Электрички могут снова отменить из-за нехватки денег
Письма в Минфин
Компания РЖД начала переговоры с региональными властями о договорах по финансированию пригородных электричек на будущий год. В этих договорах будут оговариваться объемы перевозок и суммы компенсаций дочерним компаниям монополии из областных бюджетов. Об этом РБК рассказал представитель РЖД. «Цель — сохранение всех маршрутов и электричек», — подчеркивает он.
РБК опросил регионы, где в начале года было отменено наибольшее относительное количество поездов, вплоть до полной их отмены, и выяснил, что проблемы — те же. Забайкальский край, где в прошлом году возмущенные жители собирались перекрывать Транссиб, уже должен пригородной пассажирской компании — «дочке» РЖД — около 400 млн руб. за 2015 год. Такой же долг область накопит и в 2016 году, если не сокращать количество электричек, рассказал РБК губернатор Забайкалья Константин Ильковский. У региона есть только часть необходимых средств на пригородное сообщение и можно рассчитывать только на помощь федерального центра, говорит он.
Похожая ситуация и в Псковской области: она должна компенсировать железнодорожникам около 240 млн руб. в 2015 году, но пока на это у нее есть только 149 млн, сетует Вячеслав Клюхин, начальник отдела департамента транспорта псковского правительства. Без поддержки центра есть риск сокращения количества поездов, беспокоится начальник отдела транспорта правительства Костромской области Владимир Козлов. О том, что местные бюджеты в следующем году не потянут самостоятельно необходимый объем перевозок, РБК сказали чиновники еще нескольких областей — Вологодской, Белгородской, Тверской, и Нижегородской. В частности, в пресс-службе правительства Тверской области сообщили, что они уже обратились к Минфину России за помощью.
В федеральном министерстве на запрос РБК в течение четырех дней не ответили. Пресс-секретарь профильного вице-премьера Аркадия Дворковича отказалась от комментариев.
Сошли с ума
Из-за недостатка финансирования от областных бюджетов в конце 2014 — начале 2015 года пригородные пассажирские компании начали массовую отмену электричек. Так, на начало 2015 года они сняли около 300 поездов в 39 регионах, приводила в январе данные пресс-служба РЖД. Всего в России около 5 тыс. пригородных маршрутов. Некоторые области, например Псковская и Тверская, полностью лишились пригородного железнодорожного сообщения, это вызвало протесты в регионах и многочисленные обращения в правительство от местных чиновников.
4 февраля на совещании с членами правительства Владимир Путин внезапно отклонился от повестки дня и заявил: «Перестали ходить электрички в регионы, вы что, с ума сошли?» Он потребовал, чтобы все движение было немедленно восстановлено, «не дожидаясь формальных решений».
РЖД взяли под козырек: все 300 отмененных поездов в течение недели вернулись на маршруты. Но вопрос с «дырой» в финансировании остался открытым. Для ее ликвидации правительство согласилось снизить ставку коэффициента платы за пользование железнодорожной инфраструктурой, которую пригородные компании платят РЖД, с 0,25 до 0,01. Это позволило, по оценке монополии, высвободить около 6 млрд руб. Еще одной мерой стало снижение НДС на пригородные перевозки до 10% до конца 2016 года, что дало еще около 8 млрд руб. Но 8,8 млрд руб. все равно не хватило — Минфин был вынужден выделить их из антикризисного фонда правительства. Откуда возьмутся эти средства в следующем году, неизвестно.
Российский пригородный комплекс в цифрах
Что представляет собой пригородный пассажирский комплекс:
25 компаний без учета частных перевозчиков («Аэроэкспресс», МРПК)
Более 15 тысяч вагонов: вагоны на электротяге, 300 рельсовых автобусов, 1 тыс. вагонов на локомотивной тяге, 15,5 тыс. платформ и 5,5 тыс. разного рода остановочных пунктов
46 тыс. человек обслуживают работу комплекса
Из них 12 тыс. – высококвалифицированные профессионалы – локомотивные бригады
Финансовые показатели:
11 пригородных пассажирских компаний завершили 2014 год с положительным финансовым результатом. Из них две компании – «ЦППК» и «МТ ППК» – без потребности в субсидиях, остальные – «СЗ ППК», «Омск–пригород», «Алтай–пригород», «ПК Сахалин», «Краспригород», «Волгоградтранспригород», «Самарская ППК», «Волго–вятская ППК», «Кубань – Экспресс–пригород» – с учетом субсидий.
