Карбоновая мечта: как заработать на композитных материалах в России
Математик из Самары Андрей Бойцов занимается бизнесом всю жизнь. В 1990-е он работал финансовым директором в нескольких компаниях, а в 2000-е создал свою фирму, предлагающую юридические и бухгалтерские услуги. Бойцов увлекается парусным спортом — пять лет назад он вместе с товарищем Михаилом Хоробрых загорелся построить яхту и обратил внимание на карбон. Яхту партнеры до сих пор не построили, но смогли создать фирму, которая предлагает карбоновые компоненты крупным российским компаниям.
Стол по цене автомобиля
В первых экспериментах с карбоном Хоробрых и Бойцову помогла альма-матер: Самарский аэрокосмический госуниверситет им. С.П. Королева предоставил лабораторию и отправлял на практику студентов. Благодаря сотрудничеству с вузом первоначальные инвестиции в проект составили всего 2 млн руб. из личных сбережений Бойцова. В лаборатории уже имелась вакуумная установка для формования матрицы изделий из карбона, рассказывает Бойцов: «Часть оснастки оборудования мы изготовили сами, часть докупили». Полный комплекс лабораторного оборудования обошелся бы в €100–200 тыс., а промышленная установка — в €1 млн, утверждает предприниматель.
Первым успехом экспериментаторов стало второе место в конкурсе «Идеи в композите», который в 2013 году проводил «Винзавод» при поддержке ХК «Композит» (структура ГК «Росатом», занимающаяся производством углепластиков и изделий из них). Бойцов и Хоробрых сначала представили проект, а потом изготовили по нему офисный стол из карбона, который «Композит» за 2,5 млн руб. выкупила в свой музей. «Участие в конкурсе позволило вернуть нам стартовые вложения», — говорит Бойцов.
Что такое карбон и зачем ему матрица
Карбон, или углепластик, — это полимерный композитный материал из переплетенных нитей углеродного волокна, скрепленных смолами. Отличается легкостью и высокой прочностью за счет того, что волокна углерода укладываются в несколько слоев в разных направлениях. Карбон легче стали более чем в пять раз, а самого легкого сплава — дюралюминия — почти вдвое. По оценкам исследовательской компании Lux Research, мировой рынок композитных материалов в 2014 году составил около $25 млрд.
Технология изготовления изделий из карбона требует создания матрицы — фактически формы для литья, в которую затем укладываются углепластик и смолы. Готовая форма «запекается» в специальной печи, чтобы изделие обрело необходимую прочность.
Участие в конкурсе привело к Бойцову и Хоробрых первых клиентов. Компания «Рент» из Усинска (Республика Коми) заказала изготовление из карбона топливных баков для «КамАЗов», с помощью которых завозит топливо на месторождения «Роснефти» в регионе. «В условиях Крайнего Севера (резкие перепады температур и низкое качество топлива) обыкновенные баки лопались, а из композитных материалов выдержали», — рассказывает Бойцов. Чуть позже компания «Батискаф» заказала легкие и прочные ласты для подводной охоты из карбона. Рост заказов позволил предпринимателям выйти на текущую окупаемость, поэтому в феврале 2015 года они на паритетных началах зарегистрировали компанию «Роял-Карбон». Сейчас они ежемесячно делают около 30 пар ласт и до 30 топливных баков.
В 2014 году завод «Электродвигатель» из подмосковного Красногорска заказал из карбона крыльчатки (лопасти для обдува) для своих электродвигателей. «У клиента были пластиковые крыльчатки, но они не выдерживали нагрузок и разрушались», — объясняет Бойцов.
Карбоновые цифры
$25 млрд — мировой рынок композитных материалов
12% агрегатов самолета «Сухой суперджет 100» изготовлены из композитных материалов
В 5,2 раза изделие, изготовленное из карбона, легче аналогичного стального
2 млн руб. — стартовые инвестиции в «Роял-Карбон»
12 млн руб. — выручка компании в 2015 году
Источник: Lux Research, «Роял-Карбон»
Товар под клиента
На российском рынке достаточно много компаний, которые работают с карбоном, но «Роял-Карбон» выделяется на их фоне скоростью создания модели изделия и собственным производством, что позволяет контролировать качество. «Дизайн-центры такого класса с возможностью ставить производственный процесс в быстрые сроки и на высоком качестве в России большая редкость», — отмечает Александр Бауров, руководитель направления по взаимодействию с инновационными структурами Объединенной ракетно-космической корпорации.
Поиском клиентов основатели «Роял-Карбон» занимаются на различных выставках, конкурсах и конференциях, поэтому 10% бюджета компании — представительские расходы. «Мы стараемся участвовать во всех выставках, которые связаны с композитами и машиностроением — там идет прямое и эффективное общение с генконструкторами, начальниками цехов: мы узнаем их проблемы и предлагаем способы их решения, — объясняет Бойцов. — Мы разрабатываем продукт под конкретного заказчика».
