Рустам Тарико — РБК: «Я могу видеть, как вы тратите деньги»
Владелец банка «Русский стандарт» Рустам Тарико реструктурировал обязательства перед кредиторами и удержал банк на плаву. О том, как он будет реформировать «Русский стандарт», а также о том, как обстоят дела в водочном бизнесе, Тарико рассказал в интервью РБК.
Приемлемый вариант
— Вам удалось договориться с держателями бондов о реструктуризации. Как вы их убедили? Они просили 25% сразу и деньгами, вы предлагали 10%, но сошлись на 18%.
— Это всегда вопрос взаимовыгодного баланса. Для держателей облигаций это баланс между размером немедленной выплаты и гарантиями защиты оставшейся суммы инвестиций. Выплата в размере 18% отвечает нашим общим интересам.
— А на выплату 18% у вас есть деньги?
— Да, есть, и 18%, и сумма начисленного купонного дохода, всего около $107 млн, уже выплачены держателям долговых обязательств.
— Когда вы делали первое предложение, вы говорили, что не можете заплатить больше 10%, потому что вам придется взять эти деньги из капитала и у вас будут проблемы с нормативами. Откуда сейчас взяли — из водочного бизнеса?
— Нет, водочный бизнес не участвовал, сделка полностью финансируется банком.
— Ну как же так получилось? Вы говорили, что больше 10% у вас нет, сейчас откуда-то взялось 18%.
— Вы же всегда в своей жизни выбираете, что будет лучше. Для нас в этой ситуации худший сценарий — это не сделать сделку. А сделать сделку на компромиссных условиях — это тоже приемлемый вариант.
— Но ниже минимумов ваши нормативы не упадут?
— Нет, они будут гораздо выше необходимого минимума, мы будем одним из самых капитализированных банков, когда реализуем все запланированные мероприятия. Несколько дней назад правительство РФ приняло постановление, которое разрешает в случае согласования советом директоров ВЭБа продлить субординированный кредит ВЭБа (5 млрд руб.) на три года, что позволит в полном объеме учитывать его в капитале банка. Кроме того, мы рассчитываем получить 5 млрд руб. через механизм ОФЗ.
— Сейчас, когда вы уже договорились с держателями бондов, можете сказать, каков был реальный план Б: очевидно, что описанный в презентации план не был реальным.
— Я был уверен, что договорюсь. Я специально ездил в Лондон, говорил с этой инициативной группой. Ни один из них не сказал, что он сделает все, чтобы сделка не состоялась. Нет, они просто торговались. Мне давали совет не платить и идти ва-банк, списав бонды при снижении достаточности капитала ниже 2%, но я такую возможность даже не рассматривал. Полное списание бондов в случае отказа инвесторов от предложенного плана реструктуризации решило бы проблемы выплаты большой суммы, но поставило бы под вопрос мою деловую репутацию.
— У держателей бондов теперь в залоге 49% банка. Вам с этим комфортно?
— Конечно. Это честная сделка. При этом я по-прежнему сохраняю контроль над банком, а после выплаты долга залог будет снят.
— Есть риск потерять эти 49%?
— Он низкий, так как банк имеет четкий план, как выйти на прибыль и выплатить долг.
— То есть можно будет передоговориться, если вдруг что?
— Думаю, такой необходимости просто не возникнет.
«Русский стандарт» — это Тарико
— Успех банка вы связываете лично с собой, вы не допускаете мысли, что кто-то другой мог бы развивать его более эффективно?
— Если коротко, то да.
— То есть «Русский стандарт» — это Рустам Тарико?
— Да, но есть менеджерская команда, которую я создал. Модель придумана мной, инвестиции сделаны мной, банк принадлежит мне, я его придумал, у меня нет никаких других партнеров. Кому еще я должен быть благодарен, кроме как себе и менеджерской команде, которую я сам же и нанял.
— Нам рассказывали разные люди, что в прошлом году вы к ним приходили и пытались продать банк.
— Полное вранье. Никто не приходил, я ни к кому не ходил.
— А Центральный банк не требует докапитализировать банк?
