От самолетов до тушканчиков: сколько можно заработать на грузовом такси
Трое основателей ростовской компании «Везет всем» в сферу грузоперевозок попали случайно. Первым проектом Ивана Пластуна, Алексея Козлова и Дмитрия Криворучко (последний, правда, почти сразу вышел из проекта) был запуск электронного каталога бань Ростова-на-Дону «Донсауна». Сайт приносил студентам около 30 тыс. руб. ежемесячного дохода, но через год после старта они решили открыть что-то более масштабное. «Мой папа занимается строительным бизнесом и по работе сталкивается с разовыми грузоперевозками материалов, — рассказывает РБК Пластун. — Я постоянно слышал его жалобы на то, что рынок очень непрозрачный, сложно найти достойное сочетание цены и качества, а адекватный и вежливый водитель — вообще редкость». На четвертом курсе студенты вложили накопленный от работы электронного каталога доход и вырученные от продажи автомобиля средства (всего 350 тыс. руб.) в запуск компании по грузоперевозкам.
Заказ с молотка
Они изучали специфику бизнеса на форумах перевозчиков, разговаривали с опытными водителями, читали отраслевые издания. Проведя анализ рынка грузоперевозок, Пластун и Козлов поняли, что обороты крупных игроков довольно велики, но закупка собственных автомобилей им самим не по карману. Было решено превратить компанию в площадку для встречи заказчиков и исполнителей. Деньги вложили в разработку сайта и маркетинг: напечатали листовки, которые разносили по почтовым ящикам и клали под дворники автомобилей. И заказчиков, и перевозчиков искали вручную. «Мы просто брали газету объявлений и обзванивали бабушек, которым нужно было перевезти мебель, а потом звонили по тем же объявлениям перевозчикам — так сказать, помогали им найти друг друга», — рассказывает Пластун. Финансовой отдачи такая схема не давала, поэтому предприниматели через четыре месяца работы отказались от нее, решив автоматизировать процесс.
По словам Пластуна, российский рынок грузоперевозок тогда, в 2011 году, представлял собой доску объявлений, перенесенную на просторы интернета, поэтому за вдохновением основатели пошли к западным компаниям. Британская Shiply и американская uShip к тому времени уже несколько лет работали по принципу аукциона. «В то время начинался передел рынка такси, в Калифорнии появился Uber, у нас — «Яндекс.Такси», — вспоминает Пластун. — Мы решили, что революция в области грузоперевозок тоже возможна».
Цифры «Везет всем»
48 000 перевозчиков зарегистрировано в базе сервиса
11 000 человек в день посещает сайт компании
57% заказов сервис получает на перевозку грузов между городами России
7530 актуальных заявок в системе было на 14 сентября 2015 года
12–50% первоначальных заявок превращаются в заказы
25 млн руб. — среднемесячный оборот сервиса
3–15% — комиссия сервиса с одного заказа
Каждые 1–2 года клиенты «Везет всем» нуждаются в перевозке
Реализовать идею нового сервиса помогла встреча на конференции с будущим партнером Антоном Коноваловым. Чтобы привлечь к себе внимание потенциальных инвесторов, предприниматели накрыли картонной коробкой машинку на радиоуправлении, сверху положили стопку листовок и возили эту конструкцию по залам, ударяя ею гостей по ногам. «Первые жертвы реагировали положительно, нагибались за листовками. Довольно скоро вокруг нас собралась толпа», — говорит Пластун. Коновалов владел логистической компанией, поэтому имел опыт работы с грузоперевозками. Он поверил в проект и инвестировал в его развитие.
Общий объем вложений (Коновалова и других партнеров) составил $400 тыс. На эти деньги основатели доработали сайт, провели тестирование маркетинговых гипотез, набор первоначальной базы перевозчиков (около 1000), расширили штат до восьми человек. «Раньше мы два дня в неделю работали над концепцией проекта, еще два — обзванивали бабушек с диванами, остальные три — работали на стороне, чтобы вся эта затея могла жить», — вспоминает Пластун. Была учреждена компания (ООО «Рувил.ру»), в которой Коновалов получил контрольный пакет и стал гендиректором.
Сначала в «Везет всем» установили фиксированную плату для водителей — 750 руб. с частной перевозки и 1500 руб. с заказа для транспортной компании. Но от нее быстро отказались: было нечестно брать одинаковую сумму с разных по стоимости и сложности заказов. Следующим шагом был переход на процентную модель: каждый перевозчик платил определенную долю от стоимости заказа по факту его исполнения. «После нескольких месяцев такой работы мы поняли, что пора заводить собственное коллекторское агентство: отследить, куда с деньгами заказчика делся водитель, перевозивший груз из Москвы в Тверь, было практически невозможно», — рассказывает Пластун. Больше 50% заказов «проходили мимо» компании.
