Франц Тост – РБК: «Если ты спонсор F1 – ты не можешь проиграть!»
– Существовала ли внутри F1 дискуссия о том, приезжать ли в Россию, учитывая политическую обстановку? Может быть, вы обсуждали это с руководителями других команд?
– Нет, не было абсолютно никакой дискуссии. И я объясню, почему. «Формула-1» – это спорт, развлечение. Мы – спортивные команды. Наша цель – развлекать людей по воскресеньям. Как только мы начнем ориентироваться на политику, мы начнем проигрывать. Потому что выяснится, что не существует практически ни одной страны в мире, где мы можем проводить гонку. Мы не могли бы проводить гонку в Китае из-за нарушений прав человека. Мы не могли бы проводить гонку в России. Мы не могли бы проводить гонку в Бахрейне и Бразилии. Даже в Германии иногда случаются протесты. И где нам оставалось бы выступать? Нигде. Честно говоря, для меня не так важно, кто прав на Украине. Для меня важно, насколько быстра будет наша машина. И это – наша самая главная цель. На все большие события – Олимпиаду, чемпионат мира по футболу или «Формула-1» – всегда найдутся критики, преследующие свои цели.
– Как вы оцениваете Сочи и организацию Гран-при здесь?
– Я хочу сказать большое спасибо [Владимиру] Путину и Берни Экклстоуну, потому что они построили здесь фантастическое место с учетом олимпийской инфраструктуры. Прекрасные отели, очень интересный трек. Я рад быть здесь и надеюсь, что мы будем проводить здесь гонку в ближайшие 100 лет.
– 100 лет?!
– Да, почему нет?! Атмосфера очень хорошая. У нас были некоторые опасения, но мы прибыли из Японии, и я могу сказать, что таможня, например, здесь сработала очень быстро – быстрее даже, чем в Англии. Мне в Хитроу, например, требуется больше времени. Все было довольно быстро. Отели, как я уже сказал, прекрасные, еда хорошая, люди очень отзывчивые. К тому же рядом море и горы! Здесь все прекрасно.
– Как вы считаете, не рано ли Даниилу переходить в топ-команду после всего одного сезона в F1?
– Всегда большой вопрос, когда именно слишком рано, а когда – слишком поздно. Но все-таки слишком рано – лучше, чем наоборот. Потому что если слишком поздно, то дверь уже закрыта. В Infiniti Red Bull Racing после ухода Феттеля появилось свободное кресло, и в мы в Red Bull убеждены, что Квят – правильная персона, чтобы быть в нем. Я абсолютно уверен, что его ждет большой успех: он очень высококлассный пилот, у него фантастическая природная скорость, он любит спорт, он дисциплинирован и очень трудолюбив. Поэтому я не вижу ни одной причины, по которой он не должен быть там. Возможно, первая половина следующего сезона будет для него не очень простой, но как только он адаптируется – его ждет успех.
– Было ли запланировано, что в случае ухода Феттеля это место займет именно Квят. Или все произошло спонтанно?
– Нет, это абсолютно не было запланировано. Я узнал об этом в 6 утра в субботу по телефону. Феттель сообщил о своем решении поздно вечером в пятницу. Ни в Red Bull, ни я не ожидали, но нам нужно было реагировать. И мы отреагировали.
– Можете ли вы раскрыть секрет, кто и как решает, сколько стоит разместить свой логотип на машине в «Формуле-1»?
– Это решает команда. Все просто. Чтобы провести сезон, команде требуется определенная сумма денег. Например, команде уровня Toro Rosso на сезон нужно около €150 млн. Самое дорогое место для рекламы – на монококе – это €45–50 млн, рядом с мотором – около €40 млн. Суммы, конечно, различаются в зависимости от команды. У всех команд только два источника денег – от спонсоров и от FOM [компания Formula One Management, промоутер «Формулы-1», по итогам сезона выплачивает командам часть доходов от телевизионных трансляций, в зависимости от места, которое команда заняла в сезоне]. В топ-командах суммы намного больше, но источника все равно только два.
– У вас есть возможность выбирать, с какими спонсорами работать, а с какими – нет?
– Мне лично нравятся любые спонсоры! Но конечно, в некоторых странах есть ограничения, запрещающие размещать рекламу табака или алкоголя – поэтому, например, у Ferrari есть контракт с Philip Morris, они получают деньги, но рекламы их сигарет вы на машине не увидите.
– В командах сидят большие отделы маркетинга, ответственные за привлечение спонсоров?