— Мы реагируем на все запросы ЦБ, предоставляя исчерпывающую информацию по планируемым шагам, в том числе и направленным на докапитализацию банка.
— Вы два раза докапитализировали «Русский стандарт» по довольно странной схеме. Банк за счет собственных средств покупал у вас акции водочной компании, а вы вносили эти деньги в капитал банка в качестве материальной помощи. За счет каких именно собственных средств банк покупал акции компании?
— Мы четко следовали всем правилам и регуляторным нормам. В рамках своей операционной деятельности банк имеет право инвестировать средства в любые ценные бумаги, которые принесут ему доход.
— Центральный банк эта схема устраивает?
— Мы проводим только те сделки, которые соответствуют требованиям ЦБ.
— Так за счет каких средств банк покупает акции?
— Банк покупает акции точно так же, как и любые другие ценные бумаги в рамках своей коммерческой деятельности, в том числе и на мои собственные средства.
— Я сейчас неприятную вещь скажу, если позволите. Мне кажется, что эта схема использования средств клиентов на счетах банка для того, чтобы его же и докапитализировать. Я права?
— Если коротко, то нет. Банк получил в собственность ценные бумаги крупных и успешных компаний, которые принесут ему прибыль. Капитал банка был увеличен за счет финансовой помощи со стороны материнской компании. Теперь мы договорились с инвесторами. После реструктуризации облигаций мы планируем получить ОФЗ. И «Русский стандарт» станет одним из самых капитализированных банков страны.
— Но 5 млрд руб., которые вам дают в капитал через ОФЗ, вас не спасают же.
— Основной объем средств для докапитализации банка мы привлекли самостоятельно, однако участие в государственной программе докапитализации с помощью ОФЗ крайне важно для нас как для крупного банка, работающего с населением.
— А вы свой банк рассматриваете как too big to fail?
— Это вопрос не ко мне.
Ситуация сложная
— В процессе реструктуризации вы пошли еще на одну уступку. Раньше вы предлагали начать платить купон деньгами через два года, теперь вы согласились начать выплаты через полтора года.
— Это не принципиальная разница. Первая выплата будет только через два года и ее размер составит всего около $7 млн, так как в первый раз только 25% от полугодового купона необходимо будет заплатить деньгами.
— Но вы же, когда предлагали начать платить через два года, из чего-то исходили? И наверняка исходили из того, что через два года у вас появится прибыль. Сейчас вам надо ее получить на полгода раньше.
— Мы планируем получить прибыль уже через год, поэтому эта разница для нас непринципиальна.
«Руст» в честь Рустама
Бизнес на интуристах
Рустам Тарико родился в 1962 году в татарстанском райцентре Мезелинск. В школе он основал вокально-инструментальный ансамбль, который выступал на дискотеках, и получал официальную зарплату. В возрасте 17 лет Тарико приехал в Москву и поступил в Московский университет инженеров транспорта. В свободное от учебы время Тарико подрабатывал дворником. Затем ему предложили более интересную работу — он начал расселять итальянских туристов по гостиницам. В те времена принимать иностранцев могли лишь некоторые специализированные отели. Тарико уговорил директора гостиницы «Россия», куда иностранцев не заселяли, отступить от этого правила. Благодаря этому доходы Тарико выросли до нескольких тысяч долларов в месяц.
Бизнес из «киндер-сюрприза»
В числе туристов, с которыми работал Тарико, был сотрудник итальянской компании Ferrero. Тарико договорился с ним об организации импорта «киндер-сюрпризов». Вскоре он получил предложение о сотрудничестве также от компании Martini. В 1992 году Тарико легализовал бизнес, зарегистрировав фирму «Руст» (которую назвал в честь самого себя). Так было положено начало истории холдинга «Русский стандарт».
Вне бизнеса
Тарико увлекается лодками (настаивая именно на таком названии и протестуя против слова «яхта»). В 2004 году журнал Yahting писал, что Тарико является владельцем двух самых быстроходных лодок на Средиземном море. «Когда начинается сезон, я бываю на Сардинии практически все выходные и праздники. А если нет каких‑то срочных дел, я провожу там весь август и стараюсь выходить в море каждый день», — рассказал он в интервью. В 2004 году, по данным Forbes, Тарико за €15 млн купил у жены Сильвио Берлускони виллу Minerva на Сардинии. В 2011 году он приобрел виллу в Майами-Бич за $25,5 млн.
