В НЦ «Россия» обозначили векторы развития новой системы северного завоза
Завершился двухдневный форум «Северный завоз — 2024», организованный на площадке Национального центра «Россия». Участники деловой программы, которая состояла из целого ряда дискуссий, обсудили все возможные аспекты реализации Федерального закона «О северном завозе», а финальным мероприятием форума стала пленарная сессия «Северный завоз: первые итоги и направления развития». На ней были подведены первые итоги работы закона, намечены пути решения проблемных вопросов, определены лучшие региональные практики и сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования.
Инициированный президентом закон был подготовлен в кратчайшие сроки, а в силу вступил 1 апреля 2024 года. Новая система взаимодействия определяет права и обязанности участников северного завоза, ее единым координатором выступает Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития), а единым оператором — компания «Росатом». Ведется разработка информационной системы мониторинга, которая призвана решить вопросы планирования доставки грузов и построения оптимальных маршрутов. Также закон способствует развитию опорной инфраструктуры — морских и речных портов, автомобильных дорог, авиаузлов, топливных хранилищ и торгово-логистических центров.
Модератор беседы, советник пресс-службы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Евгения Стулова отметила, что такой объемный и честный разговор о северном завозе в стране происходит впервые. За два дня форум посетили около 270 гостей, и среди них — представители правительства, федерального собрания, ФАС, Росрезерва, Роспотребнадзора, «Росатома», 17 регионов Сибири, Дальнего Востока и Арктики, крупного и среднего бизнеса.
По словам первого заместителя министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомеда Гусейнова, закон создавался при участии большого числа ведомств и регионов. «Осталось меньше одного процента грузов — и мы полностью реализуем план по северному завозу в текущем году. Я бы хотел поблагодарить за это всех участников: и регионы, и Минтранс, и ОАО «РЖД», и другие организации, — сказал замминистра. — Технически северный завоз — это в первую очередь логистика, но по сути северный завоз — это люди. И наша самая важная задача — выстроить систему так, чтобы люди не почувствовали, что им чего-то не хватает, чтобы все было надежно, доступно и своевременно».
«Прежде чем закон родился, наш комитет провел выездные круглые столы во всех 11 дальневосточных регионах, в Якутии, в Магадане, на Чукотке, — сообщил председатель комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов. — Сама жизнь подтвердила, что сегодня ключ к развитию экономики России лежит на Дальнем Востоке, на Севере и в Арктике. Но, как и любому другому закону, потребуется минимум 20-25 постановлений Правительства, чтобы он заработал». Харитонов также отметил, что есть ряд моментов, требующих доработки. В частности, пока не разрешился вопрос грузов, идущих на Дальний Восток по железной дороге.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков также указал на необходимость донастройки системы. Например, вскоре понадобится создать методику оценок стоимости восстановления объектов опорной инфраструктуры, которые расположены в 23 регионах РФ. На данный момент степень изношенности этих объектов составляет около 80%. Также нужно понять, кто и как будет осуществлять транспортировку по рекам. И кроме того, ключевой результат реализации закона — не только скорость и точность доставки, но и конечная цена груза, на которую могут негативно влиять самые разные обстоятельства. По мнению эксперта, должны быть созданы и согласованы со всеми органами власти механизмы расчета выделяемой субсидии в конечной цене товара и контроля за отражением ее в цене.
Заместитель губернатора Чукотского АО Константин Солонский подчеркнул, что в ходе реализации закона у всех регионов — схожие вопросы и интересы. «В следующем году мы планируем быть пилотным проектом при поддержке министерства, — рассказал он. — На нас смотрят все остальные регионы, и от того, как отработает Чукотский автономный округ вместе с единым оператором, будут зависеть дальнейшее развитие единого морского оператора и работа закона о северном завозе в целом».
Выступление первого заместителя генерального директора по управлению бизнесом АО «Русатом Арктик» Дмитрия Матвиишина было посвящено стратегическим этапам дальнейшей деятельности морского оператора. «Помимо пилота с Чукоткой, мы приступили к предварительной работе с остальными регионами, — сообщил он. — Представляя себе весь грузопоток и все цепочки поставок, мы сможем понять, насколько необходим новый флот и как его лучше построить. Ведь строительство не должно привести к резкому росту стоимости доставки грузов».
Реклама, АНО «Дирекция Выставки Достижений «Россия», erid: F7NfYUJCUneP4zf4Q3xs