Рыночная ниша ― как выбрать нишу для бизнеса и не прогореть

Обновлено 05 декабря 2024, 09:24
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Современный рынок поделен на узкие сегменты: кто-то занимается товарами для рыбалки, кто-то возит запчасти только для автомобилей Kia, а кто-то оказывает услуги подолога, что совсем не одно и то же, что педикюр. Специализация на одном сегменте позволяет покупателям найти редкие товары и получить консультацию у человека, который не занимается «всем подряд», а долго работает в конкретной нише.

Бизнес, который занял конкретную нишу, получает не так много заказов, но зато все они целевые. К таким предпринимателям клиенты возвращаются, что позволяет серьезно экономить на привлечении покупателей. В этом тексте мы поговорим подробно о том, что такое рыночная ниша, какую из них выбрать в 2025 году и как занять в ней прочное положение.

Что такое рыночная ниша

Рыночная ниша ― это узкий сегмент рынка, где есть клиенты с уникальными запросами, которым не подходят товары из массового сегмента. Например, профессиональные рыбаки хотят покупать снасти, которые покажутся слишком дорогими для обычных любителей. Звезды телеэкрана хотят носить одежду, которая не продается в массмаркете, чтобы на записи очередного шоу не встретить кого-то в таком же пиджаке. За это они готовы платить большие деньги.

Рыночные ниши отличаются по нескольким параметрам:

  • Специфичность: узкая целевая аудитория покупателей.
  • Неиспользованный потенциал: спрос есть, а предложения нет.
  • Прибыльность: можно получить высокую маржу с одной продажи.
  • Устойчивость: даже если рынок рушится, спрос остается.
  • Низкая конкуренция: мало желающих торговать этим товаром.

Что такое рыночная ниша

Если компании удается найти свою нишу и занять часть рынка, то ей не придется конкурировать с большими компаниями, она будет иметь конкретную аудиторию и сможет лучше удовлетворять потребности своих клиентов.

Какие бывают рыночные ниши, их описание

Рыночные ниши можно разделить по их размеру, географии, возрастам, интересам клиентов и другим параметрам.

Географические рыночные ниши

  • Местные ниши: например, ресторан в определенном районе города.
  • Региональные ниши: например, компании, продающие корма фермерам в конкретной области страны.
  • Международные ниши: например, производители пшеницы на экспорт.

Технологические рыночные ниши

  • Конкретное оборудование и ПО: например, компании, ремонтирующие ноутбуки Acer или разрабатывающие приложения для Android.
  • Ниши в технологиях: например, компании, работающие над приложением виртуальной реальности.

Возрастные рыночные ниши

  • Для детей и подростков: например, одежда и обучение.
  • Для людей среднего возраста: например, банки или сервисы по поиску работы.
  • Для людей старшего возраста: например, дома престарелых или услуги сиделки.

Другие рыночные ниши

  • По интересам и хобби: например, любители авиамоделирования или бега.
  • По потребностям и проблемам: например, компании, оказывающие услуги людям с ограниченными возможностями.
  • Для конкретных профессий: например, ПО для бухгалтеров или юристов.

Объем рыночных ниш

Широкие ниши ― это сегменты рынка, где самая большая аудитория, например электроника или косметика.

Узкие ниши ― это сегменты с небольшой аудиторией, например коллекционеры монет.

Сезонные ниши ― это сегменты рынка, спрос в которых зависит от времени года, например продажа стеклянных банок для консервации.

Трендовые ниши ― это товары, недавно ставшие популярными, например спиннеры или поп-иты.

Устойчивые ниши ― это сегменты рынка, где спрос не ослабевает, несмотря на колебания рынка. Например, здравоохранение или производство продуктов питания.

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Здравоохранение будет требоваться всегда и везде, потому эту сферу можно отнести к устойчивым нишам

Какие бывают рыночные ниши

Есть ниши, которые не зависят от модных увлечений или сезонных колебаний, скажем, рынок здравоохранения и индустрия пищевой промышленности.

Как найти и выбрать рыночную нишу

Чтобы подобрать свою рыночную нишу, нужно следовать алгоритму.

1. Определите свои интересы, навыки и знания

Не нужно выбирать ту нишу, в которой вы ничего не понимаете. Лучше начать работу в той нише, где вы обладаете какой-либо экспертизой. Если вы рыбак, то лучше заняться продажей удочек, чем продажей медицинских препаратов.

2. Проведите исследование рынка

Выясните, какие ниши еще не заняты, но на них есть спрос. К примеру, если в небольшом городе нет ни одного магазина тканей, то есть вероятность, что это будет выгодная ниша.

