Не только Ли: что еще помогло успеху Сингапура
Ли не было, а чудо уже было
«Экономическое развитие в Сингапуре имело место и раньше», — саркастически замечал экономический историк У.Дж.Хафф. Британские власти еще в 1823 году объявили Сингапур портом свободной торговли, открытым для всех заинтересованных предпринимателей и правительств. Быстрый экономический рост в конце 19 века позволил к 1900 году построить на острове крупный современный город, писал Хафф в своей классической книге «Экономический рост в Сингапуре».
В 1951 году, когда Ли Куан Ю работал скромным адвокатом и до его прихода к власти оставалось еще восемь лет, в Сингапуре начался экономический бум, вызванный спросом на алюминий и резину. В городе появились своя киноиндустрия и свой частный университет. В 1950-х ВВП на душу населения в Сингапуре был выше, чем в других странах Азии, писал Хафф; в стране было больше автомобилей на душу населения (1 машина на 30 жителей), чем где-либо еще в Азии, кроме Токио.
То есть к моменту объявления независимости в 1965 году Сингапур имел прочный экономический фундамент и очень значительные преимущества (хотя уход британцев с их субсидиями и военными базами в перспективе нескольких лет серьезно ударил по экономике).
Как считают некоторые эксперты, Сингапуру помогли и другие пережитки колониального прошлого. Например, хорошее знание английского, облегчившее общение с предпринимателями по всему миру, и даже тот факт, что в строгие годы британского империализма в стране не возникло массовое политическое движение за свободу и гражданские права (точнее, возникло, но видимо, не столь массовое и агрессивное, как в ряде других бывших колоний). Ее политическая культура не препятствовала установлению авторитарного прогрессистского режима.
Географическое чудо
Огромную роль в успехах Сингапура играло его географическое положение. В 20 веке Сингапур стал, по словам Хаффа, «определенно самым важным коммерческим, транспортным и коммуникационным центром Юго-Восточной Азии, и как минимум с начала Первой мировой войны он играл уже глобальную экономическую роль». Через Малаккский пролив, разделяющий Малайзию и Индонезию, в 1960-е годы проходило большинство торговых кораблей из Европы и США по дороге в Азию и останавливались там на дозаправку. Этот пролив (и его продолжение, Сингапурский пролив) называли «Суэцким каналом Азии».
На пользу новому государству пошел и тот факт, что территориально Сингапур отстоял от Малайзии, в состав которой некоторое время входил. С одной стороны, внутренние районы Малайзии с приличными нефтяными запасами и мощностями производства резины были неподалеку, с другой — производства эти не осложняли развитие Сингапура излишней близостью к городской среде. Сюда же можно отнести и отсутствие собственного сельского хозяйства, чьи интересы могли тормозить развитие открытой и полностью глобализованной торговой экономики.
Изолированность Сингапура подталкивала его к развитию производств с высокой добавленной стоимостью и финансовой индустрии. И возможно, есть какая-то правда в словах бывшего аналитика Morgan Stanley Энди Си, который сгоряча высказался, что «Сингапур обязан своими успехами тому, что был центром отмывания денег для коррумпированных индонезийских чиновников и бизнесменов».
Эти чудесные иммигранты
Еще один фактор успеха Сингапура, который сложился исторически — его готовность принимать и интегрировать иммигрантов. Она возникла естественным путем ввиду положения страны на мировых транспортных путях. Значительную часть ее населения в 20 веке составляли бывшие жители южного Китая и южных провинций Индии. В эпоху Ли Куан Ю на иммиграцию была сделана мощная ставка. C 1980-х до 2000-х доля граждан в населении Сингапура уменьшилась с 80% до 64%, в 2011 году составила уже 62%, а к 2030 может упасть до 50%. Да и в 2011 году, по подсчетам одного исследователя, жители Сингапура, родившиеся в стране, составляли лишь около 46% населения.
Чем все это хорошо для экономического развития? Например, традициями сосуществования разных культур, терпимости и опять-таки (до поры до времени) политического смирения, которое помогает правительству делать свою работу, не отвлекаясь на протесты.
Есть, конечно, и оборотная сторона. Австралийский журналист Родни Кинг, который работал в Сингапуре в 1980-х и 1990-х, выпустил в 2007 году книгу «Сингапурское чудо: миф и реальность», где решил рассказать об изнанке местного режима и, в частности, о том, что бурный экономический рост Сингапура и благосостояние его среднего класса достигаются за счет тех самых иммигрантов. В 1990–2006 годах число иностранных рабочих в Сингапуре увеличилось в 2,7 раза; подавляющее большинство из них — низкоквалифицированные работники. И это значительная часть тех 30% населения Сингапура, чей уровень жизни, как утверждает Кинг, по-прежнему ниже той черты, за которой начинается бедность в западных странах.