Про Pac-Man снимут фильм. Вспоминаем культовую игру из 1980-х
. Как пицца без одного куска и разноцветные привидения покорили мирИгровая студия Bandai Namco Entertainment и продюсерская компания Wayfarer Studios приступили к работе над предстоящей экранизацией культовой аркады Pac-Man. За идею отвечает продюсер «Соника в кино» Чак Уильямс. Кто будет режиссером и кого возьмут на главные роли — пока неизвестно. Анимация по игре выходила дважды, но вот игровое кино «Пакману» в новинку.
Еще один повод вспомнить культовую аркадную игру — анонс ремейка платформера Pac-Man World 1999 года, который выйдет 26 августа.
Японская компания Namco стояла у истоков игровой индустрии и начинала еще с аркадных автоматов. В наших краях не было большого количества залов с игровыми аппаратами, но имелись многочисленные варианты восьмибитной NES, к комплекту с которой часто прилагался картридж с играми, где встречались хиты от Namco вроде Galaxian или ставшей культовой для многих детей постсоветского пространства Battle City (те самые «Танчики»).
Однако самым успешным и узнаваемым проектом компании в масштабах всего мира можно назвать вышедшую в марте 1980 года игру Pac-Man. Смешной колобок, поедающий горошины, стал настоящим символом и маскотом Namco на долгие годы. Многочисленные переиздания и новые игры на базе оригинала выходят до сих пор, а не так давно появилась новость про экранизацию, которая адаптирует аркадную классику для больших экранов. Несмотря на свой почтенный возраст, Pac-Man до сих пор остается на слуху, хотя, возможно, многие даже не знают, откуда он взялся.
История появления Pac-Man
В конце 70-х годов прошлого века индустрия аркадных развлечений была представлена в основном играми в жанре Shoot 'em up («Перестреляй их всех»), которые стали массово выпускаться из-за успеха Space Invaders от компании Taito и привлекли в основном мужскую аудиторию. Один из специалистов Namco Тору Иватани захотел сделать такую игру, которая будет нравиться всем независимо от пола и возраста. Главной сложностью был выбор тематики. На фоне многочисленных боевиков нужно было что-то, что будет интересно девушкам и не оттолкнет парней. Такой темой оказалась еда. По первоначальному замыслу, главный герой должен был находиться в открытом пространстве и собирать еду, но, чтобы сделать игру интереснее, решено было поместить всех персонажей в лабиринт с призраками.
Сама форма главного героя и имя тоже не случайны. Однажды очень голодный Тору заказал себе целую пиццу и, взяв один кусочек, обратил внимание на то, что вырез на округлой форме напоминает рот. Учитывая, что главный герой будущего хита должен был все время есть, такая форма идеально бы легла в основу его внешнего вида. Что касается имени, то по-японски оно звучит как «Паккуман», а самая первая версия игры выходила под названием Puck-Man, что обыгрывало некое японское звукоподражание «паку-паку», обозначающее «открывать и закрывать рот во время еды».
В Японии — не хит, а в США все наоборот
В марте 1980 года в одном из развлекательных центров Сибуи (специальный район города Токио) был размещен первый автомат Puck-Man. Авторы хотели проверить игру на публике и получить обратную реакцию. Проходящие мимо аркадного аппарата люди охотно останавливались поиграть, но ажиотажа не случилось. Казалось, что мужской аудитории чего-то не хватает. Тогда Тору Иватани сказал: «Игрой интересуются, но она не будет хитом». Разработчики собирали отзывы и продолжали вести наблюдения, на основе которых потом вносили правки в игру, чтобы сделать ее интереснее.
Практически параллельно с этим процессом американская компания Midway искала новые проекты для реализации на американском рынке. Их взор пал на Puck-Man и Galaxian. Последняя была большим хитом в Стране восходящего солнца, а «Паккумана», видимо, взяли просто за компанию или, возможно, кто-то сумел разглядеть в ней потенциал, но история об этом умалчивает.
В Midway начали адаптацию будущего хита. Именно специалисты из американской компании впервые пририсовали главному герою ножки, изобразив его в таком виде на корпусе аппарата, а также сделали сам аркадный автомат более ярким.
Название Puck-Man сменили на Pac-Man, поскольку в первоначальном варианте первую букву легко было заменить на F и таким нехитрым образом превратить его в нецензурное ругательство. Сейчас это кажется забавным, но такой простой и очевидный подход к продвижению продукта в США сделал игру хитом.
Американская молодежь оказалась пресыщена суровыми боевиками — появление забавной и доброй игры было воспринято с большим энтузиазмом.
В чем геймплейный смысл Pac-Man и почему в нее играют до сих пор
Суть «Пакмана» очень простая: желтый колобок бегает по лабиринту, собирает круглые зернышки и старается избежать столкновения с разноцветными привидениями. Основная задача — управляя желтым кругляшом, съесть все горошины. Но все не так просто, как может показаться в самом начале. Привидения гоняются за героем, чтобы окружить и съесть его. На помощь колобку приходят специальные большие зерна, съев которые противники на время становятся уязвимыми, и Пакман может их проглотить. За такую операцию игроку начисляют бонусные очки. Через какое-то время призраки возвращаются и продолжают преследовать героя. Игровой процесс настолько увлекателен, что даже сейчас способен удерживать игроков часами, особенно если они не были знакомы с серией.