– Мы с вами сейчас говорим об огромных суммах денег. И правильнее, конечно, называть это не спонсорскими контрактами, а инвестициями в команды «Формулы-1». Если компания понимает, что автоспорт ей подходит для маркетинговой стратегии – они приходят, и переговоры начинаются. Я всегда говорю: если ты спонсор F1 – ты можешь только выиграть, ты не можешь проиграть. Почему? Потому что это происходит каждый второй уик-энд во всем мире – мы начинаем в австралийском Мельбурне, потом мы перемещаемся в Малайзию, затем в Китай, возвращаемся в Европу, затем едем в Канаду, из Канады снова в Европу, потом в Сингапур, Японию, сейчас вот прилетели в Россию, из России полетим в Бразилию, дальше Абу-Даби. Как видите, F1 покрывает почти весь мир. Международные компании используют ее, чтобы повысить лояльность к своим брендам, улучшить имидж и т.д. Конечно, €30 млн или €40 млн – большие деньги. Но если вы вспомните, что речь идет почти обо всем мире и что 5 секунд рекламы по ТВ вечером будут стоить вам €20–30 тыс. евро. А потом вспомните, что обычно, когда по ТВ начинается реклама, вы переключаетесь на другой канал… Во всяком случае, я всегда так делаю! Но если вы смотрите гонку F1 или футбольный матч – вы точно не переключаетесь! Это огромное преимущество спорта как рекламного инструмента.
– А когда вы выбираете, кого из пилотов брать в команду, для вас важно, можно ли будет найти для них спонсоров?
– Нет, мы об этом не думаем. Мы в Red Bull выбираем пилотов, только основываясь на их достижениях. Если вы спросите меня про Квята, то он пришел в Toro Rosso без единого спонсора, даже вопрос об этом не стоял. Infiniti Red Bull выбрали его за его фантастические навыки и фантастическую скорость.
– А в других командах фактор спонсоров учитывают?
– Бывает. Есть некоторые команды, которые берут пилотов, если у них есть связи со спонсорами. Это другой путь.
– После появления в F1 успешного российского пилота интерес российских спонсоров к гонке вырос?
– Да. Вы знаете, когда я несколько лет назад приезжал в Россию, многие и не знали толком ничего об F1. Сейчас я уже так сказать не могу. Я видел подобное в Германии. В начале 1990-х в Германии тоже толком не было F1, они даже не показывали эти гонки! Потом появился Михаил Шумахер, начал выигрывать гонки – и теперь Германия один из главных рынков для «Формулы-1»! До того как у испанцев появился Алонсо, в Испании не было ничего. Но сейчас у них миллионы зрителей F1! Мы увидим в России то же самое из-за Дани Квята. Даня будет выигрывать гонки и, надеюсь, чемпионат, и люди будут знать об этом. Если тебе нужно, чтобы люди стали фанатами F1 или любого другого спорта, ты должен дать им героя или историю. История F1 в России развивается неплохо, а появление героя немедленно сделает интерес огромным.
– В том числе и спонсоров из России?
– Мы ведем переговоры с несколькими компаниями, и я убежден, что через некоторое время российские спонсоры у нас появятся. Теперь уже компании понимают, как это работает, как это можно использовать. Вы же помните поговорку: в воскресенье гоняйся – в понедельник продавай? Это философия F1. Но если это будет «в воскресенье выигрывай – в понедельник продавай» – еще лучше. Возьмем компанию Red Bull. До того как они пришли в F1, они неплохо продавали свой продукт. Но как только они построили успешную историю в F1 – продажи выросли немедленно. Я помню, через три недели после того, как Феттель выиграл первую гонку, мне позвонил руководитель Red Bull Germany и говорит: «Франц, ты можешь не верить, но теперь мы продаем намного больше!»
– Red Bull вообще представлен в таком количестве видов спорта, что начинает казаться: именно спортивные мероприятия – основной бизнес компании, а вовсе не продажа напитка.
– Нет, конечно! Это комбинация. Они делают все это, чтобы продавать свой напиток. Ferrari ведь в F1 тоже для этого: они делают рекламу – они продают машины. И Renault: они показывают, что они находятся на очень высоком технологическом уровне. И Mercedes: они демонстрируют, что они высокотехнологичная компания. Это интересно для тех компаний, которые в первую очередь ориентированы на международный рынок. Будет это «Газпром» или «Роснефть»? Возможно. Это интересно компаниям, производящим продукты, которые они хотели бы продавать за границей. Сейчас у нас, конечно, действует эмбарго, но рано или поздно оно ведь закончится. Так что весь вопрос в том, научатся ли сами компании использовать F1, чтобы повысить лояльность к своим продуктам или даже просто сообщить миру о своем существовании. Посмотрите, на нашей машине есть реклама Cepsa. Кто знал, что такое Cepsa, до F1? Но теперь все знают, что это испанская нефтяная компания, у нее есть заправки и т.д.
– Раз вы говорите, что появление героя резко поднимет интерес к F1, то, как вы думаете, будет ли Квят чемпионом?
– Он абсолютно точно будет выигрывать гонки. И у него есть способности, позволяющие выиграть чемпионат. Но выигрыш в чемпионате зависит не от одного только пилота. Нужны лучшая команда, лучшая машина и фантастический пилот. Если все это сойдется – мы увидим чемпиона.