Как телеком-операторы решают задачи цифровой трансформации бизнеса
Директор проектных офисов компании «Ростелеком» Александр Бляблин — о возможностях отечественных разработчиков в решении отраслевых задач цифровизации производств. «РБК Отрасли» собрали ключевые тезисы подкаста
Как развивается цифровая экономика
Цифровизация стремительно меняет мировую экономику, и Россия не отстает от этого тренда, а в отдельных направлениях даже является одним из лидеров. Например, страна демонстрирует успехи в развитии финтеха и цифровых сервисов для населения, например электронных госуслуг.
Исторически банки были крупнейшими инвесторами в IT, их расходы на цифровизацию ежегодно растут на 12–14%, по данным отчета «Информатизация в банковской сфере» аналитического агентства «ТМТ Консалтинг». Следом за финансовым сектором по темпам роста затрат на IT идут ретейл и топливно-энергетический комплекс (ТЭК).
При этом спрос на цифровизацию все больше смещается в сторону промышленного сектора: помимо ТЭК, потребность в IT-решениях растет в химической, деревообрабатывающей отрасли, металлургии. Цифровая трансформация идет в агропромышленном комплексе и сфере туризма.
Запросы бизнеса сегодня связаны с задачами развития инфраструктуры передачи данных, систем хранения и обработки информации, обеспечения кибербезопасности. Телеком-операторы в первую очередь развивают соответствующие среды, инфраструктуру, системы. «Ростелеком», который из классического телеком-оператора трансформировался в интегратор цифровых решений, на этой базе развивает прикладные отраслевые решения.
Будучи одновременно интегратором и вендором, компания внедряет как собственные продукты, так и проверенные решения других российских разработчиков. Основная задача — обеспечить заказчику удобство выбора: компания формирует портфели из проверенных решений, тестирует их и адаптирует под отраслевые задачи клиентов. Это позволяет бизнесу снизить издержки на пилотирование и внедрение.
Какие IT-задачи в центре внимания бизнеса
Одним из главных вызовов цифровой повестки становится импортозамещение через достижение технологической независимости как отдельных компаний, так и целых отраслей. По прогнозам Минцифры, к 2025 году доля российского программного обеспечения (ПО) превысит 63% и к 2030 году достигнет 70%. Для бизнеса это означает не только переход на отечественные решения, но и полную адаптацию процессов.
Бизнес активно переходит на отечественные решения. Предприятия с уходом из страны западных компаний оказались без техподдержки уже внедренных решений. Бизнес осознает необходимость перехода и инвестирует в адаптацию новых технологий, несмотря на связанные с этим трудности. Помимо внешних ограничений, стимулируют миграцию на российские решения и требования регулятора: государство обязывает субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) использовать отечественное ПО.
В части импортозамещения решений для выстраивания бизнес-процессов «Ростелеком», например, разработал альтернативу австралийскому таск-трекеру Jira в виде платформы коорпоративных коммуникаций и управления «Яга». Для автоматизации и управления технологическими процессами на промышленных предприятиях создано специализированное ПО — SuperSCADA.
В чем роль интегратора цифровых решений
Интегратор отвечает за процесс внедрения и последующее обслуживание IT-продуктов. Мы берем полностью под ключ любое решение, которое внедряем.
Одна из основных задач интегратора — помощь с выбором и пилотированием продуктов. Поскольку даже при наличии собственного IT-отдела подбор цифровых решений является непрофильной для в производственной компании деятельностью. Выбрать на рынке несколько производителей, пропилотировать и протестировать их, как правило, требует серьезных ресурсов и генерирует большое количество издержек для непрофильного бизнеса.
Поэтому гораздо эффективнее иметь единое окно с большим штатом профильных специалистов, портфелем доверенных, пропилотированных и уже неоднократно внедренных решений. Мы, например, всегда предлагаем не просто решения, а уже реализованные на практике кейсы компаний из той же или смежной отрасли. В этом суть отраслевого подхода: очень сложно разговаривать с заказчиками из металлургии на примере решений, которые реализованы на молокозаводе.
Наш подход позволяет оценить применимость IT-продуктов к бизнес- или технологическим процессам конкретного предприятия. Кроме того, присутствие «Ростелекома» на всей территории страны позволяет нам открывать проектные офисы во всех регионах. Таким образом в любой точке страны, будь то Юг, Северо-Запад, Сибирь, Урал, Дальний Восток, Поволжье, у нас представлен инженерный состав
высококвалифицированных специалистов, которые готовы помогать заказчикам как пилотировать и апробировать решения, так и осуществлять дальнейшую технологическую поддержку и сопровождать проекты на местах.
При этом наши собственные разработки также могут быть включены как в комплексные проекты, так и в единичные поставки. Таким образом мы готовы выступать в качестве единого центра экспертизы, который аккумулирует проверенные разработки других игроков рынка и собственные решения.
Как развивается портфель b2b-решений
Мы видим два ключевых направления развития продуктов. Во-первых, это разработка продуктов в области автоматизации для промышленных предприятий из разных отраслей. Во-вторых, развитие решений для промышленной безопасности и человекоцентричных технологий.
«Ростелеком» выстраивает последовательный подход к цифровизации производства. Например, для повышения трудовой дисциплины внедряются системы позиционирования персонала, которые затем масштабируются в сторону автоматизации производственных процессов. Например, технологическое решение позиционирования персонала позволяет в режиме реального времени хранить и обрабатывать данные о местоположении сотрудников в пределах заданной территории, что позволяет автоматизировать табель учета рабочего времени и повышает промышленную безопасность. А вместе с цифровизацией заказ-нарядов эти два набора данных дают возможность определить удельный эффект трудового участия каждого сотрудника и позволяют повышать эффективность.
Дальнейшее масштабирование этой системы с помощью видеоаналитики в свою очередь увеличивает безопасность на предприятии. Таким образом последовательная автоматизация дает комплексный эффект: помогает клиентам постепенно двигаться от решения административных задач к оптимизации производства.
Будущее цифровизации: от интеграции до цифровых платформ
Рост цифровой культуры в России заметно ускоряется. Бизнес все чаще внедряет IT-стратегии и обращается за помощью к профильным интеграторам. «Ростелеком» помогает клиентам не только в разработке проектов, но и в их обслуживании.
Потенциал цифровизации огромен, особенно в условиях масштабных инвестиций в отечественные технологии, предусмотренных национальным проектом. «Ростелеком» планирует развивать новые решения, которые будут не только укреплять традиционные телеком-услуги, но и обеспечивать синергетический эффект за счет внедрения цифровых продуктов.
Мы используем исторически сложившуюся инфраструктуру для развития цифровых решений. Основу трансформации составляет так называемая «цифровая пирамида», где нижний уровень — это системы передачи данных и хранения, средний — датчики и сенсоры, а верхний — BI-системы и автоматизация. Компания последовательно продвигается вверх по этой пирамиде, создавая комплексные решения и интегрируя их в бизнес клиентов.
Ведущая подкаста: финансовый обозреватель РБК Алевтина Пенкальская