Подстаканники, наличники, чак-чак: 15 самых необычных музеев
. Гид по лучшим местамЧисло необычных частных музеев в России переваливает за тысячу. В основном это учреждения, выросшие на увлечениях простых людей или на семейных коллекциях, а потому — собранные и собираемые с искренней любовью. За многими музеями стоят целые истории. Выбрать из этой тысячи самые-самые необычные непередаваемо сложно. Но мы попытались — и приглашаем вас на знакомство.
В 2000-х житель Великого Устюга Александр Коковин получил в наследство дом, где когда-то располагалась винная лавка. При уборке нашел два ящика пива «Бавария», которое выпускали в начале XX века. Бутылки вымыл (не зная, что их содержимое тоже представляет большую ценность) и решил коллекционировать, а через какое-то время понял: места дома уже не хватает, нужно делать музей.
Сейчас в коллекции представлено более 600 бутылок из-под алкоголя, выпущенного в разные годы еще в Российской империи. Самая старая из них датирована 1816 годом. Каждая тара имеет особую форму, например есть здесь бюст Пушкина и косолапый медведь. Кроме того, в музее представлены бутылки от парфюма, молока, аптечные пузырьки и другие предметы. В последнее время стали появляться и бутылки советского периода, например из-под знаменитого рижского бальзама. Кстати, старинная табличка винной лавки тоже сохранилась и выставляется в музее.
Кто не знает сказку «Левша» Николая Лескова? Так вот, это вовсе не сказка: в России существует настоящий мастер, создающий произведения искусства, которые можно рассмотреть только под микроскопом. Зовут его Владимир Анискин. Именно его творчество легло в основу музея «Русский левша»: в экспозиции около 70 микроминиатюр, большинство которых имеют размеры меньше миллиметра и выполнены буквально из пыли — как простой бытовой, так и драгоценной золотой и платиновой. Здесь и та самая подкованная блоха, и караван верблюдов в игольном ушке, и герои мультфильмов на срезах маковых зернышек, и коллекция микроминиатюрных орденов и медалей... Но и это еще не все: в музее выставляются русские и зарубежные мастера, работающие в удивительных техниках: например, можно увидеть картины, написанные нефтью, или скульптуры из грифеля карандаша.
Сегодня выпить чаю в стеклянном стакане с подстаканником можно разве что в поезде да, может быть, в специализированных чайных. Сто лет назад же чаепитие без подстаканника трудно и представить. Люди старшего поколения вспомнят, что в советское время чайная посуда была как бы в моде: заварочные чайники с гжельской росписью дарили на праздники, резные подстаканники привозили из командировок как сувенир, дорогие красивые сервизы выставляли на самое видное место в доме — за стеклянную дверцу серванта, чтобы выпить из них чаю по особому случаю. По этим предметам, как по изображениям на купюрах или монетах, можно изучать историю и духовные ценности прошлых поколений.
В музее подстаканников собрана коллекция чайных принадлежностей из разных эпох — начиная со времен царской России, продолжая советским периодом и заканчивая современностью. Многие экземпляры провели на чердаках и в подвалах десятки лет, прежде чем оказались в заботливых руках коллекционера — основателя музея Сергея Круглова. Всего его коллекция насчитывает около 2,5 тыс. предметов и включает разнообразные подстаканники, самовары, чайные ложки, ситечки, коробки для хранения чая и другие предметы, относящиеся к традициям чаепития. Раз в месяц Сергей Круглов проводит экскурсии-лекции лично.
Всем знакомо выражение «бить баклуши», да не все знают, что это за слово такое — «баклуши». Означает оно обрубок древесины, из которого делают разную утварь. То есть бить баклуши — равно делать эти чурки. Почему же тогда это означает лодырничать? Отвечает Владимир Даль: «Этим занимаются лесники, а выделкой посуды — токари и ложкари. Так как сами лесники из баклуш ничего не делают, поэтому «бить баклуши» значит шататься без дела».
А теперь к музею: по местной семибратовской легенде, давным-давно жили в безымянном селе семь братьев — крепких красавцев, которые промышляли разбоем. Потом неподалеку поселился мудрый старец Макарий, посмотрел на братьев и дал им совет: вместо того чтобы людей обижать, лучше бы баклуши били. Ну и стали они осваивать новое дело, да так преуспели, что назвали село Семибратово, и прославилось оно своим щепным промыслом.
