Глава Ростуризма — РБК: «Не ставлю задачу убедить не ехать за границу»
Почему закон сейчас не защищает интересы туристов
О реформе механизма фингарантий и минимальных выплатах туристам обанкротившихся турфирм
О новой выплате 250 руб. за каждого туриста
О необходимости системы маркировки туров
О том, что не так с системой «Электронная путевка»
Про «слабые» лоббистские возможности Ростуризма
Почему турпоток в Калининград восстанавливается лучше, чем в Москву
О возмутительных ценах на отели в Крыму и вопросах к отдыху в Греции
«Система фингарантий не отвечает реалиям рынка»
— Случившийся в этом году крах туроператора Mouzenidis Travel в очередной раз показал, что клиенты разорившихся турфирм могут рассчитывать на копеечные компенсации. Признаете ли вы, что за все годы существования Ростуризма при его многочисленных руководителях так и не удалось решить вопрос защиты туристов в случае банкротства туроператора?
— Существующая система финансовых гарантий была создана много лет назад, еще задолго до меня. Я говорю об этом, не чтобы снять с себя ответственность. Ситуация c Mouzenidis Travel случилась при мне, вы правы, это моя ответственность.
Как обанкротился Mouzenidis Travel
В ноябре 2021 года российский офис греческого туроператора Mouzenidis Travel объявил о приостановке деятельности. Без оплаченного отдыха остались около 27 тыс. клиентов, которые еще до пандемии купили путевки на общую сумму €18 млн (около 1,5 млрд руб.). Проблемы у туроператора начались после того, как весной основатель холдинга Борис Музенидис умер от остановки сердца после диагностированного у него коронавируса. Деньги российских туристов, как уточняли в Ростуризме, были переведены в Грецию, но так и не дошли до отелей и авиакомпаний и «пропали». Клиенты Mouzenidis Travel попросили у страховавшей туроператора компании «Тит» компенсации на общую сумму 1,2 млрд руб. Но ответственность всех четырех юрлиц Mouzenidis Travel, отправлявших туристов за рубеж, была застрахована на несравнимо меньшую сумму — всего 80 млн руб.
Да, текущая система финансовых гарантий не отвечает современным реалиям рынка, и, более того, она несправедлива и не позволяет туристам в случае банкротства туроператора получать сколько-нибудь значительную компенсацию или хотя бы существенную часть оплаченной путевки. Она была заложена в 2014–2015 годах после массовых банкротств туроператоров. Тогда самая острая проблема была в том, что в момент, когда обанкротились туроператоры, десятки тысяч туристов оказались за рубежом и не было возможности их оперативно вывезти. Помните, тогда были даже обращения к президенту. После этого были внесены изменения в законодательство — созданы два фонда: персональной ответственности туроператора и резервный фонд ассоциации «Турпомощь».
Как сейчас работает механизм защиты туристов
С весны 2017 года закон «Об основах туристской деятельности» обязывает туроператоров, отправляющих туристов за рубеж, делать ежегодные отчисления в два фонда — резервный и персональной ответственности туроператора. Средства резервного фонда ассоциации «Турпомощь» используются, если необходимо экстренно эвакуировать туристов из-за рубежа. Средства из фонда персональной ответственности нужны, чтобы рассчитаться с пострадавшими туристами в случае банкротства туроператора, на эти же цели идут финансовые гарантии (как правило, это договор страхования гражданской ответственности туроператора). Размер отчислений в фонды зависит от числа отправленных за рубеж туристов и общей цены турпродукта — суммы, на которую туристам были проданы туры за предыдущий год. Об этих показателях туроператоры ежегодно отчитываются в Ростуризм.
Но эти фонды решили проблему только частично. Задача с единовременным вывозом туристов была решена довольно эффективно. Но что касается справедливых выплат туристам в случае, если туроператор банкротится, то эту проблему так и не решили до конца.
— Как вы предлагаете решать эту проблему?
— Полномочия по нормативно-правовому регулированию Ростуризм получил только в конце прошлого года. Сейчас мы готовим новый закон о туризме. Проект закона уже подготовлен, до конца года мы вынесем его на общественное обсуждение.
Ключевая задача в рамках этого законопроекта — реформирование системы финансовых гарантий. Сейчас, если банкротится крупный туроператор, который отправляет на отдых на массовые направления — в Турцию, Египет или в Грецию, турист получает максимум 5% от оплаченного тура. А если бы такое произошло по внутренним направлениям, то туристы бы получили еще меньше.
