Как беттинг становится драйвером развития спорта
О росте интереса к ставкам на спорт, новых сервисах для болельщиков и роли геймификации для привлечения аудитории рассказал президент «Лиги Ставок» Юрий Красовский
Материал является частью сюжета «Индустрия ставок».
— По данным «РБК Исследований», если в 2020 году выручка легальных участников букмекерского рынка составляла 239 млрд руб., то в 2023 году она перевалила за 1,21 трлн руб. В Едином регуляторе азартных игр (ЕРАИ) отраслевую выручку по итогам прошлого года оценили в 1,22 трлн руб. С чем связан такой рост оборота беттинга?
— Развитию рынка способствует увеличение количества спортивных событий, которые поддерживают букмекерские компании, улучшение качества турниров, популярность новых форматов, таких как киберспорт, и появление медиалиг. Основным стимулом роста оборота букмекерского бизнеса и в целом интереса к спорту является прорыв в части коммуникаций с аудиторией, расширение способов взаимодействия с ней. Поэтому спортивные болельщики стали чаще следить за чемпионатами и вовлекаться в процесс ставок на спорт.
Нельзя не отметить, что мы становимся более технологичными, улучшаем качество сервиса, совершенствуем информационные ресурсы и внедряем новые IT-решения для работы с клиентами. Это дает дополнительные возможности для продвижения не только самого бренда, но именно букмекерского продукта.
Благодаря этим факторам отношение к ставкам на спорт как к форме досуга меняется в лучшую сторону, они становятся неотъемлемой частью просмотра спортивного события.
— Букмекерская отрасль способствует развитию спортивной индустрии в стране и популяризации спорта? Какова здесь роль государственного регулирования и самих компаний?
— Современный букмекер — это надежный партнер российского спорта, который выводит его на новый качественный уровень и помогает сделать более зрелищным, ярким и интересным.
Наша ключевая задача — развитие спортивной индустрии в стране. Мы подстраиваемся под новые требования, в том числе под изменения в законодательстве, касающиеся роста целевых отчислений букмекеров на поддержку национального спорта, и всецело их поддерживаем. Так, с 2017 года «Лига Ставок» инвестировала в спорт через различные каналы финансирования более 10 млрд руб. Помимо целевых отчислений это и спонсорские контракты, и рекламный инвентарь, и благотворительность.
Приоритет в нашей работе — выстраивание долгосрочных отношений со спортивными федерациями, профильными ведомствами, а также спортсменами, вместе с которыми мы открываем для российской аудитории новые спортивные горизонты и формируем собственную медийную экосистему: строим физкультурно-оздоровительные сооружения, поддерживаем профессиональный и детско-юношеский спорт, стимулируем интерес к eSports-индустрии, создаем эксклюзивный околоспортивный контент, реализуем информационные и маркетинговые проекты.
Ключевую роль в экономике спорта сейчас играет, конечно, государство, которое в том числе борется с нелегальными организациями. Вся информация о совершаемых ставках передается в ЕРАИ, которая также управляет целевыми отчислениями. Такая система объединяет наши усилия в борьбе с теневым сектором и стимулирует внедрение эффективных методов финансирования российского спорта.
— Какие инструменты букмекеров эффективны для привлечения лояльной аудитории? Как вы взаимодействуете с молодежью, которая ценит различные цифровые инструменты?
— Спортивная аудитория требует гибкости, качества и скорости. В условиях серьезной конкурентной среды рынка ставок необходимо искать новые территории взаимодействия и выстраивания лояльности клиентов. Чтобы сохранить высокую эффективность стратегии продвижения, нужно понимать потребности аудитории, ведь это открывает прямой доступ к сердцу потребителя.
Тренды, которые определяют использование инструментов для привлечения лояльной аудитории, следуют за людьми и технологиями. Можно выделить тенденцию на спонсорство спортивных турниров и клубов, внедрение медийных элементов, объединение поколений легендарных и юных спортсменов в одном мероприятии — все это позволяет букмекерам привлечь аудиторию разных возрастов, помочь ей глубже погрузиться в спорт и раскрыть его с новой стороны.
