Посмотрите, каким был бизнес-класс в самолетах 70 лет назад

. «Аэрофлот» установил спальные полки и предлагал бутерброды с крепким чаем
Обновлено 22 сентября 2022, 14:03
Fox Photos / Hulton Archive / Getty Images
Фото: Fox Photos / Hulton Archive / Getty Images

Семьдесят лет назад, в мае 1952 года в истории мировой гражданской авиации открылись сразу две новые страницы. В историю техники вошло 2 мая, когда британская авиакомпания BOAC начала эксплуатацию первого серийного реактивного авиалайнера Comet. А вот о перевороте, произошедшем 1 мая, помнят меньше. Ведь на первый взгляд это небольшое изменение в организации авиаперевозок — у нескольких авиакомпаний появился второй класс обслуживания, туристский.

Внедрение реактивных двигателей — большой шаг вперед с технической точки зрения, и поэтому он происходил довольно медленно: Ту-104 вышел на регулярные рейсы только в 1956 году, Boeing 707 — в 1958-м, французская Caravelle и DC-8 — в 1959 году.

А вот новый класс обслуживания, туристский, очень быстро стали применять более десятка авиакомпаний. Постепенно такое разнообразие внедрили практически все авиакомпании мира, включая советский «Аэрофлот» на международных маршрутах. Сегодня наличие в салоне мест с разными уровнем комфорта и разнообразие тарифов — обычное дело. Почему же в 1952 году это стало революцией?

Цены на билеты изменили, но были нюансы

После Второй мировой войны гражданская авиация была на подъеме — для перевозок пассажиров можно было использовать переоборудованные военно-транспортные самолеты и бомбардировщики, за время войны появилось немало пилотов и аэродромов. В разных странах стали помимо государственных компаний появляться частные, а уже существующие расширялись.

Для координации международного сотрудничества в 1945 году была создана Международная ассоциация воздушного транспорта IATA. Она стала устанавливать тарифы на международных маршрутах — единые для всех авиакомпаний. Цель такого регулирования была благой — исключить возможность демпинга и обеспечить доходность авиаперевозок всем членам IATA.

При этом полеты между странами регулировались двухсторонними межправительственными соглашениями, и фактически это приводило к дуополии, когда рейсы выполняли по одной авиакомпании из каждой страны. Для пассажиров такая зарегулированность отрасли означала, с одной стороны, высокие тарифы, а с другой — конкуренцию авиакомпаний уровнем сервиса. Полеты были настоящей роскошью.

Но, для того чтобы объемы перевозок росли, нужно было привлекать больше пассажиров. Это хорошо понимал один из самых известных руководителей авиакомпаний — директор Pan American World Airways Хуан Трипп.

Его компания в тридцатые годы получила почти монополию на зарубежные перевозки из США, и благодаря наличию нескольких дочерних авиакомпаний работала не только в обеих Америках, но и в Азии и Африке. Именно она первой начала регулярные полеты из США в Европу летом 1939 года.

В сороковые годы Pan Am стала одной из крупнейших авиакомпаний мира. Трипп стремился к дальнейшему росту, а для этого надо было сделать билеты более доступными. На некоторых направлениях своей сети Pan Am уже предлагала сниженные тарифы.

В 1945 году Трипп предложил IATA разрешить новые тарифы и в глобальном масштабе — например, он был готов возить пассажиров между Нью-Йорком и Лондоном за $265 вместо 350, но «профсоюз авиакомпаний», каким по сути была IATA, отверг это предложение. Но Pan Am все же предлагала специальные тарифы на некоторых своих маршрутах — например, билет на рейс из Нью-Йорка в Сан-Хуан (Пуэрто-Рико, которая является ассоциированной территорией США) можно было купить за $75 вместо стандартных 133.

К началу пятидесятых многие авиакомпании окрепли. Кроме того, появились новые, более экономически эффективные самолеты, которые надо было загружать. Сторонников идеи низких тарифов стало больше. И наконец в 1952-м IATA согласилась ввести новый тариф. Его назвали туристским классом, и он был на 20% ниже стандартного. Ну а поскольку прежний тариф когда-то был единственным, то его стали называть первым классом. Pan Am придумала специальное название для рейсов туристcкого класса — The Rainbow, «Радуга». Стоимость перелета из Нью-Йорка в Лондон и обратно снизилась с $711 до $530.