Мы хотим создать такую систему финансовых гарантий, которая бы обеспечила туристу в случае банкротства туроператора не только вывоз из другой страны, но и гарантированную фиксированную выплату. Ее размер еще определяется, но сейчас мы видим ее в размере 40 тыс. руб. на человека — столько каждый турист должен иметь право получить в случае банкротства туроператора. 40 тыс. руб. — это средняя стоимость пакетного тура на человека на массовое пляжное направление отдыха в России и за рубежом.
Таким образом мы хотим защитить в первую очередь людей с невысокими и средними доходами. Представьте: семья из четырех человек — папа, мама, двое детей — покупает тур в Турцию. В среднем не в самый высокий сезон по системе «все включено» такой тур стоит в среднем около 150–200 тыс. руб. Если банкротится туроператор, то эта семья сегодня получит максимум 10–15 тыс. руб. Если заработает механизм, который мы предлагаем, семья гарантированно получит 160 тыс. руб. — по 40 тыс. на каждого человека.
Таким образом, в сегменте массовых бюджетных туров в России и за рубежом люди будут получать практически стопроцентную компенсацию.
— Откуда возьмется эта гарантированная сумма?
— Для этого мы предлагаем реформу всей системы финансовых гарантий. Фонды персональной ответственности, которые сейчас формируют туроператоры, показали свою неэффективность. Мы предлагаем взамен создать фонд коллективной ответственности — только такие фонды сейчас в мире и работают и доказали свою эффективность. Выплаты в этот фонд туроператор будет делать постепенно, и именно за каждого туриста, а не за каждый тур.
Мы посчитали, что для того, чтобы в случае одновременного банкротства двух-трех туроператоров каждый турист смог гарантированно получить по 40 тыс. руб., в фонде коллективной ответственности должно быть примерно 5 млрд руб. По нашим текущим расчетам, чтобы за несколько лет накопить такой фонд, для туроператора выездного туризма выплата в фонд за одного туриста должна составлять примерно 250 руб. — в целом за поездку, не в сутки.
Мы также прорабатываем вариант, при котором государство, в случае если банкротство туроператора случится до того, как в фонде коллективной ответственности будет накоплено достаточно средств, сможет докапитализировать этот фонд в счет дальнейших выплат туроператоров. Так это работает в ряде стран.
Наши предварительные предложения по реформе фингарантий уже внесены в правительство. Нормативная обвязка сформулирована в проекте нового закона о туризме.
— Выплата с одного туриста будет включена в стоимость тура?
— Платить будет туроператор. Не думаю, что это приведет к сколько-нибудь значимому удорожанию туров. И это также не станет избыточной или дополнительной нагрузкой на бизнес, который уже сейчас работает по-честному. Туроператоры, которые работают вбелую и не занижают свои обороты, платят сейчас в существующие фонды больше. А предлагаемая система придет на замену, а не в дополнение, и охватит все направления туризма.
«Впервые надо честно признать, что текущая система не работает»
— Следует ли из ваших слов, что на практике вы предлагаете модель, когда страхуется каждый тур?
— Скорее каждый турист. Наша ключевая задача — создать справедливую систему, которая гарантирует туристам почти стопроцентное покрытие суммы тура, в случае если это бюджетный тур. Либо значительную сумму — в случае если речь о туре подороже.
Сохранность средств туристов должна быть обеспечена как по выездным, так и по внутренним направлениям. Ведь проблемы есть и во внутреннем туризме, пусть и не такого масштаба. Но сейчас внутренний туризм активно развивается, и не хотелось бы в какой-то момент неподготовленными столкнуться на внутреннем рынке с похожими проблемами. Поэтому мы хотим, чтобы новая система фингарантий заработала как для выездных, так и для внутренних туроператоров. При этом сумма взносов по внутреннему будет очевидно ниже — в силу меньших рисков.
— Идея страховать каждый тур не нова, туроператоры и страховщики выступали против и говорили, что это нереализуемо. Обсуждали ли вы это с отраслью? Не ждете отторжения этой идеи?
— Вопрос не в том, чтобы придумать классную рабочую идею, а в том, чтобы ее реализовать. Это как с туристическим кешбэком — важно было не просто придумать, важно было еще и реализовать программу под ключ.
