Сергей Бейм – РБК: «Я занимаю 30% рынка Крыма по нефтепродуктам»
«В ближайшие две-три недели будут возбуждены уголовные дела»
– Как вы стали главой «Черноморнефтегаза» и кто вас позвал на работу?
– Я сорок дней назад пришел в компанию. Позвал председатель совета министров Крыма Сергей Аксенов. Я в топливно-энергетическом сегменте работал 23 года. До «Черноморнефтегаза» я был вице-президентом корпорации ТЭС.
– По нашей информации, за последнее время было уволено несколько топ-менеджеров «Черноморнефтегаза» по разным обвинениям – от хищений до нарушения служебных обязанностей и несоответствий должности. Это действительно так? Возбуждены ли против них уголовные дела и кто будет наказан?
– Дела идут, обвинительных заключений пока нет, но в ближайшие две-три недели будут возбуждены уголовные дела против тех фигурантов, которых обвинили в растрате. Пока говорить рано, потому что идет расследование. Я могу только назвать фамилии уволенных, но это не означает, что против них возбуждены уголовные дела.
– Кто был уволен?
– Был отстранен от должности прежний генеральный директор Сергей Комиссаров, который допустил много проблем, а с ним отправили в отставку большую часть его команды. Например, уволены Андрей Малышев, зам генерального директора по коммерции, и Семен Попов, начальник управления «Черноморнефтегазсервис». Временно отстранен от обязанностей советник экс-генерального директора Эдуард Базилевич. Потихонечку на места ушедших руководителей набираем новый топ-менеджмент. Например, моим первым замом стал Александр Котовский, который 17 лет отработал в портах Крыма. Хороший производственник.
– У вас были заправки в Крыму, я слышала, что вы их продали компаниям украинского бизнесмена Сергея Курченко.
– Нет, я их не продавал, а просто вышел из совета учредителей. Заправки были моей собственностью, сейчас они остаются в [моей] семье.
– Что вы будете делать на своей новой должности, как будете менять политику управления компанией «Черноморнефтегаз»?
– Будем развивать компанию, превращать в передовую, в ближайшие два-три года вы это увидите.
– Каким образом? Украина пытается судиться за активы компании, потенциальным инвесторам грозят санкции…
– Украина может судиться, хотя исков мы еще не видели. Но я создал одну из самых больших топливных империй в Крыму с нуля, а значит, смогу поднять на ноги и крупную госкомпанию. На сегодняшний момент я занимаю 30% рынка Крыма по нефтепродуктам. Это все создано трудом моей семьи. Это показатель.
«На полуостров придет газ «Газпрома» через ответвление от «Южного потока»
– Для того, чтобы увеличивать уровень добычи нефти и газа на полуострове, нужно проводить геологоразведку. Есть ли на нее бюджеты и потенциальные подрядчики?
– Ресурсов разведанных еще в советские времена месторождений нефти и газа в Крыму хватит на ближайшие пять лет добычи. Сейчас мы добываем 5,3 млн кубометров газа в сутки, а когда разбурим дополнительные шесть-семь скважин на Одесском месторождении, добыча будет 6,5-7 млн кубометров в сутки [около 2,5 млрд кубометров в год]. На сегодняшний момент Крым без учета генерации потребляет столько же газа, сколько добывает, то есть 3 млн кубометров в сутки. Но с учетом генерации потребности будут расти, поэтому, помимо собственной добычи «Черноморнефтегаза», на полуостров придет газ «Газпрома» через ответвление от «Южного потока».
– Когда и в каком объеме?
– Ответвление от «Южного потока» должно пройти через территорию России, строительство начнется уже в будущем году. Далее труба придет в Крым по подводному трубопроводу через Керченский пролив. Ориентировочно мы должны начать получать 2-2,5 млрд кубометров газа по этому отводу с 2016 года.
– Кто из крупных нефтегазовых компаний претендует на разработку месторождений нефти и газа в Крыму и на партнерство с «Черноморнефтегазом»?
– Есть постановление совета министров Крыма об аннулировании прежних прав владения лицензиями на все небольшие месторождения нефти и газа на полуострове, которые раньше не разрабатывались. То есть собственники получали подтверждение запасов, потом ничего не делали, шли с этой информацией на Лондонскую биржу или в Варшаву и получали под это финансирование. Теперь эти участки получит «Черноморнефтегаз», среди них есть 15 весьма перспективных месторождений, которые смогут обеспечить газом местную генерацию. В числе бывших собственников не только украинские, но и международные компании. Но крупных там нет. Из известных, например, американская компания Texas Nafta.
