Как меняется стратегия цифровизации регионов

Обновлено 23 декабря 2024, 07:00

Согласно новой нацпрограмме «Экономика данных», в регионах помимо развития цифровой инфраструктуры будут внедряться комплексные решения для улучшения качества госуправления и развития ключевых отраслей экономики

Shutterstock
Фото: Shutterstock

В 2024 году завершается национальная программа «Цифровая экономика», в рамках которой шло устранение цифрового неравенства по всей стране. Решались задачи увеличения площади покрытия территорий интернетом, развитие отечественных технологий и оборудования, расширения центров хранения и обработки данных. В результате уровень цифровизации российской экономики в целом оценивается сегодня на высоком уровне, отмечает директор технологической практики «ТеДо» Марина Кубанина, в отдельных отраслях показатели по цифровизации достигают 70–100%.

В то же время национальная программа фиксировала ключевые показатели цифровой трансформации и развития российских регионов. Инициативы по шести основным направлениям — здравоохранения, образования, транспорта, государственного управления, городской среды и социальной сферы — охватывали более 4,6 тыс. проектов до 2024 года. Их реализацию предусматривали различные региональные стратегии. В них попадали проекты цифровизации промышленности, строительства, сельского хозяйства и других сфер, в зависимости от приоритетов региональных экономик. Речь шла о внедрении, в том числе, технологий искусственного интеллекта (ИИ), больших данных, цифровых двойников и робототехники, а также облачных сервисов и платформенных решений, отмечают в «Ростелекоме».

В стартующей с 2025 года новой национальной программе «Экономика данных» в фокусе — региональные цифровые решения на базе создаваемой вычислительной инфраструктуры и облачных платформ. Минцифры обозначают в числе основных приоритетов обеспечение доступности интернета и цифровых сервисов по всей стране, а также устранение разрыва по уровню цифровизации между регионами-лидерами и отстающими.

Кто лидирует по «цифре»

Общие расходы российских регионов на услуги связи и информационные технологии в 2024 году выросли на 6% до 280 млрд руб., по данным агентства Tadviser. По размеру бюджетов, выделяемых на цифровизацию, Москва, Санкт-Петербург и Московская область заметно опережают другие регионы.

Методика оценки уровня цифровой зрелости, разработанная Минцифры, учитывает соотношение процессов, связанных с использованием цифровых устройств, систем и решений, и используется с 2022 года. Эта «оцифровка» введена для обозначения достижения национальной цели «Цифровая трансформация» к 2030 году. На региональном уровне цифровая зрелость оценивается в пяти отраслях: городское хозяйство и ЖКХ (8 показателей), общественный транспорт (3 показателя), образование (5 показателей), здравоохранение (11 показателей), органы государственной власти.

По итогам регионального рейтинга цифровой зрелости, составленного на основе этой методологии, летом 2024 года зампредседатели правительства Дмитрий Чернышенко и Дмитрий Григоренко назвали регионы-лидеры цифровой трансформации. В их число вошли Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округи, Татарстан, Башкортостан, Белгородская, Ростовская, Челябинская, Липецкая, Калужская, Сахалинская, Московская, Тульская области и Якутия. По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, уровень цифровой зрелости в России в целом вырос более чем вдвое с 2019 года — до 75%.

Промышленный рычаг

По цифровизации лидируют те субъекты федерации, где значительную долю валового регионального продукта (ВРП) занимают обрабатывающая (легкая, пищевая, химическая, металлообрабатывающая) промышленность, электронная промышленность, предприятия точного машиностроения и приборостроения, отмечается в исследовании Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. В регионах с медианным значением преобладают предприятия агропромышленного комплекса, предприятия военно-оборонной промышленности, строительные производства.

«Тяжелая и добывающая промышленность в целом отстают в части цифровой трансформации, так как здесь на это требуются очень серьезные инвестиции», –дополняет Владимир Волков, вице-президент по работе с крупными корпоративными клиентами «Ростелекома». Предприятия ТЭК и металлургии, например, на Урале сохраняют пока невысокую цифровую зрелость, фокусируясь сегодня, в первую очередь на импортозамещении, в то время как отраслевые лидеры в Центральном федеральном округе внедряют технологии безлюдных производств, интернета вещей и компьютерного зрения, поясняют в «Ростелекоме».

