Едем в Сибирь на поезде с билетом за ₽114 000

. Репортаж из золотого вагона, от которого кружится голова
Обновлено 23 июля 2022, 08:50
Golden Eagle Trans-Siberian Express
Фото: Golden Eagle Trans-Siberian Express

Что приходит на ум при словосочетании «железнодорожный круиз»? Оркестр в вагоне-ресторане, как «В джазе только девушки», публика в коктейльных нарядах из «Убийства в «Восточном экспрессе». Возможно, кому-то близка уэс-андерсоновская романтика «поезда на Дарджилинг», а может, и вовсе ставку стоит делать не на поезд, а на попутчика из купе № 6, который отвезет вас на край света.

«РБК Life» отправился в пятидневный железнодорожный круиз по Сибири на туристическом поезде «Золотой орел» в рамках проекта «Туту.ру» «Медиаразведка» и выяснил, что там происходит на самом деле.

«Ребята, здесь даже халаты есть»

Первые жаркие выходные лета. Казанский вокзал переполнен. Пробиваясь сквозь толпу и горы багажа, мы вышли на четвертый путь. Отсюда в Казань отправится пассажирский поезд, но не простой. К обычному составу прицепили несколько «экспрессивных» вагонов — кобальтового цвета с ярко желтой полосой посредине и позолоченным гербом по центру. Они вызывающе смотрятся среди прочих серых. Это вагоны поезда «Золотой орел».

В отличие от остальной части платформы здесь словно зона отчуждения: всего несколько пассажиров и проводники в идеально подогнанной такого же кобальтового цвета форме с позолоченной фурнитурой и брошью на груди в виде красного цветка.

«Золотой орел» регулярно попадал в подборки шикарнейших поездов мира наряду с «Восточным экспрессом», африканским The Blue Train или шотландским Royal Scotsman. Фотографии поезда действительно впечатляют: там и роскошный «императорский люкс», и бар, рояль и собственная библиотека. Но, забегая вперед, предупреждаем: пандемия поумерила градус роскоши.

Попасть внутрь можно через специально предусмотренный для удобства «мостик» — практически между миром обыденным и миром волшебным. Кажется, здесь даже запах другой. Вместо обычного «поездного» — аромат свежевыстиранного белья. Пока вожусь с сумкой в тамбуре, опережая время, доносятся обрывки первых впечатлений: «Личный душ в купе!», «Недурно», «Ребята, здесь даже халаты есть», «А где императорский люкс?» Хороший вопрос.

Сколько стоят билеты

Оказалось, что вагон «Императорский люкс» доступен только под заказ. Цену можно узнать по запросу, и рассчитывается она в зависимости от маршрута, длительности поездки и дополнительных услуг. Например, на маршруте Казань — Тюмень — Тобольск — Пермь разместиться на одном месте «Императорского люкса» можно примерно за 300 тыс. руб., в «Серебряном» — за 155 тыс. руб. Экскурсионная программа в городах остановки формируется отдельно в зависимости от пожеланий клиента. Можно либо выбрать базовый турпакет, стоимость которого стартует от 24 тыс. руб., либо запросить индивидуальную программу. Так что, подбирая поездку, лучше внимательнее присматриваться к опциям, скрывающимся за ослепительным интерьером на промофотографиях «Императорского люкса».

Впрочем, у кобальтового поезда в пакете услуг есть пятидневный круиз на туристическом поезде «В Сибирь» от РДЖ. Тур за 81 тыс. руб. в четырехместном купе в вагоне повышенного комфорта с общей душевой. Двухместное купе (СВ) обойдется в 114 тыс. руб. К такому туристическому поезду и прицепили наш вагон от «Золотого орла» с купе класса «золотой люкс» и отдельный вагон-ресторан — пообедать в нем пассажиры основного поезда не могут.

Круиз включал в себя остановки в Казани, Тюмени, Тобольске и Перми со стоянками от шести до десяти часов. Кстати, первая столица Сибири — Тобольск — попала в круизный список совсем недавно: теперь в городе помимо кремля и мужского монастыря действует тематический парк «Тобол», созданный на местах съемок одноименного фильма Игоря Зайцева о покорении Сибири. Тур из Москвы устроен по принципу «туда и обратно». Большую часть пути состав едет по Транссибирской магистрали, минуя бесконечные равнины и тайгу.

