Дягилевский фестиваль состоялся. Рассказываем, как это было
. Встреча с чудом: репортаж с главного музыкального события РоссииС 2003 года любители классической музыки, оперы и танца съезжаются в Пермь на международный Дягилевский фестиваль искусств. Начинался он в формате биеннале (раз в два года), но с 2011-го стал ежегодным. Событие носит имя великого импресарио Сергея Дягилева — художественного критика и балетного просветителя. Свои детство и юность он провел в Перми, этим обусловлен выбор места. Дягилев открыл миру русский балет и прославил множество танцовщиков и музыкальных исполнителей, а теперь его наследие продолжает форум искусств.
Основное о фестивале
Что: Дягилевский фестиваль искусств
Когда: ежегодно летом, в этом году – с 11 по 21 июня
Где: Пермь, Пермский край
Как попасть: купить заранее билеты через Яндекс.Афишу или смотреть онлайн-трансляции мероприятий
Сколько стоит: есть мероприятия со свободным входом или по регистрации. На события основной программы билеты можно купить от 300 руб, средняя стоимость – 5 тыс. руб.
Где жить: можно остановиться в одной из гостиниц (самая популярная Урал, в советском стиле, недавно отреставрированная) или снять квартиру-студию в центре (обойдется около 2 тыс. руб в сутки). Бронируйте заранее: во время фестиваля все может быть занято
Что делать: бесконечно (с утра до утра) ходить на концерты всевозможной музыки – от академичного Баха до современных нойз-исполнителей, смотреть перформансы и выставки, знакомиться с музыкантами и тусить в баре «Совесть»
Бонус: в конце осени-начале зимы в Перми проходит фестиваль искусств Дягилев+ для тех, кому не хватило летнего фестиваля
Фестиваль перенял у Сергея Павловича интерес ко всем видам искусства, визионерский взгляд на творчество и привычку к просветительской деятельности. Художественный руководитель события Теодор Курентзис, дирижер оркестра musicAeterna, разделяет ценности Дягилева. Программа включает концерты, перформансы, образовательные мероприятия и встречи с художниками.
Почему это круто. Предыстория
Пермь всегда претендовала на звание фестивальной столицы России. Еще бы: в городе и окрестностях проходит около 20 фестивалей в год. Праздник воздушных шаров «Небесная ярмарка», театральный марафон на склоне Крестовой горы «Спектакль на закате», этнографический фестиваль в деревянном городе Хохловка «Этнопленэр» — это только самые популярные события, которые проводятся в летнее время ежегодно.
Пермяки действительно любят свой край: почти любой горожанин, если у него спросить дорогу, подскажет заодно, где ближайшая достопримечательность и что стоит обязательно посетить приезжему. Все тут привыкли к фестивальному преображению летней Перми — в небольших городах такие события особенно заметны: в кафе и ресторанах, на культурных площадках одни и те же люди, ты узнаешь своих по бейджам участников и счастливо-задумчивому выражению лица.
Когда в Пермский театр оперы и балета заступил на пост художественного руководителя маэстро Теодор Курентзис (тогда еще не столь известный), он собрал в коллектив musicAeterna лучших (по его мнению) музыкальных и хоровых исполнителей со всего мира. Много кого пришлось перевезти из родной для музыканта Греции. Сложность постановок и профессионализм труппы Пермского оперного и следом за ним Дягилевского, который стал фестивальным продолжением деятельности театра, росли. Появилась необходимость заниматься просвещением зрителя, и, следуя традициям импресарио Дягилева, Курентзис с коллегами начал образование публики: открытые репетиции и лекции перед концертами, на которых музыковеды не только рассказывали биографию авторов сочинений, но и указывали на важные моменты в партитуре и сложности в исполнении.
Слушатели стали видеть, из чего и как создается музыка. Все это послужило плодородной почвой уникальному и абсолютно нетипичному для российской сцены Дягилевскому фестивалю.
Отдельный интерес к мероприятию вызывает личность самого Теодора Курентзиса: эпатажный и харизматичный дирижер, с нечеловеческими трудоспособностью и перфекционизмом подходящий к работе над музыкальными произведениями. Его часто критикуют в музыкальной индустрии за чрезмерную театральность исполнения. И все же билеты на выступления musicAeterna под управлением Курентзиса разлетаются всегда за считаные часы (а иногда и минуты). Как сказал во время одной из лекций Дягилевского-2021 Леонид Дясятников, Курентзису можно сколько угодно задавать вопросы по поводу экстравагантности, но стоит сходить только на один концерт, и все вопросы отпадут.