В музее баклуши в Семибратово можно услышать эту и другие легенды в развернутом виде — и, конечно, побить баклуши в буквальном и переносном смысле: порубить и пошлифовать, попробовать себя в роли ложкаря, пройти мастер-классы по изготовлению тряпичных куколок, росписи свистулек и ложек и др. А еще — отведать сладкого в Библиотеке варенья. Библиотека находится как бы в связке с музеем баклуши: общая экскурсионная программа включает три зала баклуш, один зал Библиотеки варенья и дегустационный зал. А еще на территории музея живут настоящие медведи Тоша и Маша, которых можно покормить!
Музей наличника (Киржач, Владимирская область)
В российских деревнях и селах все еще можно встретить старые деревянные домики с резными наличниками на окнах. В Киржачском районе таких домиков много: Владимирская земля — родина уникальной аргуновской резьбы по дереву. Так резьба названа по уже несуществующему селу Аргуново, где в прежние времена жили искусные плотники и столяры. Их так и называли — аргуны. Своими корнями это явление уходит в XVIII век.
А в XXI веке образцы позабытого искусства решили разыскать и сохранить для будущих поколений. В поисках экспонатов инициативная группа колесила по селам и деревням всего района, и теперь несколько наличников, отданных жителями, и снимки наличников, которые еще украшают жилые дома, можно увидеть в экспозиции мини-музея, размещенного под открытым небом во дворе Киржачской типографии. В самом музее же работает мастерская аргунов: здесь можно узнать историю этого вида искусства и принять участие в мастер-классах по росписи.
Адрес: Владимирская область, г. Киржач, ул. Гагарина, д. 36 (двор между домами № 34 и № 36, территория ОАО «Киржачская типография»).
Чак-чак — традиционное десертное блюдо тюркских народов, которое представляет собой изделие из пресного теста с медом. Раньше его готовили только по большим праздникам, сегодня же это обязательный атрибут татарского гостеприимства и один из самых узнаваемых символов Республики Татарстан.
Идея создать музей чак-чака принадлежит жителям Казани — супругам Полосиным. Как-то они побывали в музее пастилы в подмосковной Коломне, удивились разнообразию вариантов и подумали: как так, у пастилы свой музей есть, а у чак-чака — нет? Непорядок!
Однако пусть простота идеи вас не обманывает. Музей чак-чака на самом деле — музей всего татарского народа. Расположенный в здании XIX века, которое когда-то принадлежало татарскому купцу Вафе Бигаеву, музей демонстрирует самобытную атмосферу татарского дома со всеми его атрибутами: мебелью, утварью, коврами, текстилем. Сотрудницы музея зовутся хозяйками и носят национальные костюмы.
Здесь рассказывают о быте народа, показывают, как делать самый вкусный на свете чак-чак, и даже проводят съемки для кулинарных шоу. А еще на первом этаже музея есть сувенирная лавка и чайная: сделали чак-чак — добро пожаловать на дегустацию с ароматным напитком.
Этот музей супруги Елена и Василий Смирновы, жители села Учма, открыли пять лет назад. В основу экспозиции легли предметы одежды и быта местных рыбаков, починенные заботливыми руками. Потом жители сами стали приносить свои залатанные вещи — лоскутные одеяла, ковры, половики, одежду… Все предметы в зале промаркированы, у большинства есть своя конкретная история и конкретный человек, который их чинил.
Все это, как и название музея, может выглядеть забавно, но только до тех пор, пока не узнаешь философский подтекст.
Дело в том, что в деревне к вещам отношение бережное, жители многое делают своими руками без помощи технических средств, и при этом вещи не просто починены, но починены мастерски и даже любовно. Каждая заплатка — целая история: вот здесь почему-то захотели сделать яркое пятно, чтобы всем было видно, а здесь — зашили аккуратно, незаметно, стыдливо…
И все это уже не только о латании вещи. Это о поиске возможностей там, где их, кажется, нет. Об отношении к разным вещам и ситуациям в жизни. О стремлении продлить жизнь тому, что для тебя важно, сохранить ценное. И об общечеловеческом желании во что бы то ни стало заполнить пустое пространство. Даже музей — своего рода заплата: в здании, где он располагается, раньше была школа. Школу закрыли, на карте образовалась «дыра». А потом ее «починили» Смирновы.
Пряник-козуля — один из самых древних видов сладостей. Правда, насколько древних, сказать сложно, но в Поморье считают так: хозяйки стали печь козули, после того как их мужья начали привозить из походов корицу и гвоздику, а эти специи, в свою очередь, использовались на Руси еще в XII–XIII веках. Выходит, козулям около восьми сотен лет.
