Интервью главы МТС накануне отставки
Отставка
На момент публикации этого интервью, утром 5 марта, останется ли Алексей Корня президентом МТС, ни его работодатель, ни сам топ-менеджер публично не говорили. Но спустя несколько часов компания все же официально объявила: совет директоров МТС назначил новым президентом Вячеслава Николаева (как и Корня, топ-менеджер пришел работать в МТС в 2004-м; последняя его должность перед назначением, с апреля 2020-го, — первый вице-президент по клиентскому опыту, маркетингу и экосистемному развитию). Сам Корня станет первым вице-президентом АФК «Система».
О влиянии государственных инициатив на цены на связь
О компенсации за данные пользователей
О конкуренции с другими экосистемами
Об активах, которые могут быть интересны МТС-банку
О задержке в развитии 5G в России
«Мы потеряли порядка 5–6 млрд руб. на эффекте пандемии»
— 12 марта у вас закончится контракт, будет ли он продлен? От чего или от кого зависит решение?
— Это компетенция совета директоров. До середины марта информация будет.
— Как вы можете охарактеризовать итоги своей работы к текущему моменту? Что можете назвать своими главными достижениями?
— За прошедший год мы получили исключительно сильные результаты. Выручка по группе МТС выросла на 5,2%, за квартал мы выросли почти на 7,5%. Мы имеем рекордную долю рынка как по доходам, так и по другим финансовым метрикам. Если смотреть на доходы от мобильной связи, их прирост был выше, чем у других игроков рынка: кто-то даже показывал снижение. Мы видим еще не все годовые показатели конкурентов, но по результатам девяти месяцев наш вклад в общий рост доходов всех российских операторов составил 45%. И это с учетом «Ростелекома», у которого большая доля в сегменте b2g. В мобильном сегменте мы выросли больше, чем весь рынок в целом.
По данным AC&M Consulting, по итогам 2019 года (последние доступные данные) МТС была лидером на российском рынке мобильной связи с долей 30%. «МегаФон» занимал 29%, «ВымпелКом» (бренд «Билайн») — 21%, «Т2 РТК Холдинг» (Tele2) — 19%.
Кроме того, недавно мы стали оператором № 1 среди частных компаний в сегменте фиксированного доступа в интернет. Это тоже значимое достижение. Очень хорошо растут конвергентные услуги (объединяют услуги мобильной и фиксированной связи. — РБК). Думаю, мы стали компанией № 1 и по количеству абонентов, которые пользуются тарифами, объединяющими домашний интернет и мобильную связь, притом что еще три года назад были № 3.
Число мультипользователей, то есть тех, кто пользуется несколькими нашими продуктами (финтехом, телекомом или развлекательными сервисами), выросло до 7 млн в декабре 2020 года. Это примерно 10% абонентской базы.
Если недавно МТС вообще не было на рынке облачных сервисов, то по последнему рейтингу iKS-Consulting мы № 2 в сегменте IaaS (инфраструктура как сервис. — РБК) как облачный провайдер инфраструктуры. Впереди только «Ростелеком», но опять-таки во многом благодаря государственному сегменту. За последние пару лет мы создали медийный бизнес, в конце весны запустим обновленный онлайн-кинотеатр. Рассчитываем стать одним из лидеров этого рынка. Уже сейчас у нашего медийного сервиса порядка 6 млн пользователей.
— Положительным или негативным оказалось влияние пандемии?
— Безусловно, пандемия оказала негативное влияние. Только в телекоме мы потеряли примерно 5–6 млрд руб. на эффекте пандемии.
— Это из-за сокращения абонентской базы по итогам года?
— Нет. Основное — это потеря роуминговых доходов. А сокращение абонентской базы связано прежде всего с тем, что во время пандемии некоторое количество абонентов поставили на паузу пользование вторыми и третьими сим-картами, потребность в которых на самоизоляции отпала. Со временем они вернутся: мы видим это по динамике четвертого квартала, когда по сравнению с третьим наша база выросла примерно на 230 тыс. абонентов. Также на конец 2020 года мы имели прирост по нашим лояльным и долгосрочным абонентам — тем, у которых срок жизни с МТС больше 12 месяцев. Кроме того, надо помнить, что рынок перенасыщен: если вы сложите все абонентские базы операторов, получится цифра в два раза больше населения России. В таких условиях волатильность базы малоинформативна. При этом я еще раз хочу подчеркнуть, что на фоне сокращения абонентской базы и потери роуминговых доходов мы значительно нарастили выручку.