Важной составляющей этого успеха стал дружелюбный дизайн. Желтый колобок, разноцветные призраки и синие границы лабиринта очень сильно выделялись на контрасте мрачных космических боевиков с агрессивным дизайном. Такой подход позволил привлечь женскую аудиторию к видеоиграм и увеличил охват потенциальных игроков, что в конечном итоге принесло компаниям Namco и Midway серьезную прибыль, а миру — настоящий хит на все времена.
Как простые алгоритмы, лежащие в основе призраков, не дают игре состариться
Многие моменты, которые мы рассматривали в этой статье, можно охарактеризовать афоризмом «все гениальное — просто». Но редко какая игра из 1980-х может похвастаться тем, что ее принципы используются в разработке современных проектов, включая многомиллионные блокбастеры вроде Uncharted.
Речь идет об алгоритме поведения привидений. Каждое из них ведет свою задачу в общем процессе поимки желтого колобка.
- Красное всегда ищет кратчайший путь к Пакману, и его маршрут строится к самой близкой точке рядом с героем. Оно способно несколько раз за уровень увеличить скорость и будет преследовать героя по пятам.
- Розовое можно назвать перехватчиком, так как его маршрут рассчитывается на несколько точек перед Пакманом, и часто этот враг будет пытаться преграждать дорогу, заставляя игрока менять направление движения.
- Оранжевое кажется самым хитрым и даже странным. Если желтый колобок далеко, то оно его просто преследует, но как только достигнет некоего радиуса вокруг своей цели, то начинает менять свой маршрут до ближайшего угла лабиринта, что вносит элемент неожиданности, если игрок захочет скрыться там же.
- Синего призрака можно назвать самым опасным, ведь его алгоритм хитрее, чем у остальных. Его путь пролегает сквозь Пакмана до точки неподалеку от главного героя, из-за чего поведение синего кажется самым непредсказуемым.
Из-за такого хитрого подхода игроку кажется, что привидения гораздо умнее, чем они есть на самом деле. Обычно складывается ощущение, что враги ведут слаженную командную работу и активно пытаются окружить Пакмана, отрезав ему все пути для отступления.
Важность этой системы сложно переоценить, ее влияние на индустрию ощущается до сих пор. Она давно вошла во многие учебные материалы, связанные с геймдизайном и проектированием поведения противников в играх, а ее модифицированные варианты до сих пор встречаются в современных играх.
Влияние на поп-культуру
Такой хит, как Pac-Man, не мог остаться в рамках своей индустрии, поэтому отсылки к нему всплывают повсеместно: от фильмов и музыки до различных театрализованных постановок и прочих явлений.
В 2005-м игра засветилась на страницах Книги рекордов Гиннесса, а в 2010 году появилась в тематической заставке (дудле) на главной странице Google. Важность «Пакмана» для Японии была продемонстрирована в прошлом году на открытии Олимпиады в Токио, где среди разных игровых отсылок появился и желтый колобок в компании с привидениями. Даже в бизнес-стратегиях можно встретить термин «защита Пакмана», который означает своеобразную модель поведения, которая направлена против враждебного поглощения и суть которой сводится к ответному поглощению.
Вот несколько примеров с отсылками к «Пакману» в различных медиа, которые вспоминаются в первую очередь:
- Многие исполнители использовали музыкальную тему Pac-Man как семпл и всячески обыгрывали любимую игру в названиях альбомов и композиций, но один из самых запоминающихся (для автора этого текста) вариантов был в песне «Mope» Bloodhound Gang, где использовалась мелодия из игры вместе с ударными. Если хотите более современный пример, то в 2020 году группа Gorillaz и рэпер ScHoolboy Q записали композицию в честь сорокалетия Pac-Man.
- В кино упоминание желтого колобка — также частое явление. За предыдущие несколько лет Пакман успел появиться как полноценное действующее лицо на экране несколько раз. В фильме «Пиксели», будучи злодеем, он откусывает руку своему создателю Тору Иватани. К слову, сам Тору Иватани в фильме появляется в роли безымянного техника. Еще Пакман неожиданно возникает в финальной битве популярной комедийной космооперы «Стражи Галактики. Часть 2».
Спустя 42 года после рождения Pac-Man остается актуальной медиафраншизой и культовой игрой для тех, кто вырос в 1980–1990-е. Съемки игрового фильма про желтого колобка — логичный шаг, учитывая повальную моду на ностальгию по 1980-м (отдельный привет братьям Даффер и их «Очень странным делам»).
Единственное, что смущает, так это печальная участь подобных фильмов: они практически всегда проваливаются в прокате. Возможно, участвующий в экранизации продюсер Чак Уильямс сможет сориентировать авторов на создание хорошего семейного фильма.