— Вы исключаете возможность того, что еще два года банк не будет получать прибыль?
— Да, потому что согласно всем нашим планам к концу следующего года мы выйдем на прибыль.
— А что вселяет в вас уверенность в том, что банк начнет зарабатывать уже через год? Нет очевидных факторов для оптимизма в секторе розничных банков.
— Ситуация сложная, но она лучше, чем год назад. Государство справилось с шоком, который возник из-за изменения макроэкономической ситуации. Наступила некоторая стабильность, можно снова заниматься планированием, моделированием бизнеса и зарабатывать деньги. Мы активно занимаемся оптимизацией бизнеса. Если раньше на риск мы смотрели как на элемент цены, то сейчас это не так, и мы внедряем модель «низкие риски — низкие ставки». В «Русском стандарте» уже имплементированы более совершенные скоринговые модели, которые позволяют точно идентифицировать платежеспособных заемщиков. Если вы посмотрите на новые поколения кредитов, вы это увидите.
— Банк выдает кредиты сейчас? Вы не остановились?
— Мы постепенно наращиваем кредитование, хотя и не в тех объемах, которые были раньше. Банк и сейчас является одним из крупнейших банков страны и занимает второе место на рынке кредитных карт. Работа по изменению бизнес-модели началась в середине 2014 года, мы наняли консультантов, которые специализируются на рисках, скоринге и взыскании задолженности. Я поставил задачу менеджменту банка в 2014 году — не наращивать кредитование, до тех пор пока мы не решим наши проблемы в этих областях.
— А вы в начале 2014 года что-то почувствовали?
— Преимущество розничного бизнеса в том, что когда что-то происходит, ты это очень быстро видишь. Любые социальные изменения видны чуть ли не на следующий день. Первые признаки ухудшения ситуации появились еще в 2013 году, когда начали расти дефолты. Я уже тогда, например, начал выходить из бизнеса по предоставлению денежных ссуд, добровольно согласился на убытки, резко сократив выдачу кредитов, до тех пор пока не приведу в порядок бизнес-модель. В середине 2015 года банк снова начал увеличивать кредитование. В новой бизнес-модели все упирается в несколько фундаментальных вещей. Первое — это управление рисками, если ты их не контролируешь, то потом никакие цены, продукты и люди не помогут. У нас есть две скоринговые модели для определения риска заемщиков, кредит получает только тот, кто имеет высокий рейтинг по обеим моделям. Нас больше не интересует бизнес с высокими рисками и высокими ставками, эта модель больше не жизнеспособна.
— Тогда каково ваше конкурентное преимущество?
— Сначала про старую бизнес-модель, которая существовала до 2014 года. Люди считают «Русский стандарт» просто одним из розничных банков, я его считаю уникальным, потому что он шел все время своей дорогой. Мы строили в России народный American Express. Эта модель подразумевает, что банку принадлежит не только бизнес по выпуску кредитных карт, но и бизнес по их приему, так называемому эквайрингу. Эта модель позволяет контролировать доходность, перемещая ее с выпуска на эквайринг. Я очень серьезно развиваю бизнес в сфере эквайринга и приема карт. Это большой инвестиционный проект, в рамках которого надо было объехать всю страну и подсоединить 320 тыс. торговых точек, поставить современные терминалы, которые позволяли бы не только обрабатывать транзакцию по карте, но и выдавать кредиты. Суммарно бизнес-модель выглядела так: для клиентов с невысоким доходом был продукт с понятным риском и высокой ставкой, в среднем сегменте были хорошие лимиты, револьверные кредиты с возможностью перехода на рассрочку, с дополнительными возможностями в виде поощрения покупок и cash-back, а в верхнем сегменте бизнес построен на комиссионных доходах, где клиенты могут воспользоваться деньгами бесплатно, а также им предлагается консьерж-сервис.