— Есть что-то, о чем вы жалеете?
— Думаю, мы еще не в полной мере реализовали задачи, которые ставили перед собой в отдельных направлениях. Например, наши проекты в b2g-сегменте. Пока в нем продолжают доминировать госкомпании. Считаю, что и для качества предоставляемых сервисов, и с точки зрения роста бизнеса было бы правильно и полезно более активное участие частных компаний в этом сегменте. Кроме того, мы не в полной мере реализовали свой потенциал по росту клиентской базы и по качеству наполнения продуктового портфеля в финтехе. Возможно, здесь как раз есть негативный эффект пандемии: на финансовый сектор она оказала более значимое давление, чем на остальные.
Что такое МТС
Оказывает услуги мобильной и фиксированной связи, доступа в интернет, кабельного и спутникового ТВ-вещания, развивает цифровые сервисы, финансовые услуги, а также услуги на базе ИТ-решений, облачных вычислений и др. На конец 2020 года у компании было 78,5 млн абонентов мобильной связи в России. Владеет 94,7% «Московской городской телефонной сети» (МГТС), 94,47% МТС-банка, 100% «МТС-Армения» (VivaCell-MTS), 49% белорусского СООО «Мобильные ТелеСистемы» и др. Выручка в 2020 году — 494,9 млрд руб., чистая прибыль — 61,4 млрд руб. Основной акционер — АФК «Система» Владимира Евтушенкова, которой принадлежит 56,8% акций МТС. 43,19% в виде ADR торгуются на Нью-Йоркской и других фондовых биржах. Капитализация на 4 марта — $8,7 млрд.
«Государство должно иметь очень осмысленную политику»
— В конце прошлого года аналитики прогнозировали рост цен на услуги связи до 15% из-за последствий пандемии, необходимости компенсировать дополнительные расходы, связанные с законодательными инициативами государства, и других факторов. При этом ФАС очень чувствительно реагирует на любые подобные заявления. Считаете ли вы повышение цен неизбежным? Как его можно провести с учетом позиции ФАС?
— Основной прирост ARPU (average revenue per user — средняя выручка одного абонента в месяц. — РБК) у нас приходится на рост пользования: мы видим увеличение более чем на 50% потребления совокупного интернет-трафика на нашей сети. Это, с одной стороны, формирует значительные потребности в инвестициях в сеть, а с другой — влияет на увеличение чека. Мы понимаем, что цены на интернет и связь у нас сейчас одни из самых низких в мире, но не ставим перед собой задачу номинально их увеличивать. При этом рост потребления должен результироваться в рост ARPU просто для того, чтобы создавать возможности инвестирования в сеть и развития инфраструктуры.
— Зачастую, когда государство заявляет о каких-то новых регуляторных инициативах, «большая тройка» отвечает оценкой, во сколько миллиардов рублей эта инициатива обойдется, и выводом, что будет вынуждена увеличить тарифы. Насколько регуляторные инициативы могут влиять на цены? При каких условиях вы могли бы снизить тарифы?
— Я считаю, что государство должно иметь очень осмысленную и осторожную политику по увеличению нагрузки на инфраструктурных телеком-операторов. В последние годы нагрузка на сектор сильно возросла. Например, «закон Яровой» (предписывающий операторам связи и интернет-площадкам хранить записи разговоров, переписку и другую коммуникацию клиентов в течение определенного периода. — РБК) — это десятки миллиардов инвестиционной нагрузки, которые легли на операторов.