Секретная кнопка, волшебная стремянка, фен и халат

Внутри вагона — золото на синеве. В этих цветах все: ковровая дорожка, занавески, скатерти. Табличка с номером на двери, как слиток золота, говорит сама за себя: вы не в обычном купе, а в «золотом люксе». На площади 7 кв. м, как в гонконгских квартирах-трансформерах, умещается все необходимое: обитый синим бархатом диван, раскладывающийся в кровать, выдвижной столик, верхняя кровать, чуть шире по размеру обычной купейной полки, ванная комната с душевой кабиной, санузел и пол с подогревом.

Окна оборудованы жалюзи благородного шоколадного цвета. Есть все необходимые для поездки атрибуты: фен, мини-флаконы с косметикой, тапочки и образцовый белоснежный халат. Последнему почему-то удивляешься больше всего. Например, можно шокировать вокзальную общественность франтовским выходом в халате и с кружкой императорского фарфора на перрон во время остановки.

Проводник Дмитрий с идеально подстриженной бородой ненавязчиво представляется и показывает все «фичи» купе: клапан, перекрывающий сенсор на кране, «секретную» кнопку, активирующую механизм стола, стремянку для верхней полки, возникающую из ниоткуда, и другие волшебства в духе «дома семьи Уизли».

«Раньше мы обслуживали иностранцев»

Поезд отправился, когда марганцевое солнце уже скатилось за горизонт. В вагоне-ресторане засверкали бокалы, меню раскрылись на столах, приборы скромно притаились под салфетками. Но в первые часы поездки никто не притрагивался к ним, разве что картинная пара, словно проникнувшая из «обычного» вагона: упитанный мужчина без футболки и его спутница разливают коньяк по бокалам и разговаривают на темы, которые даже случайно подслушать неловко.

Цены в вагоне-ресторане вполне «московские», но как будто десять лет назад. В поезде, пусть это и премиум-сегмент, по-прежнему чувствуешь себя как в машине времени. «Раньше мы обслуживали иностранцев, но это было еще в допандемийные времена», — полушепотом делится воспоминаниями сотрудник вагона-ресторана.

В доковидные времена поезд и правда пользовался популярностью у иностранных туристов: англичан, французов, немцев. Путешествие продолжалось две недели из Москвы в Пекин по Транссибу с остановками в ключевых городах. Такой круиз обходился туристам в сумму около 1,5 млн руб. Но теперь все иначе.

Кто ездит в ж/д круизы

Сегодня основная публика — пожилые пары и молодые семьи с детьми. Среди туристов наверняка найдутся аэрофобы. Впрочем, из-за ограничений в полетах, на фоне уменьшения объемов авиаперевозок и постоянно увеличивающегося интереса к внутреннему туризму, ожидается, что ж/д круизы заинтересуют и туристов, привыкших исключительно к полетам за границу.

Первую ночь спится непривычно под шатание поезда, а моется в душе — еще страннее. Присутствует эффект сохранения времени: ты делаешь свои рутинные дела, но при этом куда-то постоянно движешься. Утро пробивается сквозь жалюзи. Завтрак по типу room-service можно заранее заказать в удобное время. Кстати, серия фарфоровой посуды (на ней в том числе подают завтрак) была изготовлена под заказ для поезда на легендарном Императорском фарфоровом заводе, основанном в Санкт-Петербурге в 1744 году.

Вот и первая остановка. В программе — экскурсии по знаковым местам городов с местными гидами и посещение лучших гастрономических мест. Но можно отправиться бродить по улицам самостоятельно, не забывая следить за временем. В любом случае, пока вы будете в городе, «номер» уберут, сменят полотенца и приведут постель в порядок. И стремянка для верхней кровати вновь куда-то исчезнет.

Что посмотреть в городах-остановках самостоятельно

Казань

Время стоянки: шесть с половиной часов

Времени не так уж много, но за шесть часов вполне можно успеть прогуляться по Казанскому кремлю — полюбоваться мечетью Кул Шариф и практически «римским» пейзажем, открывающимся с обзорной площадки, сделать фото до прихода большинства туристических групп.

Затем пройтись по пешеходной улице Баумана и подняться до старейшей в стране Казанской обсерватории, съесть эчпочмак и купить чак-чак к чаю в поезд. Если ускориться, то можно заглянуть на площадь Свободы, сфотографировать надпись «Миру мир» на крыше здания банка, прогуляться в миловидном районе «Татарской слободы» — это реконструкция татарской деревни. И лучше не в гуще туристической ее части, а по улочкам вокруг — дойти до Шотландского замка и особняка татарских «ротшильдов» — Юнусовых-Апанаевых с цитатой из Корана на фасаде здания.

