Авиакомпания Utair на треть сократила парк своих самолетов
За полгода UTair сократила парк на 33 самолета, сообщила компания. В частности, авиакомпания вывела из парка шесть Boeing 737-800, 12 Airbus-321 и 15 Bombardier CRJ 200. Еще девять Boeing 757-200 и два Boeing 767-300 перевозчик передал чартерной компании «Катэкавиа», входящей в группу UTair, сообщила авиакомпания. Таким образом, парк UTair сократился с 115 до 71 единицы.
Перевозчик избавляется от самолетов по программе сокращения издержек, принятой советом директоров летом прошлого года, говорится в сообщении UTair. Помимо уменьшения количества машин, UTair также сокращала нерентабельные маршруты и персонал.
Самолеты переданы лизингодателям, сказал представитель UTair, отказавшийся сообщить подробности. Компания работает со всеми крупнейшими российскими и иностранными лизинговыми компаниями, сказал он. Оптимизация парка позволяет сэкономить более $100 млн в год за счет сокращения лизинговых платежей, передает пресс-служба перевозчика слова генерального директора UTair Андрея Мартиросова.
Самолеты Airbus-321 авиакомпании поставляла «ВЭБ-Лизинг». Первую из 20 машин по контракту, действующему до 2016 года, UTair получила в июле 2013 года, сообщала тогда компания. А годом раньше самолеты Boeing 737 на $50 млн поставила «Сбербанк Лизинг». Bombardier, по данным UTair, авиакомпания брала у PL Panorama Leasing.
Представители «Сбербанк Лизинга» и «ВЭБ-Лизинга» отказались от комментариев. Идут переговоры с UTair об урегулировании долгов, объяснил представитель «ВЭБ-Лизинга». Пресс-служба PL Panorama Leasing не ответила на запрос РБК.
Во второй половине 2014 года из-за сокращения спроса на авиаперевозки и девальвации рубля компания попала в сложное финансовое положение. Ее долг, включая лизинг самолетов, к середине декабря достиг 167 млрд руб., в том числе 63,6 млрд руб. перед банками, еще 85,2 млрд руб. перед лизинговыми компаниями и около 16 млрд руб. — по облигациям, сообщала UTair в презентации для инвесторов. При этом прогнозируемая выручка в 2014 году — 74 млрд руб., подчеркивал перевозчик.
Самый активный кредитор UTair — «Альфа-банк». Он уже выиграл арбитражное дело о взыскании с авиакомпании $22,3 млн, суд в Ханты-Мансийске рассматривает иск банка о признании UTair банкротом.
Авиакомпания также рассчитывает и на помощь государства. В феврале правительство внесло перевозчика в список системообразующих. Мартиросов тогда говорил, что компания готовит документы на получение гарантий от государства по кредитам от 10 млрд руб. до 38,4 млрд руб. Госгарантии для UTair могут составить 19 млрд руб., сказал министр экономического развития Алексей Улюкаев 1 апреля (цитата по Интерфаксу).
Доля лизинга в затратах авиакомпаний доходит до 25%, говорит попросивший об анонимности консультант по авиации международной компании. Обычно лизинговые платежи номинируются в долларах, а большая часть выручки UTair — в рублях, поскольку компания специализируется на внутренних перевозках. После того как в конце прошлого года в рублевом исчислении валютные платежи выросли почти вдвое, они стали непосильны для авиакомпании, говорит консультант. В мире нет кризиса в перевозках, лизинговые компании легко продадут самолеты, которые вернул UTair, например азиатским авиакомпаниям, рассуждает консультант.
В январе–феврале UTair перевезла 692 тыс. пассажиров, на 33,6% меньше, чем за тот же период 2014 года, свидетельствуют данные Росавиации. При этом в среднем по рынку перевозки пассажиров снизились только на 0,3%. Это объясняется сокращением количества рейсов и самолетов, говорит представитель компании.