Сейчас обсуждается потенциально еще более рисковая инициатива по доступному интернету (организации для клиентов всех провайдеров страны возможности бесплатного доступа к определенному набору сайтов. — РБК). Очень важно осторожно подходить ко всем социальным и государственным задачам, чтобы не ограничивать потенциал развития инфраструктуры. Если вспомнить историю, то в 1990-х годах США увлеклись регулированием телекоммуникационного рынка и к началу 2000-х полностью проиграли его Европе, которая установила стандарт GSMA, активно развивала свою инфраструктуру. Тогда же исчезли американские производители оборудования, а европейские Nokia и Ericsson, наоборот, остались. К концу 2000-х произошла перегруппировка: США либерализовали законодательство и дали инвестиционный потенциал для развития, а Европа увлеклась регулированием, продвижением MVNO (виртуальных операторов мобильной связи. — РБК), ограничением цен и др. Сейчас европейские рынки находятся в очень тяжелой ситуации, а лидерами являются американские и азиатские страны, которые включили режим наибольшего благоприятствования. Уже сегодня мы видим, что в Китае установлено 700–800 тыс. базовых станций 5G (мобильной связи пятого поколения. — РБК). Важно, чтобы государственные интересы и задачи также учитывали необходимость формирования инфраструктуры, которая будет делать конкурентоспособной и нашу промышленность, и нас как страну.
— Со стороны еще одной рискованной историей выглядят требования государства предоставить доступ к данным абонентов. Например, к их геолокации, что было необходимо для отслеживания того, соблюдается ли карантин во время пандемии. Сами пользователи чувствительно относятся к этой теме. Какие данные и при каких условиях вы готовы передавать властям?
— Это часть большой стратегической темы о том, какие данные и в каком виде государство собирает. Я считаю, что, безусловно, у государства должна быть возможность для такого сбора, выполнения социальных функций, в том числе связанных с безопасностью граждан. Но важно, чтобы этот процесс был прозрачным и понятным, так как направление работы с данными, с большими данными быстро развивается, в нем есть регуляторные лакуны, которые нужно закрывать.
— Насколько понимаю, операторы хотели бы получать деньги за подобные данные, а государство хочет, чтобы их отдавали бесплатно.
— Нужно определить правила игры в этой области. К каким данным, для каких задач имеет возможность получать доступ государство, в каком порядке, и, если в связи с этим у операторов возникают затраты, думаю, их нужно компенсировать.
— Какие данные о своем клиенте МТС считает самыми ценными?
— Не хочу вдаваться в детали, но в целом мы можем существенно повышать качество сервиса и удобство пользования нашими услугами, используя некоторые данные, которыми обладают клиенты. Но тут важно согласие клиента, регуляторика, связанная с тем, как, какие данные и в каком виде могут использоваться. У нас достаточно жесткое законодательство, мы много раз говорили, что операторы находятся в более ущербном положении по сравнению с интернет-игроками. Для последних использование данных клиентов никак не регламентируется, тогда как у нас все данные являются предметом тайны связи. Нужно сбалансировать ситуацию, чтобы был единый подход к разным данным пользователей.
«Мы значительно увеличиваем инвестиции в цифровые продукты»
— Согласно стратегии МТС, к 2023 году доля мультипродуктовых пользователей должна вырасти до 40%. Довольны ли вы промежуточными итогами реализации стратегии?
— Да. На декабрь доля мультипродуктовых пользователей была больше 10%. Мы уже видим эффект от этих абонентов с точки зрения снижения оттока и роста размера среднего чека. Но у нас также стоит задача повышать осознанность при использовании мультипродукта, наращивать глубину пользования сервисами. Например, если клиент пользуется телеком-сервисами и финтехом, было бы логично, чтобы он использовал также наш онлайн-кинотеатр, игровые сервисы, покупал билеты на мероприятия на наших электронных площадках. Но сейчас это не всегда происходит, и над этим предстоит работать.
Долгосрочная цель — перейти на динамическое ценообразование портфеля продуктов: чем больше вы потребляли продуктов определенного типа, тем больше вы получали выгод, которые определяются динамикой с использованием предиктивных моделей и искусственного интеллекта. То есть система будет подсказывать человеку, что он может докупить еще один продукт из числа тех, к которым имеет наибольшую склонность, и получить дополнительную скидку.
— Ваш предшественник на посту президента МТС — Андрей Дубовсков — прогнозировал, что в какой-то момент связь может стать совсем бесплатной для тех пользователей, которые будут потреблять какие-то другие услуги. Этот прогноз актуален?