Другие бизнесы
— У вас с American Express еще есть отношения?
— Да, у нас эксклюзивный договор, то есть полная монополия на American Express Centurion как на выпуск, так и на эквайринг карт. Есть еще линейка так называемых карт BlueBox, где AmEx используется только как платежная система — там мы не имеем эксклюзива. Но эти карты не очень популярны и прямо не ассоциируются с AmEx.
— Насколько масштабен сейчас этот бизнес, он не сократился?
— Он сократился, из-за того что американские туристы стали реже приезжать в Россию.
— Он приносит прибыль? И сколько?
— Да, он приносит прибыль. Но имейте в виду, что я строил сеть.
— То есть из-за того, что вы строили эквайринг, он был не такой прибыльный?
— Да, я инвестировал в него около двухсот миллионов долларов.
— Так вот куда все деньги делись.
— У меня много инвестиционных проектов, в которых я не рассчитывал на быструю окупаемость.
— А какие еще проекты вы развивали?
— Я развивал транзакционный бизнес, сейчас банк — крупный игрок в денежных переводах. Большинство операторов денежных переводов (с кредитных карт и на кредитные карты) работают на процессинге банка в формате white label, и он зарабатывает достаточно много денег.
— Сколько?
— К настоящему моменту доход составил 2 млрд руб.
— А еще какие были инвестпроекты?
— Страховой бизнес, который стал успешным и большим, кредитное бюро, кредиты в интернете.
Новая модель
— Если вернуться к бизнес-модели, чем новая отличается от старой?
— Во-первых, как я уже сказал, мы идем по пути низких рисков и низких ставок. Мы продаем продукты с более низкими ставками, чем их продает рынок. Во-вторых, мы сейчас сильно не развиваем бизнес кредитных карт. Мы адаптировали этот продукт и выходим с денежными ссудами на кредитные карты.
Нестандартный «Стандарт»
Водка под собственным брендом
Холдинг «Русский стандарт» был основан в 1992 году. Первой компанией холдинга стала «Руст Инк», занимающаяся дистрибуцией дорогостоящих импортных алкогольных напитков, таких как вермут Martini и виски Johnny Walker. В 1998 году специалистами холдинга была создана собственная премиальная водка «Русский стандарт», производством которой занялась компания «Русский стандарт водка». Первоначально напиток производился на петербургском ликеро-водочном заводе «Ливиз», а в 2006 году холдинг открыл в Петербурге собственный завод.
Кредитный «Макдоналдс»
В 1999 году начал работу банк «Русский стандарт» (основой для него послужил Агроопторгбанк, пострадавший от кризиса 1998 года и выкупленный за $100 тыс.). Банк фактически первым в стране начал выдавать потребительские кредиты, причем за скорость выдачи денег его прозвали «кредитным «Макдоналдсом». Впоследствии в состав холдинга вошли также страховая компания, управляющая компания и негосударственный пенсионный фонд.
В исследовании Финансового университета при правительстве РФ рекламная стратегия «Русского стандарта» названа рискованной — холдинг не побоялся выпускать под одним брендом спиртные напитки и финансовые услуги. Однако риск оказался оправданным: «алкогольный» оттенок не оттолкнул потребителей от финансовых организаций, они успешно работают и считаются надежными.
Второй в мире
В 2011 году «Руст Инк» приобрела Gancia — итальянского производителя игристого вина и вермута, основанного в 1850 году. В 2013 году компанией был куплен крупнейший в Восточной Европе польский производитель водки CEDC, на тот момент оказавшийся на грани банкротства из-за долга в $1,3 млрд — на эти деньги CEDC приобрел компанию «Русский алкоголь» и дистрибьютора элитного алкоголя Whitehall, но не смог вовремя расплатиться с кредиторами из-за начавшегося финансового кризиса. Теперь, по оценке Forbes, «Руст» является вторым производителем водки в мире. Она продает свою продукцию на рынке более 80 стран.
— Вы только что сказали, что вы отказались от денежных ссуд.
— Я отказался от прямых денежных ссуд в 2013 году, потому что кредиты наличными я выдавать не умею. А тут вы получаете кредит наличными на кредитную карту, который невозможно револьвировать. У такого продукта риск меньше.