На обед советуют пробовать вяленого гуся в качестве закуски, татарскую яичную лапшу, картофельную лепешку, ну а если не смутит — блюда из конины.

Тюмень

Время стоянки: десять часов

В Тюмени стоит пройтись по самой высокой набережной в России — по всем четырем уровням от подвесного моста Влюбленных до ресторана «15/86» с видом на реку Туру, где отобедать местными специалитетами. Особенно хороши грузди со сметаной, пельмени из муксуна и, конечно, нарядные десерты — например, Павлова с брусникой.

Затем продолжить прогулку по объектам деревянного зодчества, а после отправиться в место, ради которого туристы слетаются в Тюменскую область — горячие термальные источники. В черте города в 2020 году построили спа-комплекс «ЛетоЛето», где можно за два — два с половиной часа насладиться горячим целебным бассейном на открытом воздухе.

Поезд отправляется поздно, поэтому можно успеть поужинать в любимом туристами и жителями города музее-ресторане «Чум» — любопытные детали интерьера и душевная кухня северных народов ханты и манси, включающая экзотические виды мяса — медведь, косуля, лось.

Тобольск

Время стоянки: девять с половиной часов

Тобольск — первая столица Сибири и город с глубоким историческим подтекстом. Очевидно, агентство туризма и продвижения Тюменской области Visit Tyumen намерено возродить интерес к этому городу с целью развития локального туризма. Здесь стоит посмотреть единственный в Сибири каменный Тобольский кремль, стоящий на утесе, с которого открывается вид на «нижний» Тобольск.

Исследовав территорию кремля и Гостиного двора, можно пообедать в кафе «Дворцовая». Место удивит лаконичным дизайном в духе столичных гастро-бистро и интересным меню: паштет с соусом из абрикосов, запеченные улитки с чиабаттой, свекольник с говяжьими щеками, утиная грудка с вяленой морковью, крем-чизкейк с цукатами.

Тобольский тюремный замок, в котором отбывали срок декабристы и политзаключенные, — еще одна точка на карте туриста. Можно увидеть камеры разных типов заключенных, артефакты тюремного быта, расстрельную стену и церковь с бесконечными списками репрессированных.

Продолжить исследование города можно, спустившись по живописному кремлевскому тракту в «нижний» Тобольск. Здесь заглянуть в римско-католический храм Святой Троицы, на Базарную площадь с заброшенными довоенными зданиями, которые планируется реставрировать, и обязательно посетить Дом-музей Романовых. Реальный особняк, в котором семья провела последние девять месяцев в ссылке перед расстрелом.

Если позволит время — недалеко от города расположен парк «Тобол» с декорациями, оставшимися после съемок одноименного фильма. Достопримечательность, которой очень гордятся горожане. Можно самостоятельно прогуляться по парку и посмотреть на объекты, а можно взять костюмированную экскурсию, во время которой предлагается поучаствовать в импровизированных «съемках фильма».

Пермь

Время стоянки: восемь часов

Пермь можно изучить самостоятельно благодаря специально созданной туристической инфраструктуре — подобный проект есть, например, в Эдинбурге. Через все значимые объекты города проходят два маршрута — «красный» и «зеленый», обозначенные специальными стрелками на асфальте. Во время маршрута встречаются информационные стенды, рассказывающие о том или ином объекте города.

Любопытно, что Пермская область — единственный регион России, не являющийся республикой, у которого есть своя региональная кухня. Ее можно попробовать в одноименном кафе-музее «Пермская кухня», которым владеет ресторатор Алексей Субботин. Его отец — советский кулинар Сергей Субботин — много лет собирал старые рецепты по всему краю и изложил их в своей кулинарной книге, которую можно купить в этом же кафе. Из пермской кухни стоит попробовать посикунчики с разными начинками, блюда из кролика (кроличьи язычки), суп из пистиков, шаньги.

В часе езды от города находится первый на Урале музей деревянного зодчества Хохловка. На 35 гектарах расположены избы коми-пермяков, живописная деревянная мельница, часовня и набережная с видом на известняковые скалы.

Ближе к вечеру идеально совершить променад по набережной Камы. Энергетика «большой воды» чувствуется сразу: Кама — одна из самых больших рек в Европе. Набережная проходит как по нижнему, так и по верхнему уровню. Во время прогулки можно осмотреть Соборную площадь, Речной вокзал и здание, которое издалека можно принять за Акрополь. Но это всего лишь мираж — вблизи оно обернется Пермским краеведческим музеем.

Поделиться
Авторы
Теги