Дягилевский фестиваль состоялся. Рассказываем, как это было

. Встреча с чудом: репортаж с главного музыкального события России
Обновлено 12 июля 2023, 13:19
Масштабная опера De temporum fine comoedia («Мистерия на конец времени») Карла Орфа стала закрытием Дягилевского фестиваля-2022. В ней участвовали множество солистов, несколько драматических актеров, хор и внушительный оркестровый состав с 30 ударными инструментами
Фото: Никита Чунтомов

Масштабная опера De temporum fine comoedia («Мистерия на конец времени») Карла Орфа стала закрытием Дягилевского фестиваля-2022. В ней участвовали множество солистов, несколько драматических актеров, хор и внушительный оркестровый состав с 30 ударными инструментами

С 2003 года любители классической музыки, оперы и танца съезжаются в Пермь на международный Дягилевский фестиваль искусств. Начинался он в формате биеннале (раз в два года), но с 2011-го стал ежегодным. Событие носит имя великого импресарио Сергея Дягилева — художественного критика и балетного просветителя. Свои детство и юность он провел в Перми, этим обусловлен выбор места. Дягилев открыл миру русский балет и прославил множество танцовщиков и музыкальных исполнителей, а теперь его наследие продолжает форум искусств.

Основное о фестивале

Марина Дмитриева

Что: Дягилевский фестиваль искусств

Когда: ежегодно летом, в этом году – с 11 по 21 июня

Где: Пермь, Пермский край

Как попасть: купить заранее билеты через Яндекс.Афишу или смотреть онлайн-трансляции мероприятий

Сколько стоит: есть мероприятия со свободным входом или по регистрации. На события основной программы билеты можно купить от 300 руб, средняя стоимость – 5 тыс. руб.

Где жить: можно остановиться в одной из гостиниц (самая популярная Урал, в советском стиле, недавно отреставрированная) или снять квартиру-студию в центре (обойдется около 2 тыс. руб в сутки). Бронируйте заранее: во время фестиваля все может быть занято

Что делать: бесконечно (с утра до утра) ходить на концерты всевозможной музыки – от академичного Баха до современных нойз-исполнителей, смотреть перформансы и выставки, знакомиться с музыкантами и тусить в баре «Совесть»

Бонус: в конце осени-начале зимы в Перми проходит фестиваль искусств Дягилев+ для тех, кому не хватило летнего фестиваля

Фестиваль перенял у Сергея Павловича интерес ко всем видам искусства, визионерский взгляд на творчество и привычку к просветительской деятельности. Художественный руководитель события Теодор Курентзис, дирижер оркестра musicAeterna, разделяет ценности Дягилева. Программа включает концерты, перформансы, образовательные мероприятия и встречи с художниками.

Почему это круто. Предыстория

Пермь всегда претендовала на звание фестивальной столицы России. Еще бы: в городе и окрестностях проходит около 20 фестивалей в год. Праздник воздушных шаров «Небесная ярмарка», театральный марафон на склоне Крестовой горы «Спектакль на закате», этнографический фестиваль в деревянном городе Хохловка «Этнопленэр» — это только самые популярные события, которые проводятся в летнее время ежегодно.

Пермяки действительно любят свой край: почти любой горожанин, если у него спросить дорогу, подскажет заодно, где ближайшая достопримечательность и что стоит обязательно посетить приезжему. Все тут привыкли к фестивальному преображению летней Перми — в небольших городах такие события особенно заметны: в кафе и ресторанах, на культурных площадках одни и те же люди, ты узнаешь своих по бейджам участников и счастливо-задумчивому выражению лица.

Когда в Пермский театр оперы и балета заступил на пост художественного руководителя маэстро Теодор Курентзис (тогда еще не столь известный), он собрал в коллектив musicAeterna лучших (по его мнению) музыкальных и хоровых исполнителей со всего мира. Много кого пришлось перевезти из родной для музыканта Греции. Сложность постановок и профессионализм труппы Пермского оперного и следом за ним Дягилевского, который стал фестивальным продолжением деятельности театра, росли. Появилась необходимость заниматься просвещением зрителя, и, следуя традициям импресарио Дягилева, Курентзис с коллегами начал образование публики: открытые репетиции и лекции перед концертами, на которых музыковеды не только рассказывали биографию авторов сочинений, но и указывали на важные моменты в партитуре и сложности в исполнении.

Слушатели стали видеть, из чего и как создается музыка. Все это послужило плодородной почвой уникальному и абсолютно нетипичному для российской сцены Дягилевскому фестивалю.

