Что нужно для достижения технологического лидерства
Как в России будут развиваться высокие технологии и почему инженеров нужно готовить со школы, рассказал губернатор Красноярского края, глава комиссии Госсовета по направлению «Технологическое лидерство» Михаил Котюков
— Власти не раз анонсировали задачи по достижению страной технологического лидерства. Как идет процесс?
— Задачу достижения технологического лидерства призваны решить новые национальные проекты, которые стартуют в 2025 году. Они касаются наиболее перспективных направлений, в том числе химии, новых материалов и средств производства, космической отрасли, авиа- и судостроения, развития беспилотных систем, энергетики, обеспечения продовольственной безопасности, медицины и фармацевтики, биоэкономики.
За последние полгода проделана огромная работа, чтобы определить цели этих нацпроектов, подготовить продуктовую линейку, конкретизировать результаты, сформировать шаги для каждой отрасли по наращиванию технологического потенциала до 2030 года.
Подчеркну, что при подготовке мероприятий в рамках каждого нацпроекта мы опирались на уже имеющиеся идеи и разработки технологических команд, которые есть в российских университетах, научных институтах, конструкторских бюро, лабораториях, на производствах. Сегодня необходимо создать на базе этих наработок инновационные российские продукты, которые не имеют аналогов на мировом уровне, позволят нам не зависеть от импорта и вывести Россию в число крупнейших производителей высокотехнологичной продукции.
— Можете привести пример, как выглядит набор мероприятий в рамках какого-то конкретного нацпроекта?
— Возьмем авиацию. Для того чтобы собрать один самолет, нужны сотни, если не тысячи деталей и узлов. В рамках нацпроекта представлена линейка российских самолетов до 2030 года. Рассчитали, сколько самолетов необходимо выпускать ежегодно, чтобы обеспечить потребности в авиапарке, какие материалы необходимы для создания самолета, какие детали должна выпускать отечественная промышленность и в каком количестве. Поэтапно будет обеспечено использование все большего количества российских комплектующих, чтобы наша авиационная отрасль все меньше нуждалась в импортном сырье и деталях.
— Чтобы с нуля создать новые производства, требуются огромные инвестиции. Сколько денег запланировано на реализацию этих нацпроектов?
— В базовом варианте запланирована сумма около 6 трлн руб. до 2030 года. Но создание новой технологии — это уникальный процесс, он требует постоянной настройки и адаптации. Сейчас определены ключевые меры господдержки для всех нацпроектов. Однако на следующем этапе придется расставлять приоритеты, определять наиболее перспективные технологии, для создания которых, возможно, нужны будут дополнительные средства.
— Мировая практика показывает, что лучше других инновации создают стартапы. Есть ли для них место в нацпроектах, связанных с технологическим лидерством?
— В законодательное поле введено новое понятие — малая технологическая компания. По сути, это и есть технологический стартап. Президент России Владимир Путин поставил задачу увеличить к 2030 году выручку малых технологических компаний не менее чем в семь раз по сравнению с уровнем 2023 года. Это непросто. Значит, в эту сферу должно быть вовлечено больше людей. Также должна быть возможность включить технологические разработки этих компаний в большие производственные цепочки. Они могут взять на себя задачу, к примеру, производства отдельных деталей, инжиниринг, сервисное сопровождение каких-то проектов.
Есть еще один очень важный момент. Когда мы говорим о технологическом лидерстве, об инновациях, стартапах, первый вопрос — кто будет всем этим заниматься. Откуда появятся те инженеры, которые придут на производство либо в малые технологические компании и будут двигать вперед технологии.
Ответ только один — должна измениться система образования. На всех уровнях: в вузах, колледжах, профтехучилищах, даже в школах. Сегодняшние школьники в 2030–2035 годах придут на производства в качестве начинающих специалистов. А значит, уже сегодня с ними нужно говорить о тех задачах, которые стоят перед страной в плане достижения технологического лидерства. Показывать современные лаборатории, производства, увлекать ребят созданием будущих технических решений, вовлекать в специализированные кружки. Чтобы школьники могли выбирать свою карьеру, профессию с учетом этих задач. Конкретные шаги в этом направлении уже сделаны: так, в школьную программу с прошлого учебного года включен курс «Ранняя профессиональная ориентация школьников».
— Как можно оценить эффективность вложений государства в проекты технологического лидерства?
— Прежде всего, для этого должны быть четкие измеримые показатели. Сколько, какие именно товары и к какому сроку должны быть созданы. Например, если нам нужны к 2030 году 600 новых видов станков, то мы должны понять, сколько необходимо выпускать станков каждый год, чтобы выполнить эту задачу к нужному сроку. Что это за станки, кто заказчик, кто будет на них работать, на каких материалах, какие средства автоматизации могут быть применены. Таким образом необходимо действовать по каждой технологии.
— Можете рассказать о Красноярском крае, который вы возглавляете? Какие у него возможности для наращивания технологического потенциала?
— В Красноярском крае есть и мощные инженерные школы, и производственная база для реализации практически всех нацпроектов по технологическому лидерству. Например, успешно действует космический кластер «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва, где производится две трети российских спутников, и Сибирский госуниверситет науки и технологий имени М.Ф. Решетнёва, который готовит кадры для отрасли. В красноярских школах сформированы специальные инженерные классы, мы их так и называем — «решетнёвские».
Серьезные успехи у края есть и в производстве беспилотных летательных аппаратов. Красноярские производители беспилотников выросли как раз из небольших технологических компаний, стартапов. А сейчас их продукция активно используется в сельском хозяйстве, лесной отрасли и других сегментах. Подчеркну, что это не отверточная сборка из импортных запчастей, а современное высокотехнологичное производство, вся продукция проходит необходимую сертификацию.
То же самое касается и нацпроекта «Новые материалы и химия». В Красноярском крае работают химпредприятия по разным направлениям, и мы, конечно, планируем включить их в процесс разработки новых материалов: совместно с научными организациями проводить исследования, создавать новые продукты.
— Какие вызовы и риски могут помешать реализовать планы по технологическому лидерству?
— Риски есть в любом проекте, их можно перечислять бесконечно долго. Но все они не более чем инструмент для принятия необходимых управленческих решений. Самое главное — обеспечить взаимодействие между всеми участниками процесса, которые сегодня работают на общую цель: достижение Россией технологического лидерства. Это даст возможность вовремя увидеть вызовы и оперативно выработать шаги по их преодолению, объединив усилия федерации, регионов, бизнеса и науки.