Реформу системы фингарантий мы предварительно обсуждали с рядом крупных туроператоров, которые занимаются массовыми направлениями — Россией, Турцией, Египтом и др. Наши предложения были в целом поддержаны. Конечно, нам еще предстоят общественные и экспертные обсуждения, мы готовы дорабатывать наши предложения. Но нам вместе с турбизнесом надо честно признать, что текущая система не работает. И впервые нам откровенно нужно сказать о том, что средства туриста сегодня не защищены. Понятно, что, пока человек не столкнулся с банкротством туроператора, ему и в голову не приходит, что, если такое случится, он получит копейки. Конечно, сегодня процент людей, которые пострадали от банкротств туроператоров, в целом небольшой относительно общего количества организованных туристов — это менее 1% от их общего числа. Но это очень чувствительная история для людей, и моя задача — защитить каждого туриста.
«Нам нужно что-то вроде электронной маркировки туров»
— Насколько прозрачно работает отрасль выездного туризма? Даже крупные компании занижали объемы продаж, когда подавали сведения в реестр туроператоров, и получалось, что некоторые туры должны были стоить 100 руб.
— Занижение объемов продаж имеет место быть. Отсюда и этот дисбаланс в объемах проданных туров, которые не соответствуют объемам накопленных фондов персональной ответственности.
Какие сведения подавали в Ростуризм туроператоры
После того как закон с 2017 года обязал туроператоров раскрывать сведения об отправленных за границу туристах и стоимости проданных им туров, участники рынка нашли способ сэкономить на привязанных к этим показателям обязательных выплатах в фонды. Сведения, которые туроператоры каждый год подавали в Ростуризм, не могли не вызвать удивления. Сопоставив данные о количестве туристов и стоимости путевок из единого федерального реестра, РБК обнаружил, что в 2016 году некоторые туроператоры должны были отправлять клиентов на отдых за границу менее чем за 100 руб. с человека, в 2017 году — менее чем за 2 руб., а в 2018 году самый дешевый тур за рубеж должен был стоить менее 38 руб. с человека.
— Сможет ли туроператор с новой системой скрыть туры, по которым он должен сделать отчисления?
— Мы хотим создать прозрачную систему взаимоотношений между государством, туроператорами и туристами — выгодную и понятную всем, чтобы в том числе у бизнеса не было соблазна занижать обороты или дробить турпродукты. Для этого помимо нормативной базы нам нужна будет информационная система для контроля, что-то вроде электронной маркировки туров.
— Неужели Алишер Усманов (USM Group Алишера Усманова — совладелец Центра развития информационных технологий, оператора системы маркировки «Честный знак») будет этим заниматься?
— С Алишером Бурхановичем я бы, кстати, с удовольствием поработала, глубоко его уважаю. Но мы с ним это не обсуждали. Система маркировки товаров уже работает во многих отраслях, мы говорим о схожем принципе работы. Это необязательно должна быть маркировка именно в таком виде: главное — обеспечить прозрачность и гарантировать возврат. Важно понимать, что речь идет о гарантированных возвратах именно по турпродуктам, которые формирует туроператор. Сегодня по текущему закону турпродукт — это только гостиница плюс транспорт. И это дает возможность фактически заниматься туроператорской деятельностью, де-юре не являясь туроператором: не оформлять для этой деятельности страховки и не уплачивать взносы. То есть продавать, к примеру, гостиницу плюс экскурсию, в том числе по зарубежным направлениям. Так делают многие туристические компании. Туристу продают то, что де-юре не считается турпродуктом. В новом законе мы сформулируем, что турпродукт — это проживание плюс любая другая туристическая услуга, и не обязательно только транспорт.
Когда мы подготовим нормативно-правовую базу, я планирую очень подробно разъяснить это потребителю, чтобы сам турист требовал от турбизнеса защищенные гарантированной выплатой турпродукты. Турист должен понимать, что гарантию возврата денежных средств будут давать только защищенные или «промаркированные» туры.
— Что с системой «Электронная путевка», над которой Ростуризм работал с 2015 года и которая задумывалась как механизм контроля за отраслью, но так пока и не заработала?
— Законопроект об электронной путевке, скорее всего, будет рассматриваться во втором чтении уже в следующем году. Свои поправки к нему мы сформулировали и сейчас обсуждаем их на площадке Госдумы. В текущем функционале «Электронная путевка» — это государственная информационная система по сбору статистики. Такая система, конечно, нужна Ростуризму, потому что она даст нам возможность собирать данные автоматизированно. Но решает ли она задачу контроля за сохранностью средств туристов? В сегодняшнем функционале — нет.