Отдельный интерес к мероприятию вызывает личность самого Теодора Курентзиса: эпатажный и харизматичный дирижер, с нечеловеческими трудоспособностью и перфекционизмом подходящий к работе над музыкальными произведениями. Его часто критикуют в музыкальной индустрии за чрезмерную театральность исполнения. И все же билеты на выступления musicAeterna под управлением Курентзиса разлетаются всегда за считаные часы (а иногда и минуты). Как сказал во время одной из лекций Дягилевского-2021 Леонид Дясятников, Курентзису можно сколько угодно задавать вопросы по поводу экстравагантности, но стоит сходить только на один концерт, и все вопросы отпадут.

Кроме того, Дягилевский всегда баловал зрителей постановками международного масштаба, которые даже в Москве и Питере не всегда можно увидеть. В разные годы на фестиваль привозили свои работы Ромео Кастеллуччи, Роберт Лепаж и бельгийская танц-компания Peeping Tom. Дягилевскому фестивалю удается сочетать международную сцену, фестивально преображенный уральский город и возможность выпить кофе за один столиком с мировыми именами музыкальной сцены. Кульминацией неформальной обстановки становится традиционная ночная вечеринка Дягилев Party в одном из цехов завода им. Шпагина, где можно пообщаться с музыкантами, сделать фото или поблагодарить за проделанную работу.

Что было в программе 2022 года

Весь музыкальный мир с замиранием сердца ждет объявления дат и программы от Дягилевского с апреля. Затем сидит с открытыми ноутами и карточками наготове, чтобы успеть купить билеты, — опытные зрители знают: нужно сразу брать на все, времени подумать не будет. Уже через неделю все билеты раскупят, и придется сторожить у входа на концерты спекулянтов или довольствоваться открытыми событиями.

В этом году программа состояла более чем из 70 мероприятий и делилась на три больших блока: основная программа (то есть концерты и перформансы), образовательная (мастер-классы для студентов и работников индустрии) и мероприятия фестивального клуба. Последний блок разместился в частной филармонии «Триумф». С утра до ночи там проходила йога, события для детей — мастер-классы и игры, встречи с авторами событий фестиваля, концерты и перформансы. Кроме «Триумфа» события фестиваля проходили на заводе им. Шпагина, огромном индустриальном лофт-пространстве из нескольких цехов-ангаров, в доме Дягилева, филармонии, драматическом театре и Художественной галерее.

Мне удалось побывать на 17 мероприятиях основной программы, два перформанса посмотреть в трансляции, один раз сходить на йогу, поучаствовать в трех обсуждениях постановок с режиссерами и художниками, попасть на три музыкальных мастер-класса (дирижирование, хоровое исполнение и скрипка) и две встречи-беседы — с хормейстером Виталием Полонским и композитором Алексеем Ретинским. Как все это удалось уместить в десять дней фестиваля — не знаю. Не зря лозунгами Дягилевского звучат призывы «Не спать!» и «Удиви меня!».

Основные события программы этого года

  • Концерт-открытие musicAeterna под управлением Курентзиса. Он проходил в традиционном месте с прошлого года — ДК им. Солдатова. В первом отделении играли «Метаморфозы» Рихарда Штрауса, одно из последних произведений автора, написанное им накануне краха нацистской Германии. Композитор создал этот симфонический этюд в последние месяцы Второй мировой войны и вложил в партитуру ужас от бомбежек и разрухи, ощущение неминуемого краха великой немецкой культуры и горькое разочарование в человеке. 23 струнных инструмента (скрипки, виолончели, альты, контрабасы) особенно точно передают напряжение и оголенный нерв художника, переживающего трагедию войны. Второе отделение было посвящено Шестой симфонии Петра Ильича Чайковского — монументальному сочинению, которым автор хотел завершить свою сочинительскую карьеру и сделать финальное высказывание уже в преклонном возрасте, на закате жизни. Здесь также слышны мотивы разочарования и личной драмы, попытка примириться с ходом вещей, дуалистичной человеческой природой, где душа — поле битвы добра и зла.
  • Премьера оперы по Карлу Орфу «Мистерия на конец времени» в постановке Анны Гусевой. Постановка De temporum fine comoedia по Карлу Орфу, которую играли в одном из огромных цехов завода им. Шпагина, стала кульминацией фестиваля. Сочинение композитора обрамили режиссерская работа Анны Гусевой, до этого работавшей с клипами в фешен-индустрии, и дирижерское мастерство Теодора Курентзиса. Зрители увидели колоссальную работу в фестивальном формате: сложная форма оперы в сочетании с ясным и четким нарративом, собранная с нуля сцена и зрительный зал в ангаре завода. На беглый подсчет около 100 человек на сцене: солисты, хор, статисты (к слову, непрофессиональные артисты), оркестр с участием полутора десятков ударных, более 20 работников за сценой. У Теодора Курентзиса и команды получилась опера, близкая к ритуальной традиции, а уходящие, но не затихающие голоса исполнителей в финальной сцене напомнили нам, что это не так давно и было. Вечное длящееся пространство мифа, который и есть единственная реальность.