— А чем это отличается от кредита наличными?
— Логистикой. Вы не получаете деньги на руки, вы можете их только потратить, а я могу видеть, как вы их тратите, и делать вывод, как меняется риск, исходя из ваших операций.
— Из всего, что вы описываете, следует, что раньше вы были нацелены на все группы клиентов — бедных, средних и богатых. А сейчас у вас полностью исчезают бедные и сильно сокращается середина.
— Не совсем так, люди с низкими доходами до сих пор являются важными и стратегическими клиентами банка, просто людей, которым можно дать кредит, стало меньше.
— А конкуренция за них возрастает. Вы вступаете на поле, где будете конкурировать со всеми — «Альфой», БИНом, «Открытием». В чем ваше конкурентное преимущество?
— По объему накопленной информации о заемщиках «Русский стандарт» больше, чем любой из этих банков. У меня больше 30 млн кредитных историй. Я могу анализировать риск более точно, чем банки, которые вышли на этот рынок позднее. Я этими данными не особенно пользовался, потому что не было стратегической задачи точно отслеживать риск — маржа была достаточно высокой. Сейчас, когда я обратился к стратегии «низкий риск — низкая ставка», управление риском стало принципиально важным. Я потратил на это очень много времени, но это не означает, что я хочу сузить клиентскую базу. Я вывожу на рынок новый продукт под названием «Десятка». Что это такое? В свое время я вышел на рынок потребительского кредитования именно с этим продуктом, но тогда он назывался «10, 10, 10» (10% предоплата, 10 месяцев срок кредита и 10% переплата). Сейчас мы этот продукт назвали «Десятка», но он таким же и остался. Это опять тема низкой процентной ставки, потому что переплата составляет всего 10%.
— Вам на руку, что дети в школе плохо учат математику.
— Мы всегда очень прозрачно и четко сообщаем все ключевые параметры нашего продукта. Я с этим продуктом в свое время вышел в московском метро и взорвал рынок. Я возвращаю этот продукт на новом технологическом витке.
— Почему тогда вы его называете новой бизнес-моделью, если вы просто перезапускаете старый продукт?
— Нет, это не старый продукт. Десять лет назад это был потребительский кредит.
— Какова эффективная ставка по этому продукту?
— Думаю, несложно подсчитать, что она немного больше 20%. В текущих условиях это достаточно низкая ставка для российского рынка.
— Банк за последний отчетный период показал рекордный убыток в 22 млрд руб. Какие у вас планы по преодолению этой ситуации? У вас есть прогноз, что будет происходить с рынком, на котором вы работаете? Ситуация будет улучшаться или ухудшаться?
— Если не произойдет непредвиденных событий, то мы будем выходить из этой ситуации по плану, который мы показали инвесторам и ЦБ. Мы считаем, что ровно через год мы выйдем на прибыль за счет новой бизнес-модели, полной амортизации плохого портфеля и оптимизации инфраструктуры. Я закрою инвестпроекты с низким доходом и буду развивать комиссионный бизнес, не связанный с риском. Эти пять элементов нашего плана приведут банк к прибыли.
— Каков у вас прогноз по экономике в целом?
— На происходящее в экономике я смотрю с умеренным оптимизмом. Государство контролирует ситуацию. Произошли положительные сдвиги в политической ситуации. То есть я вижу улучшение геополитических и макроэкономических факторов. Если ситуация будет развиваться в этом направлении, банк постепенно наберет обороты и к концу 2016 года станет прибыльным.
Польша и «Русский стандарт»
— У нас есть несколько вопросов по водочному бизнесу. Говорят, вы потеряли первое место в России по объемам розничных продаж, по данным маркетинговой компании Nielsen. И занимаете третье. Почему?
— С середины прошлого года мы вели очень активные переговоры с крупнейшими розничными сетями об изменении коммерческих условий сотрудничества. Нам удалось в итоге договориться, но в период переговоров наш продукт продавался в ограниченных количествах, поэтому мы потеряли долю рынка. Теперь мы ее достаточно быстро восстановим.
