Правительство пообещало налоговые льготы для внутренних авиаперевозок
Власти поддержат авиакомпании, снизив НДС на внутренние перевозки и расширив количество субсидируемых из бюджета рейсов на Дальний Восток и в Сибирь, заявил во вторник министр транспорта Максим Соколов на совещании с участием премьер-министра Дмитрия Медведева.
По словам Соколова, его ведомство в качестве антикризисной меры предлагает снизить НДС на внутренние перевозки до 10% (цитата по ТАСС). Это дополнительно даст авиакомпаниям почти 20 млрд руб. в год, рассказал министр. Вторая мера поддержки – дополнительные 12 маршрутов на Дальний Восток и в Сибирь, которые субсидируются из бюджета. Это даст дополнительный поток в 120 тыс. пассажиров, заявил Соколов. Обе меры «позволят стабилизировать ситуацию, поддержать внутренние перевозки, которые сейчас являются драйвером даже не роста, а стабильности», заявил министр. Всего правительство готово выделить на антикризисную поддержку авиаперевозчиков до 1 млрд руб.
Соколов сказал, что авиаторы также просили правительство субсидировать ставки по кредитам и лизингу, но для этого надо много бюджетных средств, на это рассчитывать нельзя.
Присутствовавший на заседании генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев добавил, что НДС хорошо бы не снизить, а обнулить – от снижения ставки эффект очень небольшой. Руководство «Трансаэро» поддерживает идею нулевого, сказал представитель перевозчика. Кроме того, действенными мерами поддержки могли бы стать субсидирование ставок по кредитам и мораторий на рост тарифов естественных монополий, говорит представитель «Трансаэро». «Сибирь» также выступает за снижение НДС, сказал представитель перевозчика, отказавшийся от дальнейших комментариев.
Министерство финансов пока согласовало понижение ставки НДС на внутренние перевозки до 10%, сказал РБК представитель ведомства. Это предусмотрено антикризисным планом правительства, напоминает он. Обнуление ставки налога приведет к потере бюджетом примерно 30 млрд руб., такую сумму согласовать не удалось, сказал чиновник профильного ведомства. С апреля прошлого года НДС не уплачивается с полетов в Крым по указу президента.
Полеты из центральной части России на Дальний Восток и в Сибирь правительство субсидирует с 2009 года. К концу прошлого года таких маршрутов было 53, по данным Росавиации. В прошлом году правительство выделило на эти субсидии около 9 млрд руб. для перевозки 1,4 млн человек, сказал на совещании Дмитрий Медведев.
Субсидируемые перевозки по убыточным направлениям в отдаленные регионы – регулярная работа, говорит сотрудник одного из крупнейших российских авиаперевозчиков. Она не зависит от кризиса и, по сути, не дает дополнительную прибыль авиакомпании, ее нельзя признать полноценной антикризисной мерой, говорит он.
Субсидии по лизингу и кредитам помогли бы авиакомпаниям гораздо эффективнее, говорит консультант, знакомый с экономикой крупнейших авиакомпаний России. Доля лизинговых платежей в себестоимости перевозок – до 25%, это вторая после топлива статья затрат, говорит он.
Для отрасли дополнительные 20 млрд руб. – небольшие деньги, говорит заместитель генерального директора инвестиционной компании «Регион» Анатолий Ходоровский. По итогам 2013 года выручка первой пятерки российских авиакомпаний была около 530 млрд руб. без учета НДС, приводит он данные. По итогам прошлого года она выросла еще, поскольку пассажиропоток за прошлый год вырос, добавляет Ходоровский. По его мнению, для перевозчиков снижение НДС до 10% будет эффективнее, чем обнуление ставки налога: в последнем случае он сначала уплачивается полностью, а потом возмещается из бюджета, на что уходит до нескольких месяцев.
Просьбы о помощи
В начале февраля руководители крупнейших авиакомпаний обратились в правительство через Российскую ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта, предложив пять мер, которые эффективно могут помочь им в кризис.
– Компенсировать из бюджета кредитную ставку по кредитам, привлеченным по ставкам выше ставки Банка России.
– Государственные гарантии по кредитам.
– Обнуление НДС.
– Пересмотреть в период острой нехватки летного персонала тариф отчислений в Пенсионный фонд.
– Мораторий на сборы естественных монополий за обслуживание воздушных судов и пассажиров.
За отправку этого письма на собрании членов АЭВТ в начале февраля проголосовали представители большинства компаний, в том числе Utair, «Трансаэро» и «Уральские авиалинии». Против – представители «Аэрофлота» и «Сибири».
«Трансаэро» уже получила в конце прошлого года 9 млрд руб. госгарантий. А гендиректор Utair Андрей Мартиросов заявил, что компания готовит документы для получения гарантий на 10–40 млрд руб.