Проверки на дорогах: как вывести табак из тени

Обновлено 20 декабря 2024, 12:43

Власти борются с теневым оборотом табачной продукции, но государство все еще теряет из-за него более 100 млрд руб. в год. Исправить ситуацию, по мнению экспертов, может усиление контроля за исполнением законодательства

Евгений Епанчинцев / РИА Новости
Фото: Евгений Епанчинцев / РИА Новости

В России снижается размер рынка нелегальной табачной продукции. В третьем квартале 2024 года доля незаконного оборота сигарет по России опустилась с 11,3% до 10,8%. Об этом на экспертной сессии «Региональный рынок табачных изделий. Эффективные инструменты борьбы с контрафактом» в рамках межрегионального форума «Дни ретейла в Сибири», прошедшего в Новосибирске, сообщила замдиректора АНО «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции» (ННЦК) по организации научной работы Мария Деревянко.

В первом полугодии, по данным ННЦК, в России было изъято почти 266 млн сигарет (более 13 млн пачек). Самая острая ситуация в сфере незаконной торговли табачной продукцией сложилась в Оренбургской области (доля нелегальной продукции — 35,5%), Дагестане (29%), Чечне (24,8%), Смоленской области (24,7%), Адыгее (22,9%) и Калужской области (21,9%).

Наибольший рост незаконного оборота сигарет до 19,3% зафиксирован на Северном Кавказе, в то же время Сибирский федеральный округ продемонстрировал самый низкий показатель нелегального сегмента (6,4%). Например, в Новосибирской области он упал вдвое, до 4,4%. Несмотря на это, даже в наиболее благополучном СФО потери бюджета остаются высокими (3,85 млрд руб. за первое полугодие), а уровень контроля — низким.

Слабый надзор

В 2024 году в Новосибирской области в МВД было подано три заявления в отношении 16 розничных торговых точек, продающих нелегальную табачную продукцию. На два из них ведомство не предоставило ответы, а в еще одном случае материал был передан в Роспотребнадзор. Как отмечали спикеры во время сессии, реакция на обращения в МВД по фактам торговли нелегальными сигаретами в целом очень слабая: ведомство игнорирует сигналы о реализации нелегальной табачной продукции, даже при вызове через 112.

По подсчетам Минпромторга, снижение нелегального рынка табака только на один процентный пункт обеспечит поступление не менее 6,5 млрд руб. дополнительных акцизов в госбюджет. При этом в настоящий момент обсуждается инициатива по передаче части табачных акцизов в бюджеты субъектов федерации, точный объем средств скорее всего будет зависеть от показателей легальных продаж в регионе, отмечали в «JTI Россия», — таким образом, очищение рынка от нелегального табака будет напрямую влиять на объем поступлений в бюджет регионов.

В 2023 году, как сообщала Счетная палата, поступления от акцизов на табачную продукцию в бюджет составили 725 млрд руб. При этом потери от контрафакта составляют не менее 100 млрд руб в год, напоминает первый зампред комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. «Тем более сейчас, когда каждый рубль, каждое финансовое поступление становится источником основного дохода консолидированного бюджета», — добавил сенатор.

Однако потери могут быть еще больше. Как заявил министр финансов России Антон Силуанов 2 апреля в ходе расширенной коллегии Росалкогольтабакконтроля (РАТК), объем дополнительных поступлений, которые может получить бюджет при «мобилизации мер по контролю» за табачным рынком, составляет 150 млрд руб.

«Ситуация с нелегальным оборотом табачной и никотинсодержащей продукции по-прежнему остается острой», — отмечал управляющий по корпоративным вопросам региона Восток аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Дмитрий Шарков. По его словам, необходимая законодательная база для усиления контроля уже имеется, поэтому главное сейчас — заставить эти меры работать на практике.

«Важно, чтобы максимально была активизирована работа контрольно-надзорных и правоохранительных органов в каждом отдельно взятом регионе России. Все это позволит добиться более эффективных результатов в деле борьбы с нелегальным оборотом табачной продукции», — подчеркнул менеджер по работе с органами государственной власти «JTI Россия» Роман Трошкин.

Ужесточать регулирование на рынке табака государство начало с 2018 года, когда по распоряжению правительства сигареты были включены в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. В феврале 2019 года были утверждены правила маркировки сигарет: на каждую произведенную или импортируемую пачку сигарет с этого момента должен наноситься двумерный код — Data Matrix. Помимо этого, правительство обязало производителей сопровождать отгруженную продукцию электронными универсальными передаточными документами (УПД), а розничных игроков — передавать сведения о проданных маркированных сигаретах в систему цифровой маркировки «Честный знак».

При этом законодательство продолжает совершенствоваться. По словам Сергея Рябухина, председатель Госдумы Вячеслав Володин с рядом депутатов подготовили инициативу по усилению административной ответственности за незаконный оборот табачной продукции, в рамках которой штрафы за производство и распространение нелегальных сигарет предлагается увеличить в десять раз. Также он сообщил, что депутаты внесли консолидированный проект изменений в законодательство, ужесточающих наказание за имитацию марок. Помимо этого, Рябухин считает необходимым снять мораторий на проверки и надзорную деятельность с точки зрения административного воздействия на «серых» участников рынка. «Никакой это не кошмар для бизнеса. Таким образом мы, наоборот, вернемся к добросовестной конкуренции», — подчеркнул он.

Союзный контрафакт

Большая часть нелегальной продукции поступает из стран ЕАЭС, считают в ННЦК.

Роман Трошкин из «JTI Россия» согласен, что эффективная гармонизация ставок акцизов в союзных государствах устранит главные экономические предпосылки перетоков табачной продукции между странами ЕАЭС. Для этого, говорит он, необходимо планомерное сокращение диапазонов отклонения фактических ставок, установленных в странах Союза, от индикативного уровня, предусмотренного соглашением о гармонизации. Эксперт также отмечает, что одним из основных каналов распространения нелегальной табачной продукции по-прежнему остаются интернет-ресурсы, которые в нарушение закона дистанционно продают табачную и никотинсодержащую продукцию. «На сегодня для их блокировки требуется решение суда, на вынесение которого порой затрачивается до полугода. Важна реализация механизмов внесудебной блокировки, как это установлено для алкоголя», — подчеркивает Роман Трошкин.

Руководитель отраслевого агентства «Русский табак» Максим Королев считает, что пока нельзя говорить об устойчивом снижении объема теневого рынка табачной продукции. Но в перспективе, полагает он, ситуация может улучшиться благодаря новому функционалу системы маркировки сигарет, в рамках которой код привязан к акцизу в отличии от ситуации до 2024 года, которые можно было купить цифровой код за 50 копеек и фактически сделать пачку «легальной». «За последние два года правительство приняло большое количество правильных мер, которые закрывают лазейки в законе. Но систему контроля еще нужно отработать. Думаю, это произойдет уже к концу следующего года», — говорит эксперт. Он напоминает, что пока не закончен переходный период по отказу от бумажных марок.

При этом, уверен Максим Королев, фундаментальной причиной формирования нелегального рынка табачной продукции являются слишком высокие акцизы. В ситуации, когда фискальная часть в цене втрое выше себестоимости товара, контрабанда — слишком большое искушение, говорит эксперт. Чтобы нивелировать эти риски, по его мнению, необходимо усложнять процесс производства для теневого бизнеса, например, облагать акцизом табачное сырье и развивать обязательный учет оборудования на более профессиональном уровне, а не формально.

Поделиться