– Будете ли вы продолжать работать с иностранными партнерами по геологоразведке и добыче на нефтяных месторождениях в Крыму, в том числе на шельфе?
– На сегодняшний момент с иностранцами трудно кооперироваться. Возможно, это и хорошо: это поможет нам понять, насколько мы сможем справиться с этим самостоятельно. Хотя привлекательные активы на полуострове есть. За Субботинское месторождение дрались Shell и BP. По ситуации посмотрим, сможем ли привлечь партнеров в этот проект, например, китайские компании. В ближайший месяц будет подготовлено соответствующее предложение. Партнерам любого порядка будем рады.
– «Роснефть» или «Газпром» интересуются активами в Крыму?
– Пока им сложно, потому что у них много активов в Европе [санкции Евросоюза запрещают работу в Крыму]. Нам пока непросто привлекать такие крупные компании в партнеры в Крыму.
– То есть они не подавали заявки на лицензии в Крыму?
– Им сейчас нельзя, потому что это нанесет им непоправимый экономический ущерб.
– С кем же вы тогда работаете?
– Пока работаем самостоятельно, но есть средней руки российские негосударственные компании, которые не боятся попасть под санкции и помогают нам в области добычи и переработки углеводородов.
– Проявила ли интерес к геологоразведке в вашем регионе Росгеология?
– Пока мы их не видели, но если придут, мы будем рады.
– Остались ли у Украины претензии к «Черноморнефтегазу» по невыполненным контрактам либо по поставкам газа? Как решаются эти вопросы?
– Туда поставки должны были быть со Стрелкового месторождения, но оно осталось украинским, поэтому они сами себе поставляют газ. Никаких судебных исков к «Черноморнефтегазу» со стороны украинских властей или компаний мы пока не видели, когда увидим, будем разговаривать.
«Для этого есть офшорные компании»
– Какие проблемы в поступлении газа на нужды электрогенерации есть в Крыму?
– Объективно магистральные сети в регионе устарели. Дело не только в изношенности самих трубопроводов: на входе и выходе у нас разные диаметры труб – отличие в 200 мм, этого не учли во время разработки Федеральной целевой программы по развитию электроэнергетики в Крыму. Например, труба на выходе газа диаметром 720 мм, на входе – 520 мм. Из-за этой разницы мы не можем прокачать необходимые объемы топлива на ТЭЦ в Севастополе, рискуем заморозить столицу Крыма зимой. На нужды строительства мощностей электрогенерации предусмотрено использование внебюджетных средств в размере 20 млрд рублей, однако на деле нужно вдвое больше – 40 млрд руб. 8,5 млрд руб. мы способны покрыть за счет собственных средств. Остальное тоже можно найти. Если правительство пойдет компании навстречу и освободит от НДС, то эти средства можно было бы использовать на электрогенерацию и модернизацию трубопроводов и ПХГ.
– Где вы собираетесь закупать оборудование для электрогенерации в условиях санкций – с учетом того, что большая его часть – это импорт?
– Для этого есть офшорные компании, которые закупят для нас импортную технику для электроэнергетики и газовой генерации. Если не получится, то будем заниматься импортозамещением.
– Кредитуетесь ли вы в российских банках?
– Да, в банке «Россия» и РНКБ [Российский национальный коммерческий банк].
СПРАВКА
Из водителей в вице-президенты
Сергей Бейм родился в 1968 году в Симферополе. В 1998 году окончил Таврический институт предпринимательства и права по специальности «экономика». В августе 1985 года стал учеником оператора на станках с ЧПУ в механосборочном цехе № 11 на Симферопольском заводе продовольственного машиностроения им. В.В. Куйбышева. С февраля 1989 года по март 1989 года – водитель, по совместительству – заправщик СУ-4 треста «Симферопольпромстрой». С марта 1989 года по август 1989 года – водитель кооперативного объединения «Таврика» в Симферополе. С августа 1989 года по август 1991 года – слесарь 2-го разряда по ремонту автомобилей ГПО «Крымавтотранс». С февраля 1990 года по август 1991 года – водитель 3-го класса автомобилей всех типов грузоподъемности АТП-14354 ГПО «Крымавтотранс». С сентября 1991 года по февраль 1993 года – водитель предприятия «Бейкри». С марта 1993 года по октябрь 2014 года – вице-президент по развитию компании «ТЭС». В 2006 году был избран депутатом Верховной рады Крыма от блока Юлии Тимошенко. 30 сентября 2014 года назначен гендиректором «Черноморнефтегаза».