Как инновации и экспорт стимулируют друг друга

Обновлено 20 декабря 2024, 09:07

Исследования показывают, что компании-экспортеры значительно больше заинтересованы в инновациях и соответствующей сертификации своей продукции, чем бизнес, ориентированный только на внутренний рынок

Unsplash
Фото: Unsplash

Высокие технологии и инновации — ключевые факторы качественного роста различных отраслей экономики и поддержания их конкурентоспособности на глобальном уровне. В том же векторе находится стремление российского бизнеса быть экспортно ориентированным и повышать уровень своей продукции до соответствия мировым запросам. В частности, результаты исследований, проведенных учеными Уральского федерального университета (УрФУ) в прошлом году, показали прямую зависимость экспортной и инновационной активности российских компаний: при прочих равных условиях фирмы, внедрявшие совместно продуктовые, маркетинговые и организационные инновации, экспортируют больше по сравнению с другими предприятиями на 4,2%.

Какой потенциал у инновационного экспорта

В увеличении поставок за рубеж высокотехнологичных товаров и собственно технологий, продуктов интеллектуального труда в целом эксперты видят большой потенциал. «Мы в РЭЦ (Российский экспортный центр, входит в ВЭБ.РФ. — «РБК Отрасли») исходим из того, что ключ к успешному достижению национальных целей по экспорту состоит в осознании их безальтернативности. Сегодня как никогда и развитие российской экономики, и в целом развитие России напрямую зависит от становления нашей страны как одного из центров формирующегося многополярного мира, для этого особое значение имеет экспорт высокотехнологичных товаров, выстраивание устойчивых партнерств», — подчеркнула генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина, выступая в сентябре на заседании президиума Госсовета по развитию экспорта.

Пока Россия имеет недостаточно высокие показатели по доле высокотехнологичного экспорта, считает заведующий кафедрой экономики УрФУ, соавтор упомянутого исследования Олег Мариев: «Тем не менее в условиях геополитических угроз инновации становятся все более важными для диверсификации структуры экспорта России и повышения конкурентоспособности бизнеса».

Улучшить ситуацию в значительной мере может реализация ряда государственных программ. В первую очередь это концепция технологического развития России до 2030 года, где поддержка экспорта высокотехнологичной продукции названа в числе главных механизмов для стимулирования спроса и предложения в сфере инноваций. Отдельное внимание уделяется созданию и развитию международных сетей научного и инновационного сотрудничества, промышленной кооперации; поддержке совместных разработок хай-тека с последующей локализацией производств в странах-разработчиках. В части трансграничного сотрудничества предлагается формирование трансграничных технологических платформ, в том числе контрактных; сети центров трансграничного трансфера технологий; индустриальных зон по производству высокотехнологичной продукции в дружественных странах.

Со своей стороны, РЭЦ в рамках исполнения поручения президента России формирует федеральную программу, которая будет ориентирована на всестороннее продвижение разной номенклатуры российских товаров на зарубежных рынках, в том числе инновационных. Основной точкой входа в программу является сертификация, которая будет происходить по ряду направлений: уникальность товара, его органическое происхождение, экологичность, качество и надежность, рассказывает управляющий директор продуктового офиса РЭЦ Марк Мурашко: «Мы хотим, чтобы именно об этих характеристиках российских продуктов знал покупатель за рубежом. И здесь наш зонтичный бренд «Сделано в России» должен служить гарантом». К примеру, в Китае, по словам Марка Мурашко, российские товары воспринимаются в первую очередь как экологически чистые, подходящие для здорового образа жизни, а продукция машиностроения во многих странах ассоциируется с надежностью и долговечностью.

Что Россия может предложить для экспорта интеллектуального капитала

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте России по итогам 2023 года, по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы, составила 23,5%, что несколько больше, чем в предыдущие два года 23,4 и 22,2% соответственно, но уступает показателю 2020 года — 25%.

В прошлом году российская экономика показала заметное ускорение инновационных процессов, пришли к выводу эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, проанализировав данные Росстата. Так, в промышленном производстве разработку и внедрение инноваций осуществляли 16,9% компаний против 15,6% в 2022 году. Значительный вклад внесли обрабатывающие отрасли (22,5%), что связано как с господдержкой, так и повышением потребительского спроса. В сфере услуг лидером по инновационной активности стали IТ-компании — 13 против 11,6% в 2022-м. Росли и инвестиции в инновационную деятельность — соответствующий объем текущих и капитальных затрат в 2023 году составил 3,5 трлн руб. против 2,7 трлн руб. годом ранее.

РЭЦ, по словам Марка Мурашко, ежегодно проводит исследования для оценки экспортных возможностей и ожиданий российского бизнеса, в том числе производящего высокотехнологичную продукцию. «Сейчас мы видим большой интерес российских компаний к тем возможностям, которые открывают перед ними зарубежные рынки, но при этом многие отмечают, что у них сейчас нет полноценных собственных компетенций для того, чтобы эффективно развиваться на этих рынках», — говорит эксперт. Поэтому государство в лице РЭЦ как основного института развития экспорта берет на себя задачу создания специальной инфраструктуры, обеспечивающей бизнесу весь комплекс мер поддержки — как финансовых, так и нефинансовых — для выхода на иностранные рынки и продвижения на них своей продукции.

