Глава производителя антибиотиков — РБК: «Люди скупали все»
Около двух лет назад холдинг АФК «Система» Владимира Евтушенкова начал наращивать свое присутствие на фармацевтическом рынке. С 2018 года инвесткомпания совместно с ВТБ владеет 64,3% холдинга Alium, созданного в результате объединения предприятий «Оболенское» и «Биннофарм» (в объединенном холдинге 23,5% также у консорциума инвесторов во главе с Российским фондом прямых инвестиций, РФПИ; оставшиеся 12,2% у нескольких миноритариев).
В августе 2019-го компания вновь расширилась, выкупив фармактивы Marathon Group — ОАО «Курганское общество медицинских препаратов и изделий «Синтез» и ЗАО «Биоком». АФК совместно с неназванным финансовым партнером получила 56,2%, еще 32,4% у «Нацимбио» (оставшиеся 11,4% принадлежат миноритарным акционерам). Тогда же АФК анонсировала, что «Синтез» и «Биоком» на следующем этапе интеграции войдут в состав Alium, сформировав под этим брендом игрока с потенциалом вхождения в топ-3 производителей российской фармотрасли.
Но объединения в Alium не будет. План создать одного из крупнейших игроков фарминдустрии в силе, но свои активы «Система» соберет в холдинговую структуру под названием «Биннофарм Групп», рассказал пока еще гендиректор Alium Рустем Муратов — он же и возглавит новую компанию.
Что изменится в структуре фармактивов АФК «Система»
Как объясняет Муратов, Alium и «Синтез» «достаточно сложно устроены», но во всех ключевым акционером является АФК «Система».
— Мы долго спорили, как назвать холдинговую структуру, в итоге остановились на «Биннофарм Групп». Во многом на наше решение повлиял COVID-19: «Биннофарм» стал первым производителем вакцины, разработанной Центром им. Гамалеи, и обрел большую известность как в России, так и за ее пределами. Мы решили, что это даст неплохой старт и для позиционирования холдинга.
Компании группы (Alium и «Синтез») проходят сейчас операционную интеграцию — объединение команд и менеджмента для создания единой управленческой структуры.
Будут ли снижать свои доли в компаниях другие акционеры, Муратов не комментирует, объясняя тем, что это не относится к сфере работы менеджмента. В текущий момент распределение долей владения остается прежним. Эту информацию подтверждают также представители РФПИ и «Нацимбио».
Зачем потребовалось объединять активы
Рустем Муратов убежден, что «Биннофарм Групп» станет «серьезной действующей силой» на рынке.
— Когда ты большой, партнеры на рынке, конечно, относятся по-другому, это другой уровень бизнеса с точки зрения масштаба и зрелости.
По данным Муратова, обе компании сейчас растут более чем на 20% в год. Второе преимущество создания холдинга он называет «эмоциональным» — компания станет большим активом в структуре АФК, а значит, «более заметным и привлекающим внимание акционера».
— Насколько я понимаю текущую стратегию и логику, это будет хороший инвестиционный кейс, как до этого был «Детский мир», например. Это означает глубокое вовлечение акционеров в жизнь компании. Получается, что ты не на обочине, а в центре внимания.
Какой будет доля нового холдинга на фармрынке, по словам Муратова, достоверно измерить довольно сложно.
— По итогам года наш оборот будет свыше 25 млрд руб. А для того чтобы определить доли, нужно смотреть каждый рынок в отдельности: розничный, тендерный, экспортный. После консолидации среди российских компаний планируем быть вторыми. Хотя это высокая позиция, в абсолютных величинах доля рынка будет небольшая, потому что в целом рынок слабо консолидирован и даже крупнейшие производители в российском фармретейле — это всего 6%. В экспорте мы являемся одним из лидирующих российских поставщиков, в некоторых странах СНГ входим в пятерку.
Что изменилось в фармбизнесе
Текущий год стал показательным для фармрынка, говорит Муратов, выявив необходимость диверсификации каналов сбыта и придания гибкости производственным программам.
— Ретейл — это хорошая и обычно стабильная основа фармкомпаний, но в апреле случился локдаун и поток посетителей в аптеках сильно упал, в результате розничный рынок стал сокращаться. При этом очень сильно выросли госзакупки. Благо у нас хороший портфель препаратов против COVID-19 и наша компания серьезно поучаствовала в обеспечении государства и населения жизненно важными препаратами. Экспорт тоже сейчас растет отлично — прирост более 50% год к году. То, что мы работали в нескольких сегментах вместо одного, здорово сбалансировало нас как компанию.
В выручке обеих компаний госзакупки ранее занимали 15%, в пандемию доля этих продаж выросла до 20%. По словам Муратова, компании по-прежнему ориентированы на розницу, но с точки зрения стабильности не стоит пренебрегать и другими сегментами.