Как пытались ввести «Электронную путевку»
Создать механизм информационного обеспечения, который защищал бы интересы туристов, еще осенью 2014 года поручил Ростуризму занимавший тогда пост председателя правительства Дмитрий Медведев. Система «Электронная путевка» должна была стать новым механизмом государственного контроля за отраслью: в нее туроператоры должны будут передавать данные обо всех проданных турах. Предполагалось, что система, на разработку которой из бюджета было выделено 500 млн руб., заработает с начала 2018 года. Но в срок система оказалась не готова к эксплуатации, а разрабатывавшая ее компания «Астерос» обанкротилась. Доработать «Электронную путевку» президент Владимир Путин поручил в 2018 году госкорпорации «Ростех».
В апреле 2020 года, когда начиналась пандемия, Ростуризм предложил отложить введение «Электронной путевки», чтобы не создавать дополнительной нагрузки для бизнеса. В мае 2020 года Госдума в первом чтении приняла законопроект, который предусматривает, что «Электронная путевка» станет обязательной для туроператоров, а за ее использование будет взиматься плата. Но во втором чтении законопроект так и не был принят: оно неоднократно переносилось, и дата его до сих пор не определена.
В поправках мы предлагаем, чтобы система была бесплатной для отрасли — так как это государственная информационная система, которая решает сугубо государственную задачу по сбору данных с отрасли. И логично делать это за счет государства, а не бизнеса и людей. Профильный комитет Госдумы по туризму нас в этом поддерживает. Деньги на эксплуатацию системы мы заложили в бюджете.
Если говорить о применимости «Электронной путевки» к разрабатываемой новой системе фингарантий, то важно понимать, что таким функционалом она сегодня не обладает.
«Про «слабые» лоббистские возможности Ростуризма я много могу рассказать»
— Недавно Госдума приняла поправку, которая дает туроператорам еще год отсрочки на погашение обязательств перед туристами за аннулированные в пандемию туры. Почему так получилось, что авиакомпаниям изначально дали сразу три года отсрочки по выполнению обязательств, а туроператорам — сначала только один? Это слабые лоббистские возможности Ростуризма?
— Про «слабые» лоббистские возможности Ростуризма я много чего могу интересного рассказать. Мы буквально лбом пробивали в прошлом году перенос обязательств. И изначально мы предлагали перенести срок исполнения обязательств до 2023 года, как и авиакомпаниям. Многие были категорически против в целом какого бы то ни было переноса. Но мы понимали, что если этого не сделаем, то первый, кто пострадает, — это потребитель. Спасибо огромное Михаилу Владимировичу [Мишустину] и Максиму Решетникову, которые услышали, что это решение — прежде всего в интересах потребителя и для него.
Потому что только работающий туроператор может выполнить обязательства перед туристом: либо оказать услугу, либо деньги вернуть. В случае массовых банкротств ведь в первую очередь страдают туристы. Ошибочно думать, что если дать обанкротить туроператора, то деньги откуда-то возьмутся. Это не так. И наша задача была как раз поддержать туроператоров, чтобы они постепенно выполнили свои обязательства. И наш план сработал.
Честно скажу, я даже не ожидала, что решение окажется насколько эффективным. На момент, когда оно принималось, долг туроператоров перед туристами составлял 44 млрд руб., из-за локдауна тогда 1,3 млн туристов не смогли отправиться в поездки. За прошедший год, пока действовала эта отсрочка, туроператоры выполнили 80% долгов перед туристами: из 1,3 млн человек 1,1 млн получили либо услугу и отправились в поездку, либо деньги. Долг сократился примерно до 7 млрд руб., из них около 1,5 млрд — это долги ушедшего с рынка Mouzenidis Travel. Мы отдельно занимаемся эти вопросом с греческой стороной, так как деньги ушли в Грецию, и надеемся, что нам удастся договориться. Конечно, это очень трагичная ситуация, я думаю, компания бы выстояла, если бы не умер ее основатель.
«Многие не верили, что государство готово платить людям за отдых»
— Сейчас в России бум внутреннего туризма, но он идет на фоне закрытия многих зарубежных направлений. Насколько внутренний туризм восстановился?
— У нас одна из лучших динамик восстановления внутреннего туризма в мире. По нашим предварительным прогнозам, до конца 2021 года турпоток внутри России составит 56 млн человек — это люди, которые хотя бы на одну ночь останавливались в отелях. Это значит, что мы почти на 90% восстановим объемы внутреннего туризма к показателям 2019 года. При этом есть регионы, которые полностью восстановят либо даже превзойдут показатели 2019 года. Это прежде всего Крым, Краснодарский край и такие набирающие популярность направления, как Алтай, Камчатка, Калининградская область, Карелия, Сахалин, Мурманская область, Дагестан, Кабардино-Балкария и др. Тяжелее всего пришлось тем направлениям, которые высоко зависимы от иностранного и бизнес-потока: Москве, Санкт-Петербургу, Владивостоку и др. Здесь пока еще падение и по турпотоку, и по деньгам.