Кроме того, Дягилевский всегда баловал зрителей постановками международного масштаба, которые даже в Москве и Питере не всегда можно увидеть. В разные годы на фестиваль привозили свои работы Ромео Кастеллуччи, Роберт Лепаж и бельгийская танц-компания Peeping Tom. Дягилевскому фестивалю удается сочетать международную сцену, фестивально преображенный уральский город и возможность выпить кофе за один столиком с мировыми именами музыкальной сцены. Кульминацией неформальной обстановки становится традиционная ночная вечеринка Дягилев Party в одном из цехов завода им. Шпагина, где можно пообщаться с музыкантами, сделать фото или поблагодарить за проделанную работу.
Что было в программе 2022 года
Весь музыкальный мир с замиранием сердца ждет объявления дат и программы от Дягилевского с апреля. Затем сидит с открытыми ноутами и карточками наготове, чтобы успеть купить билеты, — опытные зрители знают: нужно сразу брать на все, времени подумать не будет. Уже через неделю все билеты раскупят, и придется сторожить у входа на концерты спекулянтов или довольствоваться открытыми событиями.
Концерт-открытие musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса
В этом году программа состояла более чем из 70 мероприятий и делилась на три больших блока: основная программа (то есть концерты и перформансы), образовательная (мастер-классы для студентов и работников индустрии) и мероприятия фестивального клуба. Последний блок разместился в частной филармонии «Триумф». С утра до ночи там проходила йога, события для детей — мастер-классы и игры, встречи с авторами событий фестиваля, концерты и перформансы. Кроме «Триумфа» события фестиваля проходили на заводе им. Шпагина, огромном индустриальном лофт-пространстве из нескольких цехов-ангаров, в доме Дягилева, филармонии, драматическом театре и Художественной галерее.
Мне удалось побывать на 17 мероприятиях основной программы, два перформанса посмотреть в трансляции, один раз сходить на йогу, поучаствовать в трех обсуждениях постановок с режиссерами и художниками, попасть на три музыкальных мастер-класса (дирижирование, хоровое исполнение и скрипка) и две встречи-беседы — с хормейстером Виталием Полонским и композитором Алексеем Ретинским. Как все это удалось уместить в десять дней фестиваля — не знаю. Не зря лозунгами Дягилевского звучат призывы «Не спать!» и «Удиви меня!».
Основные события программы этого года
- Концерт-открытие musicAeterna под управлением Курентзиса. Он проходил в традиционном месте с прошлого года — ДК им. Солдатова. В первом отделении играли «Метаморфозы» Рихарда Штрауса, одно из последних произведений автора, написанное им накануне краха нацистской Германии. Композитор создал этот симфонический этюд в последние месяцы Второй мировой войны и вложил в партитуру ужас от бомбежек и разрухи, ощущение неминуемого краха великой немецкой культуры и горькое разочарование в человеке. 23 струнных инструмента (скрипки, виолончели, альты, контрабасы) особенно точно передают напряжение и оголенный нерв художника, переживающего трагедию войны. Второе отделение было посвящено Шестой симфонии Петра Ильича Чайковского — монументальному сочинению, которым автор хотел завершить свою сочинительскую карьеру и сделать финальное высказывание уже в преклонном возрасте, на закате жизни. Здесь также слышны мотивы разочарования и личной драмы, попытка примириться с ходом вещей, дуалистичной человеческой природой, где душа — поле битвы добра и зла.
- Премьера оперы по Карлу Орфу «Мистерия на конец времени» в постановке Анны Гусевой. Постановка De temporum fine comoedia по Карлу Орфу, которую играли в одном из огромных цехов завода им. Шпагина, стала кульминацией фестиваля. Сочинение композитора обрамили режиссерская работа Анны Гусевой, до этого работавшей с клипами в фешен-индустрии, и дирижерское мастерство Теодора Курентзиса. Зрители увидели колоссальную работу в фестивальном формате: сложная форма оперы в сочетании с ясным и четким нарративом, собранная с нуля сцена и зрительный зал в ангаре завода. На беглый подсчет около 100 человек на сцене: солисты, хор, статисты (к слову, непрофессиональные артисты), оркестр с участием полутора десятков ударных, более 20 работников за сценой. У Теодора Курентзиса и команды получилась опера, близкая к ритуальной традиции, а уходящие, но не затихающие голоса исполнителей в финальной сцене напомнили нам, что это не так давно и было. Вечное длящееся пространство мифа, который и есть единственная реальность.
