Как банки становятся посредниками между сейлерами и маркетплейсами
Алексей Шашкин, директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка, — о том, как банки помогают развиваться малому и среднему бизнесу и какой поддержки от них ждут компании
В 2024 году завершается действие национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Его итоги еще предстоит подвести, но известно, что в 2023 году МСП в России стало больше на 6%, чем годом ранее. Всего в них занято примерно 6,3 млн человек, следует из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы.
Особенно заметен рост в электронной торговле, где как раз заняты преимущественно МСП. Последние три года обороты рынка электронной коммерции увеличивались на 33% ежегодно, и такая тенденция, по экспертным оценкам, будет продолжаться еще как минимум три года. Как показывает аналитика «Сбера», уже в 2024 году объем e-commerce превысит 10 трлн руб. Такие прогнозы подтверждает и статистика новых регистраций бизнеса, которая показывает активную динамику в сегменте e-commerce. По экспертным прогнозам, маркетплейсы в обозримом будущем потеснят классическую розницу. Уже сейчас они принимают на себя большую часть объема офлайн-продаж. Это дает отечественным малым и средним предприятиям серьезный стимул для развития.
Основная доля розничной онлайн-торговли сегодня приходится на маркетплейсы Wildberries, Оzon, «Яндекс Маркет», «Мегамаркет», AliExpress и другие. По данным «Сбера», всего в сфере электронной коммерции пробовали работать более 746 тыс. предпринимателей, причем три четверти — 566 тыс. человек — только на маркетплейсах. А 45 тыс. человек совмещают маркетплейсы и продажи через сайт магазина.
Конкуренция между сейлерами высокая, активность бизнеса в электронной торговле требует поддержки финансовых институтов. Займы, например, берет каждый десятый представитель МСП, в 2023 году доля таких субъектов выросла до 9,5%.
Помимо финансовых услуг нужна помощь и в операционных процессах: аналитике, логистике, продвижении, составлении карточек товаров, описаний. Востребованы специализированные бухгалтерские сервисы для торгующих на маркетплейсах, юридическая поддержка, нужны специалисты, помогающие в решении многих других вопросов.
Поэтому банки осваивают роль помощников участников рынка электронной коммерции, а также посредников между сейлерами и торговыми площадками.
Маркетплейсы, в свою очередь, развивают собственное финансовое обслуживание. Мы видим тренд на создание собственных финтехпродуктов в структурах популярных торговых площадок. На наш взгляд, это только развивает конкуренцию, что идет на пользу бизнесу и качеству услуг.
К основным проблемам, с которыми сталкиваются сейлеры, нужно отнести сложность объединения данных из личных кабинетов с разных маркетплейсов, в результате чего трудно разобраться, какой товар приносит прибыль. «Отраслевое решение» «Сбера» дает возможность анализировать информацию о ключевых показателях каждого товара и выявлять наиболее ходовые позиции. Таким образом, благодаря этому анализу продавец получает готовую информацию, как зарабатывать больше, не тратя собственное время на объединение данных.
Кроме того, сейлеру самостоятельно сложно следить за остатками товаров на разных маркетплейсах. Инструменты «Сбера» позволяют решать эту задачу за счет гибкой настройки объединения складов для любых маркетплейсов. Остаток изменяется автоматически — при заказе товара на одной площадке остатки изменятся на всех остальных. Таким образом, формируется возможность отслеживать стабильность спроса на интересующий продавца товар, оптимизировать расходы на хранение, выявить непродающуюся продукцию, своевременно спланировать поставки и закупки, избежать рисков штрафа.
Полученная с помощью банка информация помогает также понять, какие рекламные кампании приносят прибыль, а какие оборачиваются ненужными расходами бюджета. Банк также предоставляет возможность воспользоваться искусственным интеллектом, который генерирует автоматические ответы на отзывы клиентов и описывает товары.
Ко всем возможностям, которые предоставляют наши сервисы, «Сбер» обеспечивает неограниченные устные консультации. Мы наняли специалистов с опытом работы на маркетплейсах, они проводят нового игрока по всей цепочке операций до первой продажи под ключ — помогают анализировать нишу и подбирать онлайн-площадку (или несколько площадок) для торговли, загружать до 20 карточек товаров, дают рекомендации по логистике, упаковке, отгрузке, формированию поставок и настройке рекламы, а также помогают настраивать аналитику от «Сбера».
Таким образом, в результате эффективного сотрудничества с банком компания активнее наращивает бизнес и получает навыки его масштабирования.
Такая быстрорастущая отрасль, как электронная коммерция, где заняты небольшие компании, ИП и самозанятые, может оказать основательную поддержку МСП и способствовать решению задач по их дальнейшему развитию. В свою очередь, банки готовы помогать предприятиям развиваться и осваивать новые ниши.
В Минэкономразвития отмечали, что сегодня стоит задача добиться не только количественного роста сектора МСП, но и качественного. В этом немалую роль должно сыграть сотрудничество бизнеса с банками, в том числе в секторе электронной коммерции.