— Если говорить о голосовых услугах, сегодня вы уже не платите за них, а платите прежде всего за трафик передачи данных, за потребленные гигабайты, в этом смысле «голос» уже для вас бесплатный. Стратегически мы идем к тому, что у человека будет общая подписочная модель, он будет получать набор сервисов за определенную цену и может не понимать, сколько платит за каждый отдельный сервис.
— В 2021 году МТС намерена серьезно увеличить свои капитальные затраты — до 110–120 млрд руб. (в 2020-м — 96,9 млрд руб.). На что планируете тратить деньги?
— Наша стратегия, как мы ее сформулировали, — это лучший телеком-оператор с цифровыми преимуществами, развитие цифровых сервисов на базе нашей сети. Мы должны оставаться лучшей инфраструктурной компанией и сохранять объем инвестиций в этом направлении. С учетом некоторой девальвации валют в реальном выражении сумма инвестиций в телеком значительно не изменится по сравнению с 2020 годом, и одновременно с этим мы значительно увеличиваем инвестиции в цифровые продукты, в новые нетелеком-направления.
— Какие новые направления бизнеса интересны компании? Насколько далеко в строительстве экосистемы вы готовы зайти? «МегаФон», например, заявил об амбициях в космосе: компания инвестирует в исследования низкоорбитальных спутниковых систем для предоставления высокоскоростной передачи данных.
— Для нас при выборе продукта, который мы предлагаем клиентам, важными являются несколько элементов: насколько он комплементарен нашему сервису, есть ли какие-то синергии между новым и старыми продуктами, является ли это потенциально большим рынком с десятками миллионов клиентов, будет ли это новой потребительской моделью, которая формируется на рынке.
Я вижу очень большой потенциал в облачных сервисах, во всем, что касается голосового интерфейса. С интересом смотрим на развитие телекоммуникационного оборудования на открытой архитектуре OPEN RAN.
В отношении других инноваций будем смотреть, нужно ли нам строить свой проект или можно присоединяться к каким-то глобальным. Когда мы говорим про низкоорбитальную связь, она сможет покрыть всю поверхность Земли, и здесь, возможно, имеет смысл смотреть на участие в каких-то глобальных альянсах и проектах. Если говорить про космос, то в октябре 2020 года мы вошли в инициативную рабочую группу «Роскосмоса» по разработке глобальной низкоорбитальной системы передачи данных интернета вещей «Марафон IoT», составной части подпрограммы «Сфера».
— У крупнейших строителей экосистем в России — Сбербанка, «Яндекса», Mail.ru Group — есть сервисы доставки еды, такси. Вы смотрите на подобные направления, сравниваете себя с другими экосистемами?
— Не думаю, что есть законченный список продуктов и сервисов, которые формируют экосистему или цифровую платформу. Скорее, мы исходим из внутренней логики развития — что нам комплементарно и где мы можем предоставить клиенту органичные сервисы, — нежели из того, что то или иное направление есть у конкурентов.
— Что такое МТС через пять лет, по вашему мнению, кем вы должны стать?
— Это цифровая платформа сервисов, построенных на сетевых преимуществах компании. Если по-английски — network native digital service provider, то есть компания, предоставляющая цифровые продукты на основе интуитивного использования нашей инфраструктуры.
— Какие преимущества дает вам своя сеть по сравнению с тем же «Сбером», у которого нет такой инфраструктуры?
— Возможность делать сервисы, которые интегрированы с сетью, позволяет получить как экономические, так и пользовательские преимущества. Глубокая интеграция с сетью делает продукт более защищенным от проникновения, повышает уровень безопасности. Это также позволяет покупать услуги одним пакетом и за счет этого экономить на стоимости каждой из них, получать единый пользовательский интерфейс, единый счет. Количество продуктов, где ИТ, телеком-инфраструктура и пользовательский интерфейс являются единым целым, в ближайшие годы будет расти.
— Некоторые эксперты говорят, что тот факт, что телеком-компании начинают идти в несвойственные для себя сегменты, может негативно повлиять на качество основных телекоммуникационных услуг. Разделяете это мнение?