Магия фестивалей в том, что никогда не знаешь, где встретишься с чудом. Таким удивлением стал концерт Шенберга и Шуберта в исполнении струнных солистов МА. Вечер в Пермской филармонии. Солисты musicAeterna играли Шенберга «Просветленная ночь» и Шуберта «Смерть и девушка». Нечеловеческая слаженность исполнителей, торжество структуры над хаосом, абсолютная отдача музыке и залу — я могу долго перечислять восторги. На поклоны выходили пять раз и милосердно повторили третью часть квартета Шуберта. Несмотря на трагичность сочинения, для меня эта вещь стала материализованной идеей победы над смертью. Фестиваль вел трансляцию (запись еще доступна).

Обложка видео

Солисты оркестра musicAeterna исполняют струнный секстет «Просветленная ночь» Арнольда Шенберга и струнный квартет № 14 «Смерть и девушка» Франца Шуберта

Основной упор в программе этого года был на перформансы. Их было неожиданно много — восемь на десять дней фестиваля: от таинственно-странных, похожих на первобытный ритуал, до телесно-ориентированных, напоминающих танец. Один из первых вечеров фестиваля был захвачен резидентами творческой лаборатории musicAeterna. Они представили три коротких перформанса, созданных при участии композиторов, постоянно сотрудничающих с коллективом, и артистов хора и оркестра. Цех № 5 завода им. Шпагина оборудовали под три сцены, на которых поочередно расцветали представления. Это не перформансы в классическом формате: зритель на них — не участник, а лишь скромный гость.

Bride Song — нежная танцевальная миниатюра от хореографа Нанин Линнинг. Музыкальным сопровождением выступил альбом Алексея Ретинского «Медея» из одноименного кинофильма Александра Зельдовича. Μοιραι FM — драйвовый перформанс в формате подкаста. Песни, танцы и ироничные вставки из интервью с маэстро Теодором. И Soulwhirl — танцевальный перформанс от Ольги Цветковой в эстетике буто.

Пластические размышления о рождении, смерти и бесконечном повторении этого круга под радикально новую музыку Вангелино Курентзиса. Самым масштабным перформансом фестиваля оказалось авторское высказывание Love will tear us apart, состоящее из двух частей, музыкальной и пластической. Первая проходила в частной филармонии и начиналась с одноименной песни Joy Division в исполнении Теодора Курентзиса.

Продолжение на заводе Шпагина оказалось хореографической зарисовкой на тему всяческих ипостасей межполовой любви — от семейно-бытовой до драматично-истеричной. И наконец, самый странный и наиболее похожий на традиционный перформанс — ни с чем не сравнимый TOUAMOTU AKU AKU HIWA OA OANU RARAKU TOTO MATUA TOUAMOTA. Это ритуальный перф от Алексея Таруца про разобщенность в современном мире и попытки выйти из череды шаблонных действий.

Визитная карточка Дягилевского фестиваля — ночные мистериальные концерты: это и поэтическо-музыкальные вечера в заводских цехах, и хоровые концерты-энигмы в предрассветное время на последнем этаже Художественной галереи. В этом году среди Пермских богов (деревянная скульптура, изображающая Иисуса и ангелов) московский ансамбль Rosarium исполнял сочинения барочных композиторов. После ночных концертов выходящим к прохладной Каме в тумане предлагали стаканчик горячего кофе и конфетку. Вот такое вот пермское фестивальное гостеприимство.

Как познакомиться с Дягилевским, если я все пропустил (-а)?

Во-первых, часть спектаклей все еще доступны онлайн на платформах фестиваля во «ВКонтакте» и на YouTube. Во-вторых, приезжайте на дополнительную программу фестиваля Дягилев+, которая проходит также в Перми в конце осени — начале зимы. Это сокращенный вариант фестиваля: 3–5 дней круглосуточных концертов и перформансов, только за окном не зной лета, а лютые морозы. Ну и, наконец, следите за новостями коллектива musicAeterna на официальном сайте: Дом радио, «Зарядье» и филармонии регулярно радуют свежими афишами с Курентзисом и Ко. И конечно же, приезжайте в следующем году на летний Дягилевский!

Поделиться
Авторы
Теги