Топ-менеджер объясняет, что сравнивать маржинальность розницы и госсектора в лоб нельзя, но признает, что в госсекторе она ниже.
— Дело не только в марже, там и затраты совсем по-другому устроены. Вроде бы какая разница: доставить упаковку таблеток в аптеку или отвезти флакон антибиотика в больницу. Но у флакона объем 200 мл, он большой и тяжелый — в итоге логистика получается намного дороже.
Появление новых больниц и резко возросшее число пациентов усилили продажи компаний холдинга в госпитальном сегменте — в портфеле много антибиотиков, часть из которых есть в схемах лечения, рекомендованных Минздравом. Так, сильно вырос спрос на антибактериальные препараты азитромицина («АзитРус» в портфеле «Синтез» и «Азитромицин-OBL», «Азитромицин Форте» из портфеля Alium). В апреле-мае «Синтез» перераспределил мощности в пользу востребованных инфузионных антибиотиков — например, объем производства препарата «Лефлобакт» в третьем квартале вырос в десять раз. По словам Рустема Муратова, в целом годовой план продаж в сегменте государственных закупок был выполнен в течение полугода.
В розничном сегменте компания наблюдала нетипичную картину. «Розница в сравнении с другими годами вела себя странно. В марте пришла огромная волна спроса, товарооборот в нашем случае практически удвоился. Люди скупали буквально все: противовирусные, симптоматические медикаменты, лекарства для хронических заболеваний и даже лайфстайл», — описывает ситуацию Муратов.
Такой ажиотаж вызвал сложности и у аптечного сектора, и у дистрибьюторов. «В фарме такого обычно не бывает — это довольно стабильный рынок, колебания на котором бывают, но не настолько большие и уже давно нет значительного прироста в упаковках», — комментирует глава фармхолдинга. Однако вместе с началом режима самоизоляции продажи резко упали, по его данным, спрос относительно восстановился только в августе.
Из-за экономической ситуации многие потребители сделали выбор в пользу дженериков, продолжает Муратов. К примеру, продажи крупнейшего продукта «Синтеза» — «Диклофенак гель» выросли на 40% и, по данным аналитиков, превысили продажи оригинального «Вольтарена» в упаковках. Такую ситуацию компания наблюдает впервые. В марте 2020 года удвоился спрос на «Ибупрофен», а среди препаратов Alium в этот же период продажи «Парацетамола» (в таблетках) выросли более чем в три раза.
— Люди платят деньги из своего кармана, а если денег в кармане стало меньше — начинают искать разумную по цене альтернативу. Кроме того, пострадали продажи лайфстайл-продуктов, спрос не пропал полностью, но они стали пользоваться меньшей популярностью.
Также текущий год стал «крайне плохим» для продуктов против простуды, снимающих гриппозную симптоматику, — назальные капли, порошки против простуды. Упали продажи продуктов против диареи и кишечных расстройств.
— Причина банальна и проста — люди стали мыть руки, и количество кишечных инфекций сократилось. То же самое с простудой: если ты носишь маску, у тебя шансов чихать и кашлять на окружающих сильно меньше, чем если бы ты ее не носил.
Удалось ли заработать на «Гидроксихлорохине»
Первые упоминания о возможной эффективности антималярийного препарата «Гидроксихлорохина» против коронавируса появились в феврале 2020 года. Для «Биокома» — единственного российского производителя этого препарата — это время стало одним из самых горячих в году.
— Мы отработали пандемию хорошо, потому что начали заниматься модификацией производственных процессов, созданием запаса субстанций и интермедиатов в самом ее начале и делали это быстро. Я помню, как в конце февраля появилась первая публикация про применение «Гидроксихлорохина» китайскими учеными — и оказалось, что мы единственное предприятие, которое может производить этот продукт в России («Биоком» получил регистрационное удостоверение в 2017 году, прежде объем производства не превышал 4 тыс. упаковок в год). От этой первой статьи до момента, когда мы отгрузили в лечебные учреждения первую тонну (170 тыс. упаковок) готового продукта, прошло всего два месяца.
Около 95% продаж «Гидроксихлорохина» пришлось на заказы госучреждений, за второй квартал было продано около 830 тыс. упаковок.
Однако значительные продажи и полная загрузка предприятия не принесли компании существенной прибыли — маржинальность препарата низкая, а его производство в разгар пандемии обошлось дорого — только субстанция в момент пикового спроса выросла в цене в 13 раз. Проект по производству препарата Муратов называет «социальным».
Комментируя вопрос об оправданности риска в лечении пациентов с коронавирусом неспециализированными препаратами Рустем Муратов говорит, что весь мир оказался в равных условиях поиска и тестирования препаратов, которые потенциально подходят для лечения еще плохо изученной болезни.