— Так происходит, если отсутствует правильный фокус. Для нас крайне важным элементом стратегии является создание лучшей инфраструктуры. Мы видим глобальные примеры, когда расширение продуктового портфеля на базе инфраструктуры не ведет к деградации ее качества: посмотрите на корейских, сингапурских операторов. Уверен, что можно и нужно расширять продуктовый портфель без ущерба для качества базового сервиса. Потребитель сегодня хочет получить платформу, на которой предлагается несколько продуктов от одного бренда, которому он доверяет. Это выгодно и удобно для него, а сервисы интуитивно связаны между собой.
— За последние годы международный бизнес МТС сильно сократился, компания вынуждена была уйти из Туркменистана, Узбекистана, с Украины. При каких условиях вы будете готовы полностью уйти из Армении и Белоруссии?
— Задачи уходить у нас нет. Смотрим на это очень прагматично. Если будет цена, которая даст нам возврат [инвестиций] выше, чем при собственном развитии, будем готовы выходить. Если такой цены нет, готовы развивать самостоятельно.
— А расширять международный бизнес?
— Потенциал такого развития лежит прежде всего в цифровых сервисах, которые имеют трансграничную природу. Самые успешные из них могут быть экспортированы и развиваться на других рынках: в этом мы, безусловно, видим потенциал. Думаю, на каком-то этапе какой-то цифровой продукт мы будем пробовать выводить на другие рынки. Например, на нашей киберспортивной платформе WASD уже сейчас мы имеем представителей со всего мира.
«Большие трансформационные истории у нас не в повестке»
— По нашей информации, в рамках развития финтех-направления вы рассматриваете возможность покупки одного из финтех-разработчиков. Каких именно технологий сейчас не хватает МТС-банку, что для вас представляет интерес?
— Как и в любом направлении, в финтехе мы смотрим на возможности и органического, и неорганического роста. Готовы приобретать технологии, продукты и сервисы. Конкретные детали не буду раскрывать.
— Рассматриваете ли покупку крупных игроков? Какое-то время назад были слухи, что ваш основной акционер АФК «Система» присматривался к Тинькофф Банку. МТС интересна подобная сделка?
— Большие трансформационные истории у нас не в повестке. Мы пока смотрим на приобретение технологий и их интеграцию.
— Выше вы упомянули, что в ближайшее время представите свою медийную платформу. Как она будет выглядеть?
— Это будет единая платформа — онлайн-кинотеатр, куда пользователь сможет получить доступ через разные каналы. С точки зрения пользователя такой же онлайн-сервис он сможет получить и через IP, кабель или спутник, мобильный интернет. При этом он получит единый интерфейс, единое контентное предложение: линейное телевидение, видео on-demand (по запросу. — РБК), эксклюзивные предложения и эксклюзивный контент.
— Со стороны выглядит, что операторы зашли в тупик в истории с 5G. Даже тот небольшой радиочастотный ресурс, который власти готовы выделить под развитие технологии, можно будет использовать только на российском оборудовании, которого пока не существует. Это действительно тупик или все-таки есть варианты, при которых могут быть запущены сети 5G в ближайшее время?
— Точно не считаю это тупиком. С точки зрения экономического эффекта ранние инвестиции в технологии не всегда оправданны, задержка на год-два не является критичной. Но что является критичным и важным — это консолидация отрасли в понимании того, как дальше двигаться в развитии новых технологий. Мне кажется, мы с коллегами достигли согласия и понимания. У нас есть подписанный меморандум [между МТС, «МегаФоном», «ВымпелКомом» и «Ростелекомом» о создании совместного предприятия (СП), основной задачей которого станет расчистка частот для 5G]. Если каждый будет следовать этому общему пониманию и единой стратегии, мы точно разрешим стоящие перед нами вызовы.
— Когда будет подписано полноценное соглашение о создании СП?
— Есть некоторые замечания, в том числе от ФАС, которые нужно отрабатывать. Сейчас идет выверка каких-то технических моментов: надеюсь, в обозримом будущем подпишем.
Четыре факта об Алексее Корне
- В 1975 году родился в Брянске.
- В 1998 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.
- В 2000–2004 годах работал в «Северо-Западном Телекоме» (позже был присоединен к «Ростелекому») и «ПрайсвотерхаусКуперс Аудите».
- С 2004 года занимал различные должности в МТС, в 2010 году стал вице-президентом по финансам и инвестициям, в марте 2018-го — президентом компании.