Carlo Pazolini закрыла свою американскую сеть
Решение о закрытии американского филиала было принято в ноябре 2014 года, рассказал РБК владелец группы Carlo Pazolini Илья Резник. В конце 2014 – начале 2015 года были закрыты 14 магазинов сети в США (в Нью-Йорке, Иллинойсе, Мичигане и других штатах) и офис в Нью-Йорке (в нем работали около 20 сотрудников). «В конце того года стало понятно, что все инвестпроекты надо заморозить, – говорит Илья Резник. – В США нам нужно было инвестировать еще хотя бы два года, чтобы вывести филиал на операционную рентабельность». В прошлом году, когда российские компании почти полностью потеряли доступ к международному финансовому рынку, а девальвация рубля к доллару составила почти 100%, инвестировать в масштабные проекты стало нецелесообразно, поясняет бизнесмен.
Магазины в США Carlo Pazolini открывала с 2011 года. Инвестиции в американский проект за три года составили «десятки миллионов долларов», сказал РБК Резник, не уточнив сумму. Теперь в США продолжит работать только онлайн-магазин Carlo Pazolini. Илья Резник надеется вернуться к развитию в США через несколько лет, возможно, в 2018 году, если ситуация в российской экономике в ближайшие годы стабилизируется.
ГК Carlo Pazolini основана в 1991 году Ильей Резником. Насчитывает около 230 собственных и франчайзинговых магазинов в России, на Украине, в Италии, Великобритании и других странах. Обувь под брендом Carlo Pazolini выпускается на контрактных производствах в Китае (около 75% продукции) и Италии. Оборот группы, по словам Ильи Резника, в 2014 году из-за курсовой разницы остался на уровне 2013-го и составил около $360 млн. По данным Euromonitor, в 2013 году на обувном рынке России Carlo Pazolini занимала четвертое место по продажам с долей 1,4%.
Основная выручка Carlo Pazolini приходится на Россию. В 2013 году оборот магазинов в РФ составил около $260 млн, еще $100 млн пришлось на США, страны Европы, СНГ и Китай, говорит Резник, не уточняя разбивку по зарубежным странам. По оценке консалтингового агентства Esper Group, выручка магазинов в США в 2013 году составила около 7% оборота группы. Объем всего обувного рынка США в 2013 году Esper Group оценивал в $303,6 млрд, России – в $42,2 млрд.
Гендиректор Y Consulting Дарья Ядерная считает, что американский бизнес Carlo Pazolini был убыточным и убытки покрывались за счет России: «Если бы бизнес Carlo Pazolini там уже стал прибыльным, то в условиях кризиса в России компания бы переориентировалась на рынок США. Но в текущей ситуации распыление усилий и средств стало для бренда невозможным».
Российские ретейлеры уже выходили на американский рынок, но до сих пор ни у кого не получилось построить там крупную сеть. Самый яркий пример из фэшен-индустрии – сеть Kira Plastinina. В 2008 году российский модельер Кира Пластинина открыла в США 12 магазинов. Ее отец, один из основателей компании «Вимм-Билль-Данн» Сергей Пластинин, тогда говорил «Ведомостям», что собирается вложить в развитие бизнеса дочери в США около $35 млн. Летом 2008 года у компании начались юридические проблемы. Суд США запретил компании использовать бренд Kira Plastinina, сочтя, что он до степени смешения схож с американской маркой Kirra. Адвокат Павел Астахов, защищавший интересы Пластининой, характеризовал решение суда как «дискриминационное». Осенью 2008 года из-за наступившего кризиса у сети появились финансовые сложности. В итоге все магазины Пластининой в США были закрыты. Позже модельер вернулась в США с другой, премиальной линией одежды Lublu Kira Plastinina. Пресс-служба компании к моменту публикации статьи не ответила на запрос РБК о развитии в США. Сейчас там, по данным сайта марки, работают три точки под брендом Lublu Kira Plastinina.
Крупную розничную сеть в США пытался построить также основатель «Пятерочки» Андрей Рогачев. В 2012 году он начал открывать во Флориде продуктовые магазины Okey-Dokey, намереваясь за несколько лет довести количество объектов до 400. Но в 2013 году все открытые к тому времени 11 магазинов были закрыты. Андрей Рогачев решение закрыть сеть не комментировал. Аналитики предполагали, что бизнесмену могло не хватить ресурсов для параллельного развития двух крупных проектов: в России в 2012 году Рогачев запустил продуктовую сеть «Верный».
У каждого из российских ретейлеров были частные причины свернуть бизнес в США, но есть и общие причины, считает гендиректор агентства «INFOline-Аналитика» Михаил Бурмистров: «Уровень конкуренции в ретейле в США в разы выше, чем в России. Это зрелый рынок, где нет роста, к которому привыкли наши бизнесмены, а показатели доходности и возврата инвестиций оказываются значительно ниже, чем в России».