Конечно, это была не просто скидка: норма багажа была снижена с 30 до 20 кг, срок действия билета был уменьшен — билет по полному тарифу первого класса был действителен в течение года, а более дешевый три месяца или менее, такой тариф был доступен на определенные дни недели или в низкий сезон. Так были заложены основы для системы оптимизации доходов авиакомпаний. С годами она становилась все сложнее и сейчас система авиатарифов — одна из самых сложных среди всех отраслей. Ее задача — взять с покупателя билета именно столько, сколько он готов заплатить, и ни центом меньше.

Кресла переставили, хотя места и так было много

Сначала разделение по классам было на уровне рейсов — все пассажиры получали одинаковый уровень обслуживания. Для сохранения доходов с рейса при сниженном тарифе надо было увеличить вместимость самолетов. Pan Am первой придумала ставить кресла в салоне на специальные рельсы, где их можно было переставлять с шагом в 1 дюйм (25,4 мм). Благодаря этому можно было силами самой авиакомпании переоборудовать салон, уменьшая или увеличивая шаг кресел или даже заменяя их.

Впервые эта идея была реализована на DC-6B, которые компания начала получать в феврале 1952 года. В зависимости от класса рейса на нем можно было установить 44 кресла первого класса с выдвижными подножками, которые Pan Am назвала Sleeperette и зарегистрировала это слово как торговую марку, 52 обычных кресла первого класса или 81 кресло туристского класса — в этом случае уже не по четыре, а по пять в ряд.

Правда, по нынешним меркам места для пассажиров даже в этой плотной компоновке было достаточно — шаг кресел составлял 38 дюймов. А это без малого 96,5 см. Сейчас примерно такой же шаг кресел в бизнес-классе «Аэрофлота»! Идея рельсов для изменения компоновки салона стала одним из стандартных элементов конструкции авиалайнеров.

Следующим шагом в повышении гибкости перевозок стала организация салонов разного класса на борту одного самолета. Тут первопроходцем стала авиакомпания Trans World Airways (TWA), которой руководил еще один знаменитый авиаменеджер Говард Хьюз.

Я хочу, чтобы меня запомнили только за одно: мой вклад в авиацию

Говард Хьюз младший
Говард Хьюз младший
Американский предприниматель, инженер, пионер авиации и кинопродюсер

В 1955 году TWA получила новейшую версию самолета Super Constellation L-1049G, в них были предусмотрены салоны туристского и первого класса. Первый класс, кстати, был в хвосте, где меньше слышен шум винтов.

Отличия туристского класса от первого были, конечно, и в уровне сервиса. Питание на международных рейсах было включено в стоимость билета, а вот алкоголь, а также сигареты надо было оплачивать. Вино стоило 25 центов за мини-бутылку (187 мл, ¼ стандартной), столько же стоило пиво, а виски, джин или коктейль — 50 центов. Самым дорогим было шампанское — целый доллар за бутылочку.

Pan Am вскоре тоже внедрила самолеты с двухклассной компоновкой салонов, и при наличии на борту мест разного класса рейс назывался не The Rainbow, а Rainbow Service. Вскоре рейсы с местами исключительно первого класса практически исчезли и у Pan Am, и у других авиакомпаний.

На некоторых самолетах у пассажиров была возможность спать лежа — например, в салоне DC-6B были предусмотрены пять откидных полок. Эта возможность стоила у Pan Am $25 за рейс, TWA предлагала кровати за $35.

В 1957 году Pan Am сделала следующий шаг — предложила тарифы экономического класса, еще на треть ниже. IATA обусловила их применение ограничениями по сервису — шаг кресел не более 34 дюймов, и никакого горячего питания и алкоголя даже за дополнительную плату. В шестидесятые годы требования к экономклассу смягчили, и в семидесятые он занял место туристского как самый массовый.

«Аэрофлот»: спальные полки и бутерброды с чаем

В СССР при Иосифе Сталине, который, говорят, не одобрял большие самолеты, гражданский воздушный флот состоял в основном из двухмоторных Ли-2, Ил-12 и появившейся в 1953 году улучшенной версии последнего Ил-14. Их разные модификации вмещали от 18 до 32 пассажиров, и сервис на борту ограничивался продажей бутербродов и чая.