К финансовым мерам относятся компенсации затрат по кредитам, льготное кредитование, страхование экспортных кредитов и предоставление государственных гарантий, поясняет эксперт Ассоциации центров поддержки технологий и инноваций, директор департамента инноваций МГУ им. Н.П. Огарева Ирина Гвоздецкая. Нефинансовые меры включают информационно-консультационную поддержку, содействие в сертификации продукции и организацию участия в международных выставках и деловых миссиях. Ежегодно при содействии РЭЦ российские компании участвуют во многих международных выставках и бизнес-миссиях. «У нас есть собственная сеть присутствия на маркетплейсах за рубежом, есть физическая инфраструктура присутствия продукции АПК на шести зарубежных рынках: в Шанхае, Ханое, Дубае, Каире, Стамбуле, Эр-Рияде. У нас огромное количество различных акций и рекламных кампаний проводится за рубежом. Так, например, в этом году было проведено три фестиваля в Китае», — рассказывает Марк Мурашко.

В итоге, по его словам, создается комплексная система, войдя в которую бизнес начинает ощущать определенный драйв и стремление развиваться в экспортном направлении. За десять месяцев 2024 года группа РЭЦ оказала поддержку 20,4 тыс. компаний, плюс 13% год к году. В денежном выражении объем помощи составил 1,4 трлн руб., что на 5,3% превышает показатель за аналогичный период прошлого года.

«Я бы особо отметил опцию по поиску потенциальных партнеров в зарубежных странах», — говорит генеральный директор научно-производственного объединения «Броня» Александр Бояринцев. По его словам, достаточно составить заявку на электронной площадке «Мой экспорт» с описанием нужных характеристик партнера и дальше просто ждать, когда тебе назначат встречу с руководством подходящих контрагентов, предварительно ознакомив с нюансами местной бизнес-этики и регуляторики, помогут провести переговоры, включая услуги переводчика. Компания «Броня» занимается производством инновационных жидких керамических гидро-, звуко- и теплоизоляционных, а также огнезащитных покрытий. С 2018 года активно пользуется программами поддержки РЭЦ, что, по словам Александра Бояринцева, позволило нарастить объемы экспорта до 70% в общем обороте, география зарубежных поставок только за последний год расширилась с 29 до 63 стран.

Сегодня российские инновационные продукты и решения востребованы на международных рынках, особенно в дружественных странах, говорит Ирина Гвоздецкая: «Спрос есть в таких отраслях, как IТ, телекоммуникации, медицина, транспорт и финансовая инфраструктура. Например, российские компании успешно экспортируют программное обеспечение для e-government, сельского хозяйства и телекоммуникаций в страны Азии, включая Индию, Вьетнам, Индонезию и Малайзию».

Российские компании успешно переориентировались на рынки Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки, подтверждает генеральный директор Фонда содействия инновациям Сергей Поляков: «В странах этих регионов отмечается запрос на отечественные решения в области высоких технологий, тогда как сами инновационные предприятия России стремятся открывать новые направления сбыта наукоемкой продукции и внедрения цифровых решений».

Для выхода на экспорт с инновационным продуктом, как поясняет Ирина Гвоздецкая, необходимо соответствовать определенным требованиям, включая подтверждение инновационности продукции. Согласно постановлению правительства РФ от 15 июня 2019 года № 773, продукция считается таковой, если обладает новыми или улучшенными потребительскими свойствами по сравнению с аналогами либо является принципиально новой. Подтверждение инновационности может осуществляться в том числе через сертификацию независимыми органами.

На поддержку в рамках программы и получение сертификата бренда Made in Russia могут рассчитывать производители продукции с повышенными характеристиками качества или улучшенными свойствами по пяти направлениям: органическое происхождение, экологичность, уникальность, надежность, качество. Сегодня, по данным РЭЦ, сертифицировано уже порядка 13,5 тыс. товарных позиций.

Экспортировать высокотехнологичную продукцию и технологии, как отмечает директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, международный эксперт Программы развития ООН по форсайту Александр Чулок, целесообразно не только с точки зрения определенных сиюминутных экономических выгод, но и стратегических перспектив, несмотря ни на какие текущие внешние обстоятельства. Во-первых, отечественные производители, по его словам, чтобы развиваться, должны постоянно ощущать определенный уровень конкуренции, который получить только внутри страны явно недостаточно. Во-вторых, это расширение информационного поля, обмен опытом: выходя на зарубежные рынки, экспортеры получают возможность для «подглядывания» в хорошем смысле этого слова за тем, что в части применения технологий происходит у их иностранных коллег. «К примеру, в ученой среде, как показывают наши мониторинговые исследования, продуктивность гораздо выше у тех, кто активно принимает участие в различных форматах международного сотрудничества. Тогда как, согласно данным наших опросов, нехватка каналов информации и идей о научных и технологических достижениях — серьезное ограничение для инновационной деятельности российских компаний», — поясняет эксперт. Наконец, в геополитическом плане наличие большой базы инноваций позволит нашей стране иметь крепкие переговорные позиции на мировой арене, говорит Александр Чулок.

Поделиться