В Подмосковье обсудили развитие индустрии детских товаров

Обновлено 18 декабря 2024, 14:46
пресс-служба
Фото: пресс-служба

В Московской области состоялся Координационный совет по промышленности, посвященный развитию индустрии детских товаров. Руководители региональных министерств промышленности и производители индустрии детских товаров обсудили ключевые задачи по развитию производства детских товаров в России до 2030 года.

Министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов сообщил, что объемы производства детских товаров в России динамично растут: в этом и прошлом годах — около 5%. Он подчеркнул, что стране как минимум необходимо удерживать такой темп.

Подмосковье в качестве площадки для проведения корсовета выбрали неслучайно. Сегодня регион занимает первое место в России по количеству промышленных предприятий, выпускающих товары для детей. «В Московской области их порядка 150 — это производители детского питания, одежды и обуви, игрушек, товаров для ухода. Безусловно, стараемся максимально поддерживать: кому-то нужна площадка под расширение, кому-то — субсидии на оборудование, для выхода на маркетплейс. По программе «100% Подмосковье» помогаем продвигать локальные бренды — это поручение нашего президента. И конечно, создаем всю необходимую инфраструктуру — начиная от дорог, инженерных коммуникаций и заканчивая готовыми помещениями, производственными боксами», — рассказал губернатор Московской области Андрей Воробьев.

«В 2022 году практически вся индустрия детских товаров была отнесена к сфере импортозамещения, что, в свою очередь, стало стимулом для активной инвестиционной деятельности в данной сфере. В Московской области за этот период было заявлено о реализации порядка десяти инвестпроектов, относящихся к индустрии детских товаров. Суммарный объем инвестиций только по этим проектам — более 19 млрд руб. Часть предприятий уже работают и выпускают продукцию, другие проекты еще в стадии реализации», — рассказала заместитель председателя правительства — министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева.

Импортным товарам нашли замену

Проекты, связанные с производством детских товаров, реализуются в самых разных направлениях: питание, одежда, средства гигиены, игрушки, игровые площадки и многое другое. Что важно, многие из них — импортозамещающие, а сегодня для региона это является приоритетным направлением. Для таких производителей предусмотрены специальные меры поддержки: субсидии на текущие расходы для социальных предпринимателей (до 2 млн руб.), на оборудование (до 20 млн руб.), на франшизу (до 2 млн руб.) и маркетплейсы (до 500 тыс. руб.), инженерную инфраструктуру (до 250 млн руб.), займы Фонда развития промышленности Московской области (до 150 млн руб.), налоговые льготы.

Одна из самых востребованных программ у импортозамещающих предприятий — «Земля за 1 рубль», которая позволяет для реализации инвестпроекта взять в аренду земельный участок за 1 руб. в год. Так, в этом году Корпорация развития Московской области помогла локализоваться в регионе производителю сухих молочных смесей. Инвестиции рекордные — более 11 млрд руб. На участке площадью более 10 га, предоставленном в аренду за 1 руб. в год, компания построит современный высокотехнологичный комплекс. Производить продукцию будут по технологии полного цикла из отечественных ингредиентов. Такой участок получила и компания «Евромол», которая в Раменском городском округе также строит предприятие по выпуску сухих молочных смесей. В строительство и запуск производственного комплекса на льготном участке компания планирует инвестировать 500 млн руб.

Повысить эффективность производства крупные действующие предприятия могут и за счет участия в нацпроекте «Производительность труда». Крупнейший производитель детских игр и игрушек в России — компания «Десятое королевство» — за счет нацпроекта в три раза повысил выработку на одного сотрудника, причем без набора дополнительного персонала. В дальнейшем при помощи нацпроекта компания оптимизировала складские и логистические процессы. Сегодня предприятие в месяц производит до 1,5 млн единиц детских игр и игрушек для детей от трех месяцев до 18 лет.