— Никакого конкретного лекарства, которое бы лечило коронавирус, пока нет. Можно ли просто никого ничем не лечить? Вопрос философский. Наверное, можно — но тогда, вероятно, число тяжелых случаев и летальных исходов будет больше и уж точно шанс найти лекарство, которое могло бы помочь, стремится к нулю. Очевидно, что искать варианты нужно, чем и занимается весь мир.
На что опираются планы производства антибиотиков
Официальная статистика по заболеваемости и смертности от коронавируса не раз подвергалась сомнению со стороны профессионального сообщества, но, по словам Рустема Муратова, она не влияет на планы компании.
— Мы не закладываем статистику заболеваемости (в модели планов производства. — РБК). Как минимум потому, что мы не единственный производитель лекарств против любой болезни. Каждый продукт — дженерик обычно производится несколькими, иногда несколькими десятками компаний. Как я могу просто по кривой заболеваемости сказать, сколько моего конкретного продукта будут покупать? Я не знаю, поэтому вынужден смотреть больше на нашу статистику продаж, насколько мы продукт сделали качественно, насколько его знают врачи и фармацевты. Или, например, полетела кривая заболеваемости вверх, а у нас мощности не позволяют столько произвести. Мы с этим ничего не сможем сделать немедленно.
С уменьшением количества больных будет снижаться и спрос, говорит Муратов, однако какими темпами это будет происходить, открытый вопрос.
— Пока мы не видим никакого замедления в спросе по понятным причинам. Но обычно спрос идет вслед за заболеваемостью — поэтому после прохождения пика пандемии он будет постепенно падать. А к своему нормальному уровню он вернется, когда окажется, что вирус умер и нет больше ни одного больного, но, когда такое может случиться, не знает сегодня, наверное, никто.
О вакцине «Спутник V»
Несмотря на то что регистрация и начало вакцинации «Спутник V» происходили в атмосфере абсолютного недоверия как в мировом сообществе, так и в России, по словам Рустема Муратова, это никак не повлияло на планы по его производству компанией. Производитель будет заниматься финальной очисткой вакцины и разливом. Сейчас «Биннофарм» готовит чистые помещения и получает оборудование, первые поставки начнутся в начале 2021 года.
— Вопросы недоверия к конкретной вакцине — это вопросы к достаточности количества исследований. Сейчас коллеги [из Центра им. Гамалеи] на правильном пути — третьей фазе клинических исследований. Конечно, это необычная ситуация, когда препарат регистрируется после второй фазы. Но если вакцину подождать еще годик, то, возможно, к моменту полного завершения всех исследований сама проблема будет уже неактуальной.
«Биннофарм» выступает контрактной площадкой, адаптирует к производству технологию создателя вакцины. Рисков, связанных с ее производством, Муратов не видит.
— Потенциально мощности «Биннофарма» рассчитаны на производство около 1,5 млн доз вакцины в год. Между производителями вакцины сейчас нет никакой конкуренции, скорее мы при активном участии Минздрава и Минпрома помогаем друг другу разрабатывать технологию масштабирования — потребности государства намного превышают текущие возможности производства любого из производителей.
Точную стоимость инвестиций в расширение мощностей для вакцины Муратов не называет, объясняя тем, что процесс еще не завершен, однако рассчитывает, что сумма не будет превышать 2 млрд руб.
О дистанционной торговле лекарствами
По мнению Муратова, разрешение онлайн-торговли и доставки препаратов до потребителя не окажет существенного влияния на рынок.
— Доставка лекарств в России не работает прежде всего не по причинам регуляторным, а по причинам экономическим. Средняя стоимость упаковки в рознице около 200 руб., а за доставку надо заплатить еще 100 руб. — зачем? Гораздо проще спуститься в аптеку, благо их в крупных городах очень много. Поэтому пока дистанционная торговля в основном идет в дорогостоящем сегменте. Возможно, ситуация поменяется, когда потребитель будет делать мультикатегорийный заказ — покупать, например, на «Озоне» ботинки или бытовую технику вместе с лекарствами. Тогда стоимость доставки на конкретную упаковку снизится и это будет иметь смысл. Но пока, насколько я знаю, таких заказов в крупнейших онлайн-ретейлерах немного — менее 1%.
Пять фактов о Рустеме Муратове
- Окончил Новосибирский государственный университет по специальности «химик».
- В 2002 году прошел курс менеджмента в Open University.
- Муратов начал карьеру в фармбизнесе в 2003 году в компании «Роста».
- C 2012 года занимал должность национального коммерческого менеджера в компании AstraZeneca, а спустя два года был приглашен коммерческим директором в «Акрихин».
- В апреле 2018 года присоединился к команде «Синтеза» в качестве директора по коммерции и маркетинга и летом 2020 года назначен на должность генерального директора группы Alium (позднее «Биннофарм Групп»).