Тогда решили перейти на предоплату. При выборе водителя заказчик вносит часть суммы (комиссию «Везет всем»), а после перевозки выплачивает остальное водителю. «Мы очень боялись, что никто не станет платить нам заранее, и как только на счет поступила первая предоплата, мы радовались всем офисом, — вспоминает Иван. — Эффект оказался обратным: люди стали ответственнее относиться к оформлению заказов, мы стали получать реальные деньги». Теперь клиент не мог зарегистрировать заказ, просто чтобы оценить примерную стоимость перевозки, а водитель — скрыться, не выплатив комиссию. Количество заказов сократилось на 50%, но реальный доход вырос в полтора раза.
Экономика перевозки
Принцип работы «Везет всем» аналогичен онлайн-службам такси.
Заказчик оставляет заявку на сайте, заполнив поля с необходимыми характеристиками (направление, тип груза, масса и габариты). Заявку видят все зарегистрированные на сайте перевозчики и предлагают сумму, за которую они готовы выполнить заказ. Дальше начинает работать аукцион на понижение: потенциальные исполнители перебивают цену до тех пор, пока обсуждение не замирает на минимальной цене. Если за указанную сумму готовы работать несколько перевозчиков, заказчик выбирает подходящего исполнителя исходя из марки и состояния автомобиля, опыта и рейтинга водителя. После выбора заказчика клиент вносит гарантийный аванс на счет перевозчика в системе, а «Везет всем» позволяет им обменяться контактами. Случается, что недобросовестные водители пытаются сразу же получить номер заказчика и перевезти груз «через голову» сайта, чтобы избежать уплаты комиссии. Чтобы пресечь такой «криминал», в сервисе создали робота, который отслеживает появление в чате телефонных номеров. «Особенно изощренные исполнители могут написать номер и буквицей, так что это так себе защита. Но за нашу практику подобное встречалось нечасто — пользователи негативно реагируют на такое поведение водителей», — утверждает Иван. Окончательный расчет между клиентом и перевозчиком происходит без участия «Везет всем». Сервис, как следует из его публичной оферты, «не несет ответственности за качество услуг и сохранность грузов».
Процедура работы с перевозчиками сложнее. Партнер должен зарегистрироваться на сайте, выбрав свой статус (компания или физлицо), и в зависимости от этого загрузить необходимые документы для подтверждения своего статуса (паспорт для физлица, выписку из ЕГРЮЛ для юрлица, документы об автомобиле, фотографии водителя и машины и т.д.), пройти модерацию. Сервис предлагает перевозчикам бесплатный тариф, имеющий свои ограничения (например, нет уведомления, если ставка по заявке перебита другим перевозчиком), а также платный тариф стоимостью от 490 руб. в месяц (для физлиц) и 890 руб. в месяц (для компаний).
Комиссия, которую «Везет всем» берет с каждой перевозки, составляет обычно 9–11% и варьируется в зависимости от стоимости заказа: чем выше цена, тем ниже процент. Если заказ многомиллионный, то комиссия может составить и 3%, а процент с копеечной перевозки — доходить до 15%. Сайт «Везет всем» уверяет, что заказчик может сэкономить до 72% стоимости перевозки. Пластун объясняет, что экономия возможна не только благодаря аукционной системе, но и за счет умной логистики: вместо того чтобы отправлять две машины для двух заказов (например, из Ростова в Москву и из Москвы в Ростов), система предлагает первому водителю на обратном пути захватить груз, который должны встретить в Ростове. Таким образом, перевозчик возвращается не пустым, частично окупает свои затраты на бензин и за счет этого может снизить стоимость перевозки. Кроме того, водителям не нужно тратиться на внешнюю рекламу и самостоятельный поиск клиентов. В результате перевозка мебели из Ростова-на-Дону в Москву в «Газели» грузоподъемностью 1,5 т обойдется через «Везет всем» в 20 тыс. руб. против, например, 30,8 тыс. руб., которые запрашивает ростовский офис компании «Деликатный переезд».
Три БТР и 17 павлинов
Самые популярные категории грузов — автомобили, мебель и бытовая техника, полные переезды в другой город. На них приходится 60% заказов. Самая доходная статья — перевозка автомобилей: с нее компания получает 40% выручки. Такие же высокие показатели у всех перевозок, связанных с Москвой: стоимость столичных заказов в среднем в 2,5 раза выше региональных. Доля перевозок из России в страны СНГ и Европы составляет около 3%.