Для МСП, работающих в индустрии детских товаров, также есть программы господдержки. Например, субсидия при выходе на маркетплейсы позволяет предприятиям компенсировать затраты на реализацию продукции через интернет-магазины. Среди прочих этой поддержкой воспользовалась компания «Звезда», которая на протяжении 33 лет занимается производством настольных игр и игрушек. Сегодня под торговой маркой «Звезда» производится более 500 наименований продукции, которая поставляется по всей России, а также в Китай, страны СНГ и еще 50 стран по всему миру.

Экспортеры игрушек осваивают новые рынки

пресс-служба
Фото: пресс-служба

По экспорту игрушек, игр и спортивного инвентаря Подмосковье сегодня занимает второе место в России. По словам зампреда Екатерины Зиновьевой, регион активно экспортирует детские и спортивные товары, занимая второе место в РФ по объему экспорта этой группы товаров. По сравнению с прошлым годом в Подмосковье экспорт такой продукции увеличился втрое.

Основной объем приходится на страны СНГ. Так, компания «Инфаприм», занимающаяся производством заменителей грудного молока для младенцев и специализированных смесей для детей, имеющих генетические заболевания, около 40% произведенной в Подмосковье продукции экспортирует в страны СНГ. Доля «Инфаприма» на рынке сегмента сухих смесей только в Таджикистане составляет более 30%. В этом году компания ввела в эксплуатацию новые площади, увеличив производственные мощности в три раза, и теперь может выпускать в год до 15 тыс. т заменителей грудного молока.

Наряду с подмосковными производителями, которые усиливают свое присутствие в странах СНГ, есть те, кто, наоборот, расширяет географию внешних связей за пределами ближнего зарубежья. Например, компания «Лебер», занимающаяся производством детских игровых площадок, в конце прошлого года отправила первый контейнер с оборудованием для детей в Саудовскую Аравию, а уже в этом году площадки подмосковного производителя установили в Марокко, Иордании и Абу-Даби, столице ОАЭ. В планах — наладить поставки в Катар, Оман, а также в Бразилию.

пресс-служба
Фото: пресс-служба

Еще один производитель спортивных площадок, который в этом году ввел в эксплуатацию завод в индустриальном парке «Есипово», уже поставляет свои площадки в 65 стран мира, в числе которых Япония, Португалия, Чили и Бразилия. В этом году компания «Кенгуру.про» выпустила около 2 млн единиц продукции. Предприятие производит площадки как для детей, так и для взрослых. Однако именно рост производства детских товаров заставил инвестора задуматься о строительстве второго завода. Новую площадку запустят до конца 2025 года. В разработку новой линейки детского оборудования компания инвестировала не только деньги, но и значительную часть инженерных ресурсов.

Недетская продукция для детей

пресс-служба
Фото: пресс-служба

В последнее время все чаще подмосковные производители открывают на своих предприятиях новые линии и даже цеха именно для запуска производства детских товаров.

Один из таких проектов был реализован в этом году компанией «Диаконт». На своем предприятии в Королеве компания начала производить жизненно важные медицинские изделия — инсулиновые помпы для детей с сахарным диабетом. Устройство, которое прикрепляется к телу, позволяет вести обычный образ жизни: помпа самостоятельно определяет уровень сахара в крови и при необходимости вводит нужную дозу инсулина. Запуск нового цеха стал одним из этапов масштабного проекта, инвестиции — 1 млрд руб.

Еще один важный проект — запуск завода за 1 млрд руб. по производству устройств для экстренной эвакуации с высотных зданий. Отдельное направление предприятия — производство устройств для безопасного спуска детей при чрезвычайных происшествиях и пожарах. Сейчас такими системами уже оборудовано более 80% школ Москвы, в ближайшее время планируется наладить поставки продукции в учебные заведения по всей России.

Стоит отметить, что теперь будет уделяться особое внимание безопасности всей детской продукции. По словам главы Минпромторга РФ Антона Алиханова, сейчас проводится эксперимент по маркировке детских игрушек и в сентябре следующего года это станет обязательным требованием.

Поделиться