Эксперты обсудили детали реализации закона «О северном завозе»
Национальный центр «Россия» стал площадкой для проведения форума «Северный завоз — 2024», посвященного вопросам управления северным завозом в РФ. Задача целого ряда сессий, включенных в его деловую программу, — поиск практических решений по организации снабжения труднодоступных территорий страны.
Открыл форум круглый стол «Система управления северным завозом». Его участники поделились своим опытом организации завоза на региональном уровне и рассказали о реализации федерального закона «О северном завозе», который вступил в силу 1 апреля 2024 года. Он предусматривает создание централизованной системы управления и регулирует отношения, связанные с осуществлением завоза грузов на территории с ограниченными сроками завоза грузов, расположенные в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Модератором встречи стала Инна Михалко, заместитель директора по развитию АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики». В своем вступительном слове она отметила, что северные регионы ждали нового регулирования долгие годы — около 30 лет. «Наконец-то по поручению президента этот закон принят, и сегодня начала складываться централизованная система управления данным процессом на всех уровнях власти, — пояснила она. — Сложность и уникальность этого решения заключается в том, что формируется трехуровневая система, которая охватывает и федеральную, и региональную, и местную власти. Ключевой уровень, конечно, региональный: именно на эти субъекты ложится основная нагрузка. Они занимаются формированием плана северного завоза, контролируют его исполнение, координируют вопросы приоритетной перевозки грузов и перевалки грузов в портах».
Первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов рассказал о том, что закон был разработан и принят в относительно сжатые сроки. В его реализации будут задействованы 21 субъект РФ, 170 муниципальных образований, 2950 населенных пунктов и 2,16 млн человек населения.
«В целом регионы северного завоза характеризуются как территория с крайне сложными климатическими условиями, — подчеркнул Гусейнов. — В отдельных районах доставка жизненно важных грузов осуществляется всего несколько месяцев в году. Технологически завоз иногда растягивается больше чем на один календарный год. Это связано с судоходной обстановкой на реках и другими особенностями. Поэтому основные цели нового регулирования — обеспечение бесперебойного снабжения территории грузами жизнеобеспечения, сокращение сроков и стоимости доставки». По словам замминистра, помимо формирования централизованной системы управления, закон также содержит ряд новелл. Например, впервые за новейшую историю страны на федеральном уровне был назначен федеральный координатор в лице Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Заместитель губернатора Красноярского края Валерий Семенов отметил, что в представляемом им регионе система северного завоза сложилась исторически: «Раньше действовал централизованный завоз, но после распада СССР северный завоз практически в полной мере лег на плечи субъекта. Поэтому изначально было принято решение о необходимости координирующего органа исполнительной власти. С 2014 года эту функцию выполняет Агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края».
Заместитель губернатора — председателя правительства Чукотского автономного округа Константин Солонский также подчеркнул, что на Чукотке со времен Союза осталась надежная система управления завозом, которая немного трансформировалась в новых условиях. Единственным круглогодичным видом транспорта в этом регионе является авиационное сообщение. Сроки завоза по Северному морскому пути — от четырех до пяти месяцев: с июля—августа по октябрь—ноябрь. При этом 90% груза приходит с западного направления (Мурманск и Архангельск), и только 10% — из Владивостока и Находки. «Мы хотели бы видеть бюджетные кредиты, которые помогут нам правильно планировать закупку и доставку товаров по адекватной цене, — заявил Солонский. — Кроме того, стоит подумать, каким образом синхронизировать работу, чтобы корабли приходили планово, а не в последнюю неделю сезона».
Заместитель министра по делам гражданской обороны и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) Никита Павлов рассказал, что основной объем грузов в регионе перевозится речным транспортом в короткий навигационный период с мая по сентябрь. Это довольно сложный процесс, ведь Саха — самый крупный субъект страны, занимающий пятую часть ее территории. Причем 40% региона находятся за Северным полярным кругом, так что северный завоз здесь обусловлен экстремальными климатическими условиями, доставка товаров затруднена и очень дорогая даже в летний период. Павлов сообщил, что ежегодный объем затрат для обеспечения завоза составляет около 67 млрд руб., из них половина — кредитные ресурсы.
По словам главы Заполярного района Ненецкого АО Надежды Михайловой, в регионе северным завозом (который касается только горюче-смазочных материалов) занимается муниципалитет. Объем поставок небольшой, но стоимость завоза высокая: в 2024 году она составила 1815 млн руб., из них 1,3 млрд руб. — коммерческий кредит по ставке 28%. От нового закона в районе ждут поддержки по линии бюджетного кредитования и дополнения, касающегося реализации завоза по рекам.
В рамках форума в Национальном центре «Россия» прошел целый ряд других деловых мероприятий. Среди них — дискуссии «Планирование северного завоза», «Логистика северного завоза», «Механизмы снижения стоимости грузов северного завоза. Меры государственной поддержки», а также пленарная сессия «Северный завоз: первые итоги и направления развития».
Реклама, АНО «Дирекция выставки достижений «Россия», erid: F7NfYUJCUneP4zYbJWKe