Говорят, поначалу пряник имел обрядовое, едва ли не сакральное значение: его пекли на большие праздники, приносили в дар значимым людям, брали в качестве гостинца и даже использовали как оберег: укладывали на ворота, чтобы привлекать благополучие и приплод скота. Понятно, что вид у него был не простой, а фигурный, нарядный, лепной. Самым древним сюжетом для пряника считаются фигурки парнокопытных — оленей, коз и косуль (собственно, козуля — это та же косуля, дикая коза), сегодня же его пекут в виде других животных, птиц и даже в виде предметов или людей.
В музее на экскурсии подробно рассказывают об истории архангельского пряника и проводят мастер-классы по его росписи. В экспозиции представлена коллекция козуль с Терского берега Мурманской области, каргопольские тетёры (практически забытый вид выпечки), мезенские витые козули из ржаного теста. Особенно актуально будет посещение музея в зимнее время, под Новый год: можно собственноручно сделать красивейшие пряники в подарок близким людям.
Говорят, в музее забытой музыки живет русская душа.
Создатель музея Сергей Плотников никак не был связан с музыкой — до тех пор, пока супруга не подарила ему книгу Василия Бычкова «Музыкальные инструменты» с чертежами. Сергей загорелся идеей самостоятельно сделать волынку — и за полгода сделал, правда, не без помощи друга — профессионального музыканта Константина Харитонова. Потом пошли арфа, гусли, лира, гудок, дудочка, шарманка...
Народные фестивали, в которых умелец принимал участие, показали, что интерес со стороны слушателей недюжинный, и в конце концов через шесть лет после того судьбоносного подарка решилось: быть музею.
В коллекции собраны ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты, которые Сергей самостоятельно изготавливал по археологическим и этнографическим образцам. Некоторые экспонаты ему дарили жители Воронежа. Экскурсии по музею Сергей проводит сам: рассказывает, отвечает на вопросы, дает поиграть. А в праздничные дни Сергей организовывает временные программы, например в новогодние каникулы здесь можно посмотреть представление механического кукольного театра.
Музей ложки? Кому это нужно? Возможно, вы так подумали. Многие до вас думали так же: комментаторы в Сети признаются, что совершенно не ожидали от музея чудес. Однако — получили. «Очень необычный и захватывающий музей. Много экспонатов, про которые экскурсоводы рассказывают с энтузиазмом. Работники открыты для диалога» — такие и другие отзывы о музее можно увидеть на сайтах о путешествиях.
В музее действительно очень много ложек — около 20 тыс. В основном это уникальные предметы: коронационные ложки династии Виндзор, работы мастеров — поставщиков императорского двора Романовых, столовые приборы для Белого дома, ложки любви из Уэльса, апостольские ложки, географические ложки — в общем, ложки разного назначения и с разной историей.
Также музей проводит тематические экскурсии, делится секретами изготовления ложек и рассказывает о приметах, связанных с ложками. Так что без шансов: здесь вы взглянете на такой, казалось бы, обычный предмет обихода совершенно другими глазами.
Спичка — простейший бытовой инструмент, крохотный кусочек древесины, однако именно через этот инструмент, оказывается, можно рассказать о красоте, культуре и истории павшей сверхдержавы СССР, ее предшественнице, Российской империи, и преемнице — России.
Основатель музея филуменист Богдан Семено много лет собирал спичечные наборы, выпущенные в разные годы российской истории, прежде чем зарегистрировал музей. Сегодняшняя экспозиция насчитывает более 3 тыс. экспонатов, однако хранится в ней значительно больше — около 550 тыс. единиц. Самые старые экспонаты датированы концом XIX века.
Этот музей очень амбициозен: помимо постоянного экспонирования предметов, он проводит выставки совместно с крупными музеями Москвы, области и других регионов России, а еще — разрабатывает электронный каталог наборов спичек, выпущенных в СССР и на территориях постсоветского пространства. Кроме того, музей спички производит сувенирные наборы в лучших традициях Страны Советов — и не только обычные спички, но и каминные, охотничьи и так далее.
«Мы надеемся, что в наш век разнообразных зажигалок, переполнивших рынок, маленькой простой спичке, дарящей свет и тепло, не грозит забвение» — такую мысль несет музей спички через сайт-агрегатор «Частные и народные музеи России».
