На HR-форуме РБК раскрыли методы привлечения персонала в сферу АПК
На площадке HR-форума РБК состоялась сессия «Дефицит кадров и трудовая миграция», в ходе которой вице-президент по управлению персоналом и организационному развитию агропромышленного холдинга «ЭКО-культура» Елена Омелаева поделилась опытом и озвучила несколько действующих способов привлечения кадров в агропромышленный комплекс (АПК).
По ее словам, сегодня холдинг как работодатель сталкивается сразу с несколькими вызовами. Первая проблема обусловлена тем, что предприятия находятся в сельской местности, которая зачастую не может похвастать высокой численностью населения. Второй вызов состоит в том, что работа с закрытым грунтом — это преимущественно ручной труд. К примеру, томаты нельзя собрать с помощью комбайна, как картофель, рассказала Омелаева.
АПХ «ЭКО-культура» имеет производство в восьми регионах России — Ленинградской, Московской, Тульской, Липецкой, Курской, Воронежской областях, Кабардино-Балкарской Республике и Ставропольском крае.
Что касается кадров, то одна из задач, которая стоит перед отраслью закрытого грунта, это повышение производительности персонала тепличных комплексов и подготовка квалифицированных кадров для отрасли — от овощеводов до разработчиков профильного ПО.
Холдинг существует в реалиях рынка и направляет инвестиции в современные технологии. К примеру, специалистами холдинга разработан информационно-аналитический портал «Эко-Система». Он помогает решать задачи постоянно растущего холдинга. Все поступающие в режиме реального времени и накопленные данные хранятся на серверах «ЭКО-культуры» и являются базой для решения аналитических задач, финансового моделирования и прогнозирования целевых результатов на внутренних программных продуктах холдинга.
Также на производствах компании применяются мобильные решения для сотрудников (чат-боты), роботизация работ в теплицах и компьютерное зрение. Но несмотря на общий вектор роботизации и большое желание автоматизировать процессы в АПК, все еще значительная часть работы выполняется персоналом вручную. «Мы тестировали робота по сборке томатов, но пока за тот же период, что он соберет корзину томатов, овощевод холдинга способен собрать целый ящик», — поделилась Омелаева.
Тем не менее технологии не только помогают в сборе продукции, но и обеспечивают прозрачность работы. Например, автоматизированный учет рабочего времени позволяет специалисту после завершения одного из сеансов сбора «чекнуть», сколько он заработал. По словам Омелаевой, это также привлекает сотрудников.
Отталкиваясь от самой специфики ручного труда, от того, что предприятия находятся в сельской местности, холдинг остановился на сарафанном радио как инструменте HR и заботе о своих сотрудниках. «Попробовав все современные технологии, мы обратили внимание, что все же 90% конверсии — именно сарафанное радио. Для 18 тыс. человек нашего холдинга мы стараемся обеспечить интересные и желанные условия труда», — рассказала Омелаева.
Серьезно расширить поток соискателей помогло увеличение заработной платы. Овощевод в холдинге сейчас получает 100 тыс. руб. «Мы участвуем в благотворительных акциях, делаем мероприятия, не связанные с работой, заботимся о семьях сотрудников через собственную социальную программу», — перечислила глава HR «ЭКО-культуры».
У холдинга большие амбиции. В 2025 году например, в планах открыть пять новых теплиц в России и за рубежом. В заключение она анонсировала амбициозный проект, внедрение которого позволит «выращивать томаты при температуре от плюс 60 до минус 60 градусов».
Участники дискуссии также в формате блиц-опроса обсудили, какие инструменты сегодня существуют для поиска как линейного, так и эксклюзивного персонала. И что важнее при поиске — ресурсы или сроки?
Директор по персоналу «Ашан Ритейл Россия» Дарья Демина предложила другой фокус внимания — «ресурсы в сроки». По ее словам, в ретейле основная задача состоит в непрерывности работы бизнеса, а то, какими ресурсами это будет обеспечено, — вопрос открытый. Другой спикер — директор по персоналу блока «Поддержка бизнеса» Х5 Group Ксения Адлейба предложила сконцентрироваться на поступающей информации: она поможет понять, кого нужно привлекать и на чем фокусироваться.