8,3 млрд руб. составило финансирование комплекса в прошлом году
6,4 млрд руб. – сумма некомпенсированных потерь перевозчиков в 2014 году
40% от общего пригородного пассажиропотока в российских регионах перевозит пригородный железнодорожный транспорт
Менее 1% от общих расходов на транспорт и дорожное хозяйство закладывают регионы на содержание пригородного железнодорожного транспорта
Источник: РЖД
Бедные регионы
В 2015 году выручка от продажи билетов на электрички составит около 52 млрд руб., затраты на пригородное движение — 100 млрд руб., оценивал в феврале этого года начальник департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» РЖД Геннадий Верховых. Еще примерно 25 млрд руб. бюджет платит за федеральных льготников. А 24 млрд руб. должны были выделить регионы на компенсации тарифов, но они смогли найти только 8 млрд руб.
Проблема не только в том, что у региональных властей таких денег нет, но и в том, что они не хотят отдавать их «дочкам» РЖД. Основная претензия регионов — непрозрачность экономики пригородных компаний. В 2014 году Счетная палата провела проверку пригородного сообщения, по результатам которой пришла к выводу, что почти все пригородные пассажирские компании не имеют своего имущества, а арендуют электропоезда и депо у РЖД. Таким образом, арендная плата составляет до 80% расходов «дочек» монополии, констатировала Счетная палата.
То же самое в конце 2014 — начале 2015 года говорили губернаторы. «Мы не готовы компенсировать неэффективные затраты «дочки» РЖД. Примерно 80–85% расходов приходится на обслуживание подвижного состава и его аренду у материнской компании. Это непрозрачные для нас цифры, мы эти цифры не признаем», — заявлял в декабре 2014 года губернатор Вологодской области Олег Кувшинников в видеообращении к жителям региона.
Чтобы снять взаимные претензии губернаторов и РЖД относительно экономики пригородных компаний, правительство разработало законопроект, по которому решения о сумме компенсации дочерним компаниям РЖД из региональных бюджетов будет принимать Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Проект принят Госдумой в третьем чтении 6 июля. ФСТ уже разработала проект методики по расчету ставок аренды за подвижной состав для пригородных компаний, он находится на согласовании в правительстве, сказал РБК представитель службы. Кроме того, ФСТ разрабатывает процедуру урегулирования споров между пригородными компаниями и субъектами Федерации, добавил он, не уточнив подробностей.
Вести переговоры с РЖД станет легче, считает губернатор Ильковский. Эти меры полезны, они создадут правила игры, но не добавят денег в региональные бюджеты, говорят попросившие об анонимности чиновники двух регионов.
Передача имущества
В разработанном Минфином и принятом в конце июня правительством проекте «Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017–2018 годов» говорится о том, что решение проблемы с финансированием — в реформе пригородного транспорта, которая тянется с 2003 года. Ее суть — в укрупнении пригородных пассажирских компаний, что должно привести к сокращению издержек и передаче «дочкам» РЖД подвижного состава и депо в собственность.
Процесс передачи имущества идет, утверждает представитель РЖД, в частности, в совместных компаниях с участием Омской и Новосибирской областей (ОАО «Омск-пригород» и ОАО «Экспресс-пригород»). В текущем году планируется завершить процесс передачи имущества дочерней компании ОАО «ПК «Сахалин», отчитывается он. Правда, передача части электропоездов и здания вокзала в Омске в собственность «Омск-пригорода» состоялась еще в 2007–2008 годах, следует из сообщений местной администрации. А ПК «Сахалин» на 100% принадлежит РЖД, без участия региональных властей.
Проблема этой реформы в том, что региональные власти — миноритарные акционеры большинства пригородных компаний. Следовательно, если РЖД внесет в уставные капиталы «дочек» электрички и депо, то регионам также нужно внести деньги, чтобы не размыть свою долю. Денег нет, повторяет губернатор Забайкальского края, владеющего 49% Забайкальской пригородной пассажирской компании. Правительство Нижегородской области готово вернуться к обсуждению вопроса передачи имущества «Волго-Вятской пригородной пассажирской компании» лишь после 2017 года, когда компания по плану выйдет на безубыточность, сообщила РБК пресс-служба нижегородского правительства.