Музей клоунов создал Валерий Акишин — знаменитый деятель циркового искусства, лауреат премии Ленинского комсомола, обладатель награды «Серебряный клоун» — статуэтки, которую основатель музея называет самой ценной для себя лично: купить такую нельзя, можно только заработать. А тот, кто ее получает, навсегда вписывает свое имя в мировую историю цирка.
Собирать фигурки и куклы клоунов Акишин начал в 1972 году: что-то находил и покупал сам, что-то ему дарили. За 50 лет в коллекции скопилось более 5 тыс. экспонатов! Это совершенно разные клоуны: маленькие и большие (вплоть до человеческого роста), тканевые, чугунные, бронзовые, керамические, фарфоровые, из муранского стекла, дерева, резины, папье-маше — перечислять можно бесконечно. Самым старым экспонатам более ста лет.
Коллекцию можно увидеть при посещении представления в Тульском цирке, где она хранится с 2009 года. Так что если у вас нет страха перед клоунами (коулрофобии, говоря современным языком), то добро пожаловать в тульский музей клоунов.
Создатель музея, муромский программист Виктор Куприянов, начал коллекционировать технику еще в 1995 году. За прошедшие годы он сумел собрать более 2 тыс. экспонатов, показывающих историю мировой и отечественной компьютерной техники, начиная от самых первых ее шагов.
Здесь представлены приставки Dendy, компьютеры возрастом несколько десятков лет (и размером с полкомнаты), игры на первых IBM: Tetris, DukeNukem, Wolf3D, «Принц Персии», «Марио» и другие, тематические книги и журналы. Кроме того, в музее можно совершить виртуальную прогулку по Мурому в 3D-очках, посетить мастер-класс по сборке персонального компьютера, послушать старые пластинки на проигрывателе или посмотреть кино в ретрокинозале на 30 человек. В этом же кинозале проводят лекции для школьников по теме кибербезопасности. В планах музея — организация и других видов досуга для детей: выжигание по дереву, пайка радиодеталей, фотокружок.
Кстати, музей находится в постоянном поиске новых экспонатов и будет рад дарам в виде любых видов техники и предметов быта эпохи СССР.
Музей истории аптечного дела расположен в старейшем каменном здании Барнаула, возведенном в середине XVIII века. Его строили именно для того, чтобы открыть первую на Алтае аптеку, и за все время другие предприятия его не занимали. Впрочем, ни историческая ценность, ни статус памятника архитектуры федерального значения не уберегли здание от потрясений, и в новое тысячелетие оно вошло в плачевном состоянии.
В 2010 году здание взяла в аренду научно-фармацевтическая компания «Алтайский букет», и во время восстановительных работ в нем обнаружились подвалы, о существовании которых до того никто не знал, а в них — огромное количество уникальных предметов: этикетки с подписями, рабочие записи, чеки, рецепты, аптечные пузырьки, каменные ступы и другая утварь. Все эти артефакты в итоге вошли в экспозицию музея, который открылся в 2012 году.
Помимо истории аптечного дела, музей раскрывает историю Барнаула и первых алтайских медиков, внесших большой вклад в историю исследований сибирской флоры. После экскурсии можно посетить ресторацию сибирской кухни и отведать скоблянку по-демидовски, сибирские пироги, пельмени с мясом марала и хариуса, ягодные настойки и другие блюда.
А еще в «Горной аптеке», как и встарь, можно приобрести алтайскую продукцию для здоровья и красоты.
Что мы знаем о Снегурочке? Помогает Деду Морозу в Новый год. Носит голубой костюм, длинную косу и кокошник. Всё вроде бы. А вот и нет! Оказывается, у этой загадочной холодной девушки есть модные увлечения, наряды и даже бьюти-рутина.
В экспозиции Музея моды Снегурочки — большая коллекция кукол Снегурочек, выполненных в разных техниках и из разных материалов, от ватных до фарфоровых, коллекция костюмов в разных стилях — от образов от-кутюр до спортивных, валенки, парики, гребни, зеркала, броши, даже швейные машины и утюги.
Основная задача музея — рассказать о Снегурочке в интерактивной форме и показать сказочные наряды из ее гардероба, в котором собрано более 50 костюмов на любой размер и возраст. Кстати, происходит это в виде модного показа, во время которого Снегурочка вышагивает по настоящему модному подиуму. Это точно понравится маленьким зрителям и взрослым с верой в чудеса.