«Роял-Карбон» становится соавтором изделия, а интеллектуальная собственность оформляется на заказчика. «Наша интеллектуальная собственность — это наши технологии, — говорит Бойцов. — Общие принципы применения и обработки карбона широко известны, наш вклад — это скорость разработки матрицы изделия и низкая ресурсоемкость этого процесса». По словам предпринимателя, значительную часть себестоимости (до 50%) составляет именно подготовка и тестирование матрицы. «Нам удалось снизить этот показатель вдвое», — утверждает Бойцов. Благодаря этому «Роял-Карбон» работает в среднем с 50-процентной рентабельностью. «Себестоимость пары ласт — 3,2 тыс. руб. (2,5 тыс. руб. — сырье, 700 руб. — работа), а оптовая цена продажи — 6,5 тыс. руб., в розницу — 12 тыс. руб.», — рассказывает Бойцов. По его словам, аналогичный расклад получается и по другим продуктам. В 2015 году выручка «Роял-Карбона» должна составить 12 млн руб.
Углепластик и смолы закупаются в России или Европе. «Если заказчик имеет отношение к Минобороны, то есть требование производить из российского сырья, — рассказывает Бойцов. — Если речь идет о дизайнерских вещах, например о мебели, стеновых покрытиях, то закупаем немецкое сырье, которое по качеству превосходит отечественное».
Пока «Роял-Карбон» в большей степени работает на рынке конечного пользователя: исполняет штучные частные заказы или мелкие партии каких-то комплектующих. В планах Бойцова — начать сотрудничество с государством, которое активно ратует за внедрение композитных материалов в оборонной и атомной промышленности. В принятой в 2013 году «дорожной карте» по развитию отрасли производства композитных материалов в России их применение к 2020 году должно увеличиться до 120 млрд руб. (с 16,6 млрд руб. в 2012 году). Основной спрос на них предъявляют при производстве самолетов, в автопроме и атомной индустрии.
Для госкорпораций «Роял-Карбон» готов работать как инжиниринговый центр. По словам Бойцова, сотрудничество с компанией подтвердили концерн «Алмаз-Антей» и НПО «Сатурн», а также предприятия ГК «Роскосмос». Компания привлекла грант Фонда Бортника в 2 млн руб. для организации опытного мелкосерийного производства деталей для авиационных двигателей. «Портфолио работ «Роял-Карбон» было направлено на предприятия, входящие в Объединенную ракетно-космическую корпорацию для изучения», — подтвердил руководитель направления по взаимодействию этой корпорации с инновационными структурами Александр Бауров. Дмитрий Иванов, директор по инновационному развитию НПО «Сатурн», заявил РБК, что о полноценном сотрудничестве можно будет говорить только после реализации пилотного проекта.
Взгляд со стороны
Эксперты
«Компания может не выдержать конкуренции»
У «Роял-Карбон» уже есть выручка, компания на самоокупаемости, а значит, спрос на их продукцию есть. Сейчас они занимаются инжинирингом, узкоспециализированным мелкосерийным производством, и берут тем, что делают кастомизацию. Пока рынок небольшой, они существуют в своей нише. Это одновременно и плюс, и минус: как только в рынок зайдут компании с другими объемами и компетенциями, то «Роял-Карбон» может просто не выдержать конкуренции. С учетом того, что рынок развивается, а команда умеет зарабатывать деньги, привлечение инвестиций может быть правильным решением. Например, для того чтобы обновить парк оборудования или самостоятельно потянуть большой долгосрочный проект. Если говорить о перспективах в целом, то рынок растет, ниша композитов не заполнена, и в конечном итоге все будет зависеть от того, какую стратегию выберет компания.
«Они могут замахиваться на сложные задачи»
«Роял-Карбон» — классическая инжиниринговая компания. Они берут хорошо изученные материалы, используют их в новых областях и получают неплохие результаты. Но рынок, на котором они работают, растет на глазах. И мы не знаем, где та грань, где инжиниринговый стартап превращается в инновационный. У стартапа хорошие компетенции, сплоченная команда, поэтому они могут замахиваться на сложные задачи.
Клиенты
«Я полагаю, с «Роял-Карбон» нам сработаться удастся»
Аэрокосмическая отрасль нуждается в композитных материалах. Но нужно учитывать здоровый консерватизм наших технологов и большой уровень ответственности за продукцию. Тем не менее полагаю, с «Роял-Карбон» нам сработаться удастся, поскольку это слаженная команда с большим заделом не только в области карбона, но и разнообразных решений на базе композиционных материалов. Пока они действуют как дизайн-центр по композитам, перенимая западную технологию и доводя конкретные устройства, задействованные в цикле создания материала, под нужды заказчика.
«Их технология не является уникальной»
До тех пор пока «Роял-Карбон» не сделает первую опытную деталь, пока мы не проведем ее испытания и пока они не сформируют свое предложение по цене, говорить об интересе к этой компании преждевременно. Их технология не является уникальной на рынке, но малых и средних предприятий, которые работают на рынке высокотехнологичных услуг, крайне мало. Команду отличает то, что люди хотят работать и готовы ради этого что-то делать. Насколько это действительно так, посмотрим по результатам переговоров и испытаний первой опытной детали.
Конкурент
«Спрос смещается с индивидуальных решений на серийные»
Рынок композитных материалов в России растет последние восемь лет, поэтому мы наблюдаем и рост выручки. Но рынок состоит из двух сегментов. Первый — это коммерческий, к которому мы относим себя. Он работает с заказами с рынка. Второй сегмент — производственный, уходящий корнями в советскую эпоху, который почти никак не пересекается с нами. Мы можем делать промышленные изделия, решать задачи, стоящие, например, перед авиаотраслью, но они к нам не обращаются. Стоит отметить, что сейчас спрос явно смещается с индивидуальных решений на технологичные и серийные изделия.