В 1956 году в обслуживании пассажиров произошла революция. На рейсах первого советского и второго в мире пассажирского реактивного Ту-104 появилась возможность подавать пассажирам горячее питание. Его стоимость была включена в цену билета.

Первые Ту-104 (без буквы в обозначении) были оборудованы таким образом, чтобы их можно было использовать для перевозки официальных делегаций. В основном салоне были установлены кресла первого класса, а в носовой части были сделаны отсеки для первых лиц с диванами и отдельными креслами, а отделка была роскошной.

Но уже Ту-104А, появившийся в 1957 году, был сделан по более традиционным канонам — у него был салон первого класса впереди с четырьмя рядами кресел 2+2 и туристского класса сзади, с расположением кресел 2+3. Этот вариант использовался на международных линиях, и не позже 1961 года «Аэрофлот», как и зарубежные авиакомпании, стал продавать билеты первого и туристского класса.

Первый класс был и на других типах советских самолетов. На Ил-18 восемь просторных кресел с выдвижными подножками (вместо 14 кресел туристского класса) ставили в хвостовом салоне. На зарубежных рейсах Ту-114 пассажиров первого класса сажали в купе со спальными полками, так что они могли поспать в пути. А вот на совместных с японской авиакомпанией JAL рейсах между Москвой и Токио в первый класс с широкими креслами и расположением 2+2 был переоборудован весь хвостовой салон, а спальное место в купе предоставлялось за доплату, как и у других авиакомпаний.

На внутрисоюзных рейсах тарифы были одинаковые для всех пассажиров — были только скидки для детей, студентов и организованных групп. И даже когда рейс выполнял Ту-104 или Ту-114 с разными салонами, пассажиров с одинаковыми билетам сажали кому как повезет.

Собственно первый класс на внутренних рейсах в СССР появился в 1978 году — он был всего на пяти рейсах: в Минводы, Симферополь, Сочи, Хабаровск и Владивосток. Билеты стоили на 20% дороже стандартных.

Разнообразие классов между тем увеличивалось: в 1978 и 1979 году сразу несколько авиакомпаний предлагают новый продукт — условия тарифа, наземное обслуживание и сервис на борту как в первом классе, а кресла от эконома. Они назвали это бизнес-классом. Pan Am и тут вошла в историю: в 1980 году она первой сделала для бизнес-класса специальные кресла — просторнее, чем для эконома, но скромнее, чем для первого.

На зарубежных рейсах «Аэрофлота» «деловой класс» появился в 1988 году. Сейчас в Азии, на Ближнем Востоке и в экс-СССР бизнес-класс занял место прежнего первого.

«Золотая эра» авиации: богатое меню и красивые стюардессы

Pan Am под руководством Хуана Триппа была первопроходцем и во многом сформировала современную отрасль авиаперевозок, но в итоге не перенесла настоящей конкуренции. До 1978 года в США авиакомпании летали только по одобренным правительственным органом маршрутам и продавали билеты по единым тарифам. Это и породило «золотую эру авиации», когда авиакомпании конкурировали комфортом самолетов, богатством бортового меню и привлекательностью стюардесс.

Снятие ограничений означало, что теперь все могут летать где угодно и продавать билеты как угодно дешево. Pan Am в первое время чувствовала себя неплохо за счет своего имиджа и обширной сети, в которой, однако, не было внутренних рейсов по США. Однако рост стоимости топлива и усиление конкуренции создавало все больше проблем.

Существенный удар Pan Am принес взрыв ее Boeing 747 над Локерби в декабре 1988 года — есть мнение, что террористы выбрали Pan Am как символ глобального присутствия США, и пассажиры больше не хотели подвергать себя риску. Да и тот факт, что бомба попала в багажник, тоже не прибавлял пассажирам уверенности в безопасности. Прямой финансовый ущерб от катастрофы и имиджевые потери усложнили и без того тяжелое положение компании и в декабре 1991 года она была закрыта.

Одним из последних проектов под руководством Хуана Триппа стал заказ на будущий Boeing 747 и формирование облика первого широкофюзеляжного самолета. Трипп покинул должность в 1968 году, хотя и продолжал бывать на заседаниях совета директоров. Он умер в апреле 1981 года от инсульта, и заката созданной им компании не увидел.

Поделиться
Авторы
Теги