3. Выявите целевую аудиторию

Поймите, кто будут ваши клиенты и как вам выйти с ними на контакт. Какие у них требования и ожидания. Если вы хотите открыть беляшную на вокзале, то стоит спросить местных водителей, какой формат им будет интересен.

4. Составьте уникальное торговое предложение (УТП)

«Горячие беляши», «Продукты из Белоруссии» ― каждому бизнесу нужна простая и понятная формула, что он продает.

5. Проверьте жизнеспособность ниши

Посмотрите, сколько зарабатывают ваши конкуренты. На некоторых маркетплейсах можно посмотреть статистику продаж других предпринимателей.

6. Оцените свою конкурентоспособность

Сравните цены конкурентов и ваше предложение. Сможете ли вы продавать дешевле и при этом оставаться в плюсе? Или продавать дороже, но объяснять клиентам, за что они переплачивают?

7. Протестируйте свою нишу

Закупите небольшую партию товара и попробуйте ее продать с минимальными вложениями. Если этот товар не пойдет, возможно, стоит поискать другую нишу.

8. Позиционируйте свой бизнес

Разработайте стратегию продвижения, которая позволит вашему бизнесу развиваться и обгонять конкурентов.

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Одно из ключевых правил — выбрать нишу, которая вам самим действительно интересна

Как найти и выбрать рыночную нишу

Выбирайте нишу, которой вы увлекаетесь, это поможет вам найти мотивацию и энтузиазм для ее развития.

Как проанализировать рынок для поиска рыночной ниши

  • Исследуйте рыночные тенденции: почитайте отчеты об объемах рынка и марже, которую получают продавцы. Выясните, растет ли рынок, или падает, какие новые ниши на нем появляются. Вам могут помочь отраслевые отчеты и государственная статистика, которая есть в открытом виде.
  • Изучите поведение потребителей: опросите людей, которым интересен ваш товар или услуга. У них можно узнать, что им хотелось бы купить и каким образом можно повлиять на их решение о покупке.
  • Выявите неудовлетворенные потребности: узнайте, какие продукты не удовлетворяют потребности клиентов на рынке и каким образом можно закрыть эти потребности своим товаром.
  • Изучите конкурентов: посмотрите статистику их сайта, налоговые отчисления и другие параметры, которые есть в открытом виде, чтобы понять, на какой доход вы сможете рассчитывать в текущей нише.
  • Оцените жизнеспособность ниши: убедитесь, что ниша достаточно велика, чтобы там было место для еще одного игрока. Также стоит посмотреть на конкуренцию в нише: если там правят бал большие игроки, то начинающему предпринимателю там делать нечего.
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Аналитика конкурентов необходима для успешного занятия рыночной ниши

Как проанализировать рынок для поиска рыночной ниши

Регулярно отслеживайте конкурентов в своей нише, чтобы быть в курсе новых тенденций и изменений в поведении потребителей.

Плюсы и минусы нишевого бизнеса

Достоинства нишевого бизнеса

  • Снижение конкуренции: в нише меньше конкурентов, чем на большом рынке, что помогает начинающим предпринимателям занять там свое место.
  • Создание дифференциации: нишевые игроки могут выделиться среди конкурентов, предоставляя уникальные предложения.
  • Повышение прибыльности: вы можете продавать товары с большей наценкой, если они единственные на рынке.
  • Повышение лояльности клиентов: имея экспертизу в определенной нише, вы сможете помочь клиентам найти именно то, что им необходимо.
  • Нет зависимости от больших клиентов: нишевые предприятия имеют распределенную базу клиентов, и один покупатель не сможет диктовать вам условия.
  • Потенциал для роста: нишевые рынки могут иметь большой потенциал для роста в зависимости от ваших маркетинговых усилий.

Недостатки нишевого бизнеса

  • Ограниченный размер рынка: в ходе развития компания легко может упереться в потолок заказов только потому, что обслужит всех желающих в своей нише.
  • Зависимость от конкретных потребностей: если потребности клиентов изменятся, то они перестанут покупать товар у вас.
  • Трудности в расширении: на более широких рынках вас ждет ожесточенная борьба за клиента, к которой вы не привыкли в своей рыночной нише.
  • Ограниченный объем рынка труда: найти специалиста, который разбирается в нишевом продукте, гораздо сложнее.
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Поиск квалифицированных кадров — это и стимул, и ограничение для нишевых бизнесов

Плюсы и минусы нишевого бизнеса

Достучаться до аудитории в узкой нише будет сложнее, так как в этом случае традиционные маркетинговые каналы могут быть менее эффективными.

Поделиться