицея № 1523 предуниверситария НИЯУ МИФИ Андрей Пастухов напомнил о необходимости поэтапного включения школьников в ту или иную деятельность. «Нужно формировать навыки инженерного мышления с 6–7-го класса, — уверен эксперт. — Нужно мотивировать, показывать вещи в математике или физике, в которых, может быть, дети пока ничего не понимают, но им это будет интересно».
Проректор по науке МГТУ им. Н.Э. Баумана Павел Дроговоз указал на актуальность непрерывного образования. «Сегодня каждый из нас может освоить микронавыки и поменять свою профессиональную траекторию на 90 или 180 градусов, — подчеркнул спикер. — Это условность — разделение на вуз и предприятие. Мы сами возводим забор между индустрией и высшим образованием. Надо его разрушить, сломать представление о том, что вуз — это ресурсный центр, откуда идут кадры. Современный инженерный университет — это два тесно переплетенных контура: образовательный и производственный».