В целом именно за счет опережающих темпов роста внутреннего туризма мы в этом году восстановим общий оборот отрасли до 2,5 трлн, это 70% от доковидного уровня в 3,7 трлн руб. Но по-прежнему мы недополучаем 1,2 трлн руб. — из-за отсутствия иностранных туристов.
Таким образом, Россия по итогам года восстановит туристическую отрасль по ключевым показателям в среднем на 80% от доковидного уровня — это один лучших показателей в мире. Важнейший показатель — рабочие места в отрасли: в этом году мы смогли практически полностью восстановить занятость в туризме к доковидному уровню, на 92%, до 2,3 млн человек. В прошлом году показатель падал до 1,7 млн человек.
— В прошлом году правительство выделило 15 млрд руб. на поддержку туристического спроса — программу туристического кешбэка, освоено было около 1 млрд руб. Почему так мало?
— Касса была маленькой по двум основным причинам — низкая узнаваемость программы на первом этапе и ковид. Напомню, что программа придумывалась и впервые запускалась с колес в пандемию, и здесь наложилось несколько факторов. Многие люди в принципе отказались от поездок, а те, кто поехал, пока еще только присматривались к программе. Многие в принципе не верили, что государство готово платить людям за отдых. Даже в мою приемную звонили уточнить, не фейк ли это и правда ли, что государство будет возвращать деньги за отдых.
Вообще это очень смелый проект — в тяжелый, кризисный для отрасли пандемийный год мы хотели дать людям возможность продолжать путешествовать с соблюдением мер безопасности. В итоге за полтора года программа кешбэка заработала в полную силу: касса этого года — практически 100%. По словам самой отрасли, перенос обязательств, который позволил избежать массовых банкротств туроператоров, и туристический кешбэк — две самые эффективные меры поддержки в истории туризма.
Важно еще понимать, что кешбэк помимо социальной задачи еще и является эффективной экономической мерой. Приведу пару цифр: в этом году туристы, которые получили 6,5 млрд руб. кешбэка, потратили по этой программе 34 млрд руб., транзакции по категории «туризм» у карточек «Мир» выросли в 25 раз, загрузка в низкий сезон, когда обычно пустует инфраструктура, превысила 80%. Всего около 70 млрд руб. прямого и косвенного эффекта.
Снижение сезонных перепадов спроса — важнейшая задача, и мы ее решаем в том числе такими инструментами, как кешбэк, который со следующего года будет работать исключительно в межсезонье. Расширение сезона дает совсем другую экономику бизнесу, туризмом становится интереснее заниматься: бизнесу более выгодно нанять персонал на постоянной основе — а это другое качество сервиса, это стимул вкладывать деньги в ремонт отелей, в обучающие программы для сотрудников.
«В Крыму в пик сезона цены возмутительные»
— Не вернемся ли мы после того, как откроются границы, опять в ту ситуацию, когда внутренний туризм никому не будет нужен?
— Сегодня наши граждане могут поехать отдохнуть в десятки стран. Самое популярное пляжное направление — Турция, открыта еще с прошлого года, открылись Египет, ОАЭ, Болгария, Хорватия, частично открыта Греция. Таким образом, самые массовые зарубежные направления открыты, и мы уже более года живем в условиях конкуренции. При этом качественные гостиницы на курортных и природных направлениях загружены под 100% в пик сезона. Поэтому мы скорее говорим о дефиците качественного предложения, спрос есть, и, я уверена, он будет только расти. Поэтому нам нужно развивать туризм очень быстро, насколько возможно.
И я не ставлю и никогда не ставила перед собой задачи убедить людей в принципе не отдыхать за границей. Это свобода выбора каждого, где он отдыхает. Моя задача в другом — создать в стране такие условия, чтобы люди с удовольствием хотя бы один раз в год путешествовали по стране. Это может быть полноценный отпуск, а может — и короткая поездка на выходные. Для этого у нас должно быть в разы больше предложений, адекватных по соотношению цены и качества.
— Можете привести пример, когда вас максимально возмутило соотношение цены и качества сервиса?
