Эксперты назвали самые важные инвестиционные инструменты 2025 года
В Москве прошел бизнес-бранч «Сберегать или инвестировать: обзор финансовых стратегий на 2025 год», участники которого постарались дать макроэкономический прогноз на будущий год, а также обсудили наиболее важные вопросы сегодняшнего дня. Отдельной темой встречи стали инвестиционные и сберегательные стратегии женщин.
Старший вице-президент, директор по внешним связям ПСБ Вера Подгузова рассказала, что при формировании инвестиционного портфеля в период высоких ставок необходимо внимательно следить за ситуацией, чтобы успеть определить момент разворота и внести необходимые коррективы в инвестиционную стратегию. Продуктом первого выбора в текущей ситуации она назвала флоатеры, или облигации с плавающим купоном, которые привязаны к ключевой ставке или ставке RUONIA.
В то же время, по словам Веры Подгузовой, новые выпуски облигаций с фиксированным купоном станут инструментом для сохранения повышенной доходности портфеля в период изменения цикла жесткой денежно-кредитной политики и позволят зафиксировать более высокую доходность во время снижения ставок.
Внимания инвестора заслуживают и такие альтернативные инструменты инвестирования, как биржевые паевые инвестиционные фонды (БПИФ). Вера Подгузова отметила, что БПИФ можно сравнить по уровню надежности с депозитами, при этом он обладает высокой ликвидностью и не имеет риска потери накопленных процентов при выводе средств.
«Что касается консервативных инструментов, которые стоит рассматривать на 2025 год, в первую очередь следует назвать государственные облигации. Также стоит обратить внимание на драгметаллы — в условиях повышенной инфляции цена на них вырастает из-за снижения доверия к валютам как к инструменту сбережения, поэтому золото определенно должно присутствовать в сбалансированном портфеле инвестора. Я бы не отказывалась и от банковских инструментов — вкладов. Средним и крупным инвесторам, на мой взгляд, имеет смысл рассмотреть вложения в бизнес-недвижимость», — рассказала Вера Подгузова.
Генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева рассказала об итогах Индекса сберегательно-инвестиционной активности россиян, который ежеквартально проводят совместно с ПСБ. Согласно этому исследованию, активная аудитория с точки зрения сберегательно-инвестиционной активности составляет 23% населения. «Наши сограждане стали осторожнее относиться к инвестициям на фоне роста ставок по вкладам, — подчеркнула она. — Мы видим установку [скорее] на сохранение средств, нежели на приумножение. В моменты волатильности растет спрос на «осязаемые» формы: недвижимость, наличные деньги, дорогостоящие приобретения — технику, автомобили». Также Имаева назвала треть населения России фаталистами: они тратят все, что зарабатывают, и ничего не откладывают. «Нужно подтолкнуть этих людей к более осознанному отношению к финансам», — убеждена участница встречи.
«Год сложный, высокая ключевая ставка определяет бизнес-модель каждого профессионального участника. Тем не менее мы видим рост интереса бизнеса к инструментам фондового рынка: кампания по популяризации этих инструментов приносит свои плоды, — поделилась своим наблюдением Наталья Логинова, директор департамента по работе с эмитентами Московской биржи. — Компании понимают, что не только банками едиными живы их корпоративные финансы, но также и публичным рынком: они смотрят и на рынок акций, и на рынок облигаций. Лед, который разделял эти два рынка, треснул».
По мнению вице-президента Торгово-промышленной палаты Елены Дыбовой, для многих участников рынка «серьезную роль играет стабильность инвестиционных планов и не вмешаются ли туда дополнительные факторы, которые будут менять маржинальность и стратегию развития». В любом случае, уверена Дыбова, «при такой неприличной ставке, какую сейчас платят по депозитам, чтобы принять решение об инвестировании, нужно, чтобы сложилась другая среда, которая предоставит бизнесу возможность строить свою стратегию с инвестиционной точки зрения».
Председатель совета директоров Ассоциации франчайзинга Агнесса Осипова озвучила предварительный итог года по рынку франчайзинга: рост до 18%. Стабильно увеличивается цифровая отрасль, медицинский сектор, образование, ресторанный бизнес и фешен-индустрия. Сегодня в России порядка 20–30% инвестиций делаются во франчайзинг, причем примерно 20–30% франшизных бизнесов являются маржинальными.