Разрыв в уровне цифровой зрелости регионов обусловлен различными факторами — в их числе географические условия, экономический потенциал, научно-образовательные ресурсы и уровень вовлеченности региональных властей в процесс цифровизации, считают в «Ростелекоме». На доступе к технологиям и общей инфраструктурной связанности сказывается территориальная рассредоточенность производственных центров (например, в Сибири), а также дефицит квалифицированных кадров с цифровыми компетенциями в удаленных регионах.

В последние годы конкуренция за людей в промышленности стала жесточайшей, подтверждают в консалтинговой компании «ТеДо». «Предложения со стороны компаний новой постиндустриальной экономики и госсектора значительно более привлекательны с точки зрения баланса между требованиями к квалификации и уровнем денежного вознаграждения, а предложения промышленных компаний для рабочего и младшего инженерного персонала неконкурентоспособны», — комментирует Алексей Нестеренко, руководитель группы по трансформации промышленных компаний «ТеДо». В результате отмечается опережающий рост зарплат по сравнению с производительностью труда, и тотальная трансформация рабочих мест и повышение производительности становятся фактором выживания компаний в новых условиях.

Интеллектуальный запрос

Задачи стартующей «Экономика данных» теперь выходят за пределы сугубо инфраструктурной составляющей «Цифровой экономики». Запросы регионов на цифровизацию распространяются на внедрение технологий сбора, хранения и обработки данных, а также обеспечения их безопасности. Основной акцент в обновленных программах цифровой трансформации делается на повышении эффективности госуправления за счет принятия решений на базе накопленных данных.

«Сейчас среди представителей промышленного сектора в регионах востребованы комплексные решения, или платформы, которые будут закрывать все этапы цифровизации, включая обработку данных и задачи продвинутой аналитики», — комментирует Владимир Волков.

В первом рейтинге интеллектуальной зрелости регионов, подготовленном АНО «Цифровая экономика», в числе лидеров в применении ИИ — Москва и Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Татарстан, Воронежская область, Якутия, Ростовская область, Башкортостан. Как показало исследование, в среднем 13% региональных органов власти (РОИВ) уже используют ИИ, а 32% запланировали внедрение таких решений. В 44% случаев ведомства характеризуют эффект от использования ИИ как умеренный и существенный, а максимальные эффекты от использования ИИ связаны с качеством реализации бизнес-процессов и с объективностью получаемых результатов.

Проникновение ИИ в регионах России отражает неоднородность и различия в уровне технологической подготовки и доступности ресурсов — здесь так же заметен разрыв между развитыми и менее развитыми регионами, как в оценке уровня цифровой зрелости. По данным АНО «Цифровая экономика», наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются субъекты при внедрении ИИ — это отсутствие необходимой цифровой инфраструктуры, дефицит специалистов с нужными компетенциями и сложности с данными из-за их низкого качества или недостаточного объема. Наличие ЦОДов для проектов машинного обучения отмечают 71% регионов, хотя не везде этих мощностей достаточно для выполнения всех задач. Доступ к данным для использования ИИ отсутствует в 88% регионов.

«Внедрение систем на основе ИИ в регионах будет расти за счет развития проектов цифровизации, построения IT-инфраструктур, более масштабного использования облачных решений, а также платформ больших данных и машинного обучения с обеспечением необходимого уровня информационной безопасности и защиты персональных данных», — считает Владимир Волков. По его словам, крупный региональный бизнес требует сейчас максимально быстрой адаптации цифровых решений со стороны комплексного системного интегратора. Совместную разработку цифровых продуктов и сервисов с заказчиками из разных отраслей «Ростелеком» уже запустил в 16 субъектах Российской Федерации. Такие же команды планируется сформировать еще в двадцати субъектах в рамках проекта «Территория». Его цель — создать будущие отраслевые стандарты цифровизации и практику применения технологий для задач бизнеса и госсектора.

Поделиться