Вирусный, креативный, запоминающийся и персонализированный контент будет выделяться среди огромного информационного шума и обеспечивать более тесное взаимодействие с продуктом бренда.
Особенное влияние на привлечение молодежной аудитории оказывает внедрение механик геймификации, интерактива и автоматизации процессов, в частности искусственного интеллекта для проведения акций и розыгрышей. Это, в свою очередь, масштабирует лояльную базу игроков и упрощает общение с ней, делает взаимодействие глубже и эффективнее.
Еще одно важное направление — социализация продукта. Сегодня болельщики заключают пари не только для того, чтобы выиграть денежные средства, но и чтобы получить дополнительные эмоции от просмотра матчей, пообщаться с единомышленниками и почувствовать себя частью спортивного экспертного сообщества. Поэтому внедрение социальных функций в продукт и создание дополнительных пространств для обсуждения спортивных событий в онлайн-формате — важный шаг в росте уровня вовлеченности.
Например, в социальной сети «Лиги Ставок» пользователи могут общаться друг с другом в специальных чатах, обмениваться опытом и эмоциями в реальном времени. Функция «Сигнал», в свою очередь, позволяет участникам следовать за стратегиями опытных игроков, повторяя их успешные ставки. Кроме этого, дополнительными преимуществами являются открытое мнение экспертов, расширенная статистика и спортивные новости. Эта социальная механика создает массовый спортивный нетворкинг.
— На какую аудиторию рассчитаны лотереи, призами в которых является автомобиль Rolls-Royce? Как прошли эти акции, какова их эффективность?
— Один из наших основных приоритетов заключается в умении работать с премиальным сегментом. Наши VIP-игроки — это статусная аудитория, которая ценит качество, комфорт и глубоко разбирается в спорте. Поэтому мы стремимся создать уникальный продукт, предоставить повышенный уровень сервиса и эксклюзивные привилегии.
Розыгрыши крупных призов являются частью работы с VIP-сегментом. В этом году мы разыграли автомобиль Rolls-Royce Ghost и денежные призы на общую сумму 58 млн руб. в рамках акции «ЛотеRRея». Это многоэтапная акция, которая состояла из нескольких туров, а также сопровождалась развлекательными вечеринками. В ней приняли участие более 8 тыс. игроков, из них более 60 человек стали обладателями денежных призов. Победа была исторической — главный приз получила VIP-клиентка, которая показала, что девушки тоже умеют делать красивые и победные ставки.
Спустя пару месяцев мы повторно запустили розыгрыш автомобиля, в этот раз это Rolls-Royce Cullinan — модель названа в честь самого большого и дорогого алмаза в мире.
Мы гордимся нашей аудиторией, предлагаем ей стать трендсеттерами в мире ставок на спорт и выигрывать по-крупному. Такой подход переводит процесс ставок на новый интеллектуальный уровень, позволяет нам формировать долгосрочные и крепкие отношения с клиентами, удерживать их внимание и привлекать новых игроков.
— «Лига Ставок» заключила долгосрочное партнерство с онлайн-кинотеатром Okko. Какова схема такого взаимодействия, какую выгоду оно приносит обоим участникам?
— В этом году мы стали долгосрочным партнером трансляции европейского футбола в онлайн-кинотеатре. Более 530 матчей Еврокубков УЕФА в сезоне 2024/25 — Лиги чемпионов, Лиги Европы и Лиги конференций — болельщики могут посмотреть в прямом эфире. Это сотрудничество решает несколько стратегических задач: выделиться среди конкурентов, закрепить за компанией территорию футбола и построить тесную связь между брендом и самыми значимыми футбольными турнирами.
Подобные коллаборации и совместные коммуникационные компании также способствуют привлечению новой аудитории, показывают технологичность, преимущества сервиса и открытость компании. Чтобы побеждать, важно создавать тренды, быть открытыми к трансформации.