Среди заказов ростовского проекта встречаются и довольно необычные. «Недавно, например, мы получили миллионный заказ на перевозку трех БТР, — рассказывает Пластун. — Возили частный самолет (по частям), стаю тушканчиков, 17 павлинов, четыре оленя, гигантскую черепаху, 19 вяленых лещей. Трижды перевозили группу «Сплин». Однажды в компанию поступил заказ на перевозку большой партии церковных свечей. В условиях заказа указывалось, что машина обязательно должна быть освящена. После недолгих поисков, служба поддержки нашла в базе исполнителей православного водителя освященной «Газели».
Большинство заказчиков — физлица в возрасте до 35 лет. Число b2b-заявок составляет всего 20%. Обычно услугами сайта пользуются небольшие магазины, которым невыгодно держать в штате машину, колесящую по всей стране. К тому же работа с b2b предполагает некоторые сложности: использование электронной цифровой подписи и проведение полной суммы сделки через сайт, где «Везет всем» выступает финансовым гарантом.
Проблемы роста
Сейчас ежемесячный оборот заказов через сервис достиг 25 млн руб., что позволяет «Везет всем» зарабатывать около 2,5 млн руб. выручки в месяц. Этого достаточно для текущей окупаемости, но не хватает для развития. Весной 2015 года основатели сервиса привлекли деньги от крупного фонда прямых инвестиций в масштабирование проекта — увеличение функционала, запуск и разработку мобильных приложений (первая версия для перевозчиков уже выпущена).
Подробности сделки предприниматели не раскрывают. Но согласно выписке из ЕГРЮЛ, в августе 2015 года 100-процентным собственником ООО «Рувил.ру» стала кипрская компания RuWheel Holding Ltd. Ее владельцами, по данным регистра компаний Кипра, является фонд Russia Partners (40%), Антон Коновалов (на двоих с братом — 45%), Алексей Козлов (10,5%), Иван Пластун (4,5%).
Штат компании был расширен до 36 человек, начата активная реклама проекта на всевозможных площадках. Среди новых идей — обклеивать машины постоянных перевозчиков рекламной пленкой «Везет всем», указывая контакты компании и прямой номер самого водителя. Кроме того, сейчас набирают популярность youtube-каналы перевозчиков, которые в форме видеоблога рассказывают о своих перемещениях по стране. «С одним из таких водителей мы заключили партнерство и уже формируем большой груз для перевозки из Ростова в Грозный. Поездке будет посвящена отдельная серия на канале», — рассказывает Пластун.
Среди основных конкурентов основатели «Везет всем» называют проекты «С места на место» и «Тона» (Украина). По словам Пластуна, конкурент второго уровня — сосед с «Газелью», который может перевезти груз за «спасибо».
Аукционная система в области грузоперевозок открывает новые возможности для клиентов и предпринимателей, считает владелец питерской компании «Грузовичкоф» Игорь Рудзий: «Это проект многообещающий, с которым мы с радостью готовы сотрудничать». Украинская «Тона» давно знакома с основателями «Везет всем» и даже пыталась наладить с ростовским проектом сотрудничество. «Несмотря на технологические преимущества, сервис, как мне кажется, не смог отнять существенной доли российского рынка в перевозках b2b-сегмента», — считает директор «Тоны» Стах Возняк. «Тона» ростовскую компанию конкурентом не считает: украинский проект ориентируется на небольшие дистанции (доставку по городу и области), тогда как «Везет всем» много работает с ближним и дальним зарубежьем. Оборот и количество заказов у «Везет всем» больше, признают в «Тоне», но средняя комиссия украинской компании в 2,5 раза выше (20–30% с заказа).
«Благодаря аукционной системе «Везет всем» могут привнести изменения на рынок частных перевозок, но не стоит ожидать таких значительных перемен, как на рынке такси, — считает управляющий сервиса «АвтоТрансИнфо» Святослав Вильде. — Во-первых, «Везет всем» пока не в силах серьезно снизить стоимость перевозки и уменьшить время подачи машины. Во-вторых, людям гораздо реже требуется что-то перевозить, чем самим ездить на такси, поэтому объем рынка гораздо меньше, соответственно, эффект масштаба практически отсутствует». По словам Вильде, «Везет всем» приходится конкурировать с многочисленными экспедиторскими компаниями и диспетчерами, работающими в сегменте b2c, тогда как в сегменте b2b работа построена на регулярных заказах. «Но они могут занять значительную долю b2c-рынка за счет более удобного, оперативного и дешевого сервиса», — считает Вильде.