— Вас беспокоит потеря первого места?
— Нет. Я в принципе не верю в commodity бизнес, когда поставил цену 185 руб. и продаешь вагонами. Мой бренд сильнее, он стоит на $1–2 дороже, но его все равно покупают в больших количествах. Если нас поставить в равные условия, моя компания вернется на первое место. Если бы появился мегапопулярный серьезный бренд, который сравним с моим не по цене, а по качеству и уровню лояльности к бренду, тогда бы я волновался. Пока такого бренда нет. И я думаю, что в ближайшее время не возникнет. Потому что никто не думает о том, чтобы вкладывать в качество водки, упаковки, в строительство бренда.
— То есть вас больше волнует первенство по качеству, чем по количеству?
— По качеству и по деньгам. Для меня принципиальный вопрос — сколько я зарабатываю прибыли.
— Ваша водочная компания Roust убыточна…
— Она увеличила прибыль в три раза с момента покупки. Это вопрос отчетности. А убытки вы видите, потому что мы отчитываемся по US GAAP, а в этом случае на результат компании влияет переоценка нематериальных активов, в частности брендов, которые переоцениваются раз в три месяца.
— US GAAP не требует переоценивать нематериальные активы раз в три месяца.
— Если точно, то по US GAAP нематериальные активы должны переоцениваться, в случае если есть индикаторы для обесценения, такие как значительное падение рынка, сильные колебания курса национальной валюты и другие негативные политические и экономические события. Каждый квартал оценивается на наличие таких событий и в случае необходимости делается тест на обесценение, а раз в год тест на обесценение обязателен. Мы все знаем, что за последний год перечисленных выше поводов для переоценки было достаточно. Особенность американской отчетности вот в чем. CEDC купил дистрибьюторскую компанию Roust Inc. и интегрировал в себя. Заплатил за нее $250 млн, они с баланса ушли. По американским стандартам компания, приобретенная у связанной стороны, учитывается по бухгалтерской стоимости, гудвил не рассчитывается, а денежное вознаграждение списывается в капитал как убыток. Вы это можете прочесть в нашей отчетности за второй квартал. Так что это бумажный убыток. У нас очень прибыльный польский бизнес, где мы контролируем больше трети рынка алкоголя. Там мы в этом году заработаем $70–80 млн прибыли.
— Что кроме Польши приносит вам деньги?
— Очень успешный бизнес — водка «Русский стандарт». Этот бренд в кризис не пострадал, а даже вырос.
— Бренд «Русский стандарт» за границей не потерял в популярности в связи с тем, что Россия в целом потеряла в популярности?
— Даже не шелохнулся. Там были единоразовые вылазки против «Русского стандарта», в частности в Канаде. Но это ничем не закончилось. Самый большой рынок «Русского стандарта» в Великобритании, он больше российского. Мы там вторая водка после Smirnoff и продаем больше миллиона коробов, это 12 млн бутылок.
— У вас же бренды в залоге?
— Да, часть брендов Roust Corp. в залоге. Но они всегда там были. Мне было так обидно, что в газетах написали, что я это сделал. Я купил компанию с уже заложенными брендами, это было условием реструктуризации бондов когда-то. Они были в залоге и остались в залоге. При этом бренд «Русский стандарт» не находится в залоге.
— У вас сильно упала «Зеленая марка».
— То, что происходит с «Зеленой маркой», — это тяжелое наследие, я должен был выбирать приоритеты. Моим главным приоритетом было приведение в порядок тех бизнесов, которые приносят наибольший доход.
— Насколько я понимаю, в России, как только падают реальные доходы, падает потребление легальной водки и растет потребление нелегальной. Вы предпринимаете какие-то лоббистские усилия, чтобы изменить эту ситуацию?
— Здесь ситуация хуже, она связана не столько с доходами, сколько с трехкратным повышением акцизов, которое было произведено государством в последние годы. Конечно, мы работаем с государством, предоставляем информацию о контрафакте, методах борьбы.
— Это вообще победимо?
— Хороший вопрос. Это победимо при желании государства, уверен, что оно есть.