Магия фестивалей в том, что никогда не знаешь, где встретишься с чудом. Таким удивлением стал концерт Шенберга и Шуберта в исполнении струнных солистов МА. Вечер в Пермской филармонии. Солисты musicAeterna играли Шенберга «Просветленная ночь» и Шуберта «Смерть и девушка». Нечеловеческая слаженность исполнителей, торжество структуры над хаосом, абсолютная отдача музыке и залу — я могу долго перечислять восторги. На поклоны выходили пять раз и милосердно повторили третью часть квартета Шуберта. Несмотря на трагичность сочинения, для меня эта вещь стала материализованной идеей победы над смертью. Фестиваль вел трансляцию (запись еще доступна).
Основной упор в программе этого года был на перформансы. Их было неожиданно много — восемь на десять дней фестиваля: от таинственно-странных, похожих на первобытный ритуал, до телесно-ориентированных, напоминающих танец. Один из первых вечеров фестиваля был захвачен резидентами творческой лаборатории musicAeterna. Они представили три коротких перформанса, созданных при участии композиторов, постоянно сотрудничающих с коллективом, и артистов хора и оркестра. Цех № 5 завода им. Шпагина оборудовали под три сцены, на которых поочередно расцветали представления. Это не перформансы в классическом формате: зритель на них — не участник, а лишь скромный гость.
Bride Song — нежная танцевальная миниатюра от хореографа Нанин Линнинг. Музыкальным сопровождением выступил альбом Алексея Ретинского «Медея» из одноименного кинофильма Александра Зельдовича. Μοιραι FM — драйвовый перформанс в формате подкаста. Песни, танцы и ироничные вставки из интервью с маэстро Теодором. И Soulwhirl — танцевальный перформанс от Ольги Цветковой в эстетике буто.
Пластические размышления о рождении, смерти и бесконечном повторении этого круга под радикально новую музыку Вангелино Курентзиса. Самым масштабным перформансом фестиваля оказалось авторское высказывание Love will tear us apart, состоящее из двух частей, музыкальной и пластической. Первая проходила в частной филармонии и начиналась с одноименной песни Joy Division в исполнении Теодора Курентзиса.
Продолжение на заводе Шпагина оказалось хореографической зарисовкой на тему всяческих ипостасей межполовой любви — от семейно-бытовой до драматично-истеричной. И наконец, самый странный и наиболее похожий на традиционный перформанс — ни с чем не сравнимый TOUAMOTU AKU AKU HIWA OA OANU RARAKU TOTO MATUA TOUAMOTA. Это ритуальный перф от Алексея Таруца про разобщенность в современном мире и попытки выйти из череды шаблонных действий.
Визитная карточка Дягилевского фестиваля — ночные мистериальные концерты: это и поэтическо-музыкальные вечера в заводских цехах, и хоровые концерты-энигмы в предрассветное время на последнем этаже Художественной галереи. В этом году среди Пермских богов (деревянная скульптура, изображающая Иисуса и ангелов) московский ансамбль Rosarium исполнял сочинения барочных композиторов. После ночных концертов выходящим к прохладной Каме в тумане предлагали стаканчик горячего кофе и конфетку. Вот такое вот пермское фестивальное гостеприимство.
Как познакомиться с Дягилевским, если я все пропустил (-а)?
Во-первых, часть спектаклей все еще доступны онлайн на платформах фестиваля во «ВКонтакте» и на YouTube. Во-вторых, приезжайте на дополнительную программу фестиваля Дягилев+, которая проходит также в Перми в конце осени — начале зимы. Это сокращенный вариант фестиваля: 3–5 дней круглосуточных концертов и перформансов, только за окном не зной лета, а лютые морозы. Ну и, наконец, следите за новостями коллектива musicAeterna на официальном сайте: Дом радио, «Зарядье» и филармонии регулярно радуют свежими афишами с Курентзисом и Ко. И конечно же, приезжайте в следующем году на летний Дягилевский!