— Вы знаете, это и за границей бывало, и в России. Бывали путешествия и внутри страны, и за рубежом, когда ты всем доволен и отпуск соответствует потраченным деньгам, и ровно наоборот. Летом я комбинировала отпуск: половину с родителями в Крыму, а часть провела на Крите. Скажу вам, что у меня вопросы к отдыху в Греции остались. Стоимость не соответствовала качеству и сервису. Хотя Греция — прекрасная страна. Конечно, в Крыму в пик сезона цены в части отелей возмутительные — тут даже спорить не о чем, поэтому с родителями ездили в начале июня, чтобы сэкономить. Отдохнули хорошо — но вопросы есть, опять-таки к соотношению цены и качества.
— Как сделать так, чтобы разрыв между ценой и качеством услуг в отелях был не таким вопиющим?
— Прежде всего, нужна нормальная здоровая конкуренция на рынке. А для этого — достаточное количество качественных современных гостиниц. Сегодня у нас дефицит гостиниц на всех курортных направлениях, и особенно остро это чувствуется на море. Вот, казалось бы, в Краснодарском крае много гостиниц. Но это касается в основном Сочи, а на других курортах — советское наследие и устаревший номерной фонд. Поэтому мы так радовались, когда в этом году первый международный бренд зашел в Анапу. Международный или федеральный бренд — это стандарты, а значит, более высокий уровень сервиса и качества услуг.
Сегодня мы делаем акцент на поддержку инвесторов, которые хотят создавать новые качественные современные гостиницы в стране. У нас впервые за всю историю нашего туризма бизнес может получить льготный кредит на 15 лет. Мы субсидируем банкам ставку рефинансирования, и для конечного инвестора кредитная ставка становится 3–5%. Соответственно, это практически в два раза снижает сроки окупаемости гостиниц. И делает инвестиции в туризм более привлекательными.
Еще один очень важный вопрос, который волнует бизнес, — это налоги. У нас один из самых высоких в мире НДС для гостинично-туристической отрасли — 20%. Мы выступаем за снижение НДС хотя бы до 7% — об этом говорит лучший мировой опыт. Мы посчитали, это приведет к незначительным выпадающим доходам бюджета, даст колоссальный стимул для бизнеса и большой толчок для развития туризма в целом. А туризм — сегодня одна из самых перспективных отраслей нашей экономики.
И вот еще пример — сегодня, если туроператор формирует турпродукты по зарубежным направлениям, у него 0% НДС, потому что это проходит как экспортный товар. А когда он формирует тур внутри страны, то у него 20% НДС. Поэтому тур по стране, скорее всего, будет дороже.
— В 2021 году была создана корпорация «Туризм.РФ». Означает ли это, что ваше ведомство не справляется со своими задачами? Зачем нужна дублирующая Ростуризм структура?
— Ростуризм сегодня — одно из самых маленьких агентств в России, и при этом мы отвечаем за целую отрасль самой большой в мире страны. Впервые все полномочия, включая нормативно-правовое регулирование, контроль и надзор за туристической отраслью, собраны в Ростуризме. Мы единственное агентство в России, у которого есть нацпроект, и мы очень благодарны президенту и премьеру за поддержку этого нацпроекта. Повестка за эти пару лет кратно масштабировалась, и нам, конечно же, приходится нелегко. Но ключевые задачи, которые перед нами ставились на эти два года, выполнены. В сложнейший для отрасли период мы в короткие сроки создали нацпроект в туризме, благодаря десяткам мер сохранили отрасль, избежали массовых банкротств, запустили новые программы поддержки туристов, детские программы, меры для малого и среднего бизнеса, крупных инвесторов и др. И все это впервые.
Что касается корпорации [«Туризм.РФ»] — то это один из инструментов развития отрасли. Управленчески корпорация нам не подчиняется, так как не является нашим структурным подразделением.
Шесть фактов о Зарине Догузовой
Родилась 25 апреля 1985 года в городе Цхинвали Южно-Осетинской автономной области Грузинской ССР.
В 2008 году окончила факультет международной журналистики МГИМО.
С 2008 по 2012 год работала в департаменте пресс-службы и информации правительства РФ.
С 2012 по 2019 год работала в управлении президента по общественным связям и коммуникациям. Занималась организацией, подготовкой и информационно-аналитическим сопровождением международных и внутрироссийских мероприятий, в том числе Олимпиады в Сочи 2014 года и чемпионата мира по футболу 2018 года.
С 2015 года возглавила департамент по сопровождению крупных международных мероприятий.
С 7 февраля 2019 года была назначена на должность руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм).