8 классных фишек macOS, о которых многие не знают
. Псевдонимы, разделение экрана, цифровая подпись, фокусировка и другоеMacOS — это операционная система, на которой по умолчанию работают все макбуки. Актуальная версия — macOS Monterey, выпущенная в 2021 году. Система значительно отличается от Windows как на техническом уровне, так и интерфейсом и возможностями. Например, она умеет без особых настроек синхронизироваться с другими устройствами от Apple — можно печатать на iPad, а затем открыть Mac и продолжить текст с того же места.
Мы собрали несложные трюки с меню, горячие клавиши и настройки, которые сделают работу с macOS еще удобнее.
1. Создать ярлык
В Windows для любого файла можно создать ярлык — файл будет храниться в одном месте, в то время как на рабочем столе появится иконка с быстрым доступом к нему. У функции есть проблема: если перенести файл в другую папку, ярлык становится бесполезен, он будет пытаться открыть файл по старому адресу.
В macOS проблему решили — ярлыки там называются «Псевдонимы», и они открывают нужный файл, куда бы он ни был перемещен. Чтобы сделать ярлык, нужно щелкнуть по файлу правой кнопкой и в контекстном меню выбрать «Создать псевдоним».
Можно создать несколько псевдонимов для одного файла
2. Папки как вкладки
В macOS можно не открывать кучу папок, а сделать одно активное окно с вкладками: получается, будто это браузер, а каждая папка — это окно сайта. Это удобнее, чем десятки окон, которые перекрывают друг друга.
Создать новую вкладку в Finder можно комбинацией клавиш Cmd + T. Если уже открыто много папок, можно нажать «Окно» -> «Объединить все окна», и Finder превратится в браузер с вкладками. Чтобы не открывать новую папку, а добавить ее в общее окно с вкладками, нужно дважды нажать на папку с зажатой клавишей Cmd.
Искать информацию на вкладках можно с помощью миниатюр: нажимаем Cmd + Shift + \ — и видим обзор всех открытых папок.
Работать с вкладками получается быстрее, чем с кучей папок
3. Быстрые скриншоты
В macOS по умолчанию встроена отличная программа для создания скриншотов, ничего дополнительного устанавливать не нужно. Главное — знать сочетания горячих клавиш:
Command + Shift + 3 — скриншот всего экрана;
Command + Shift + 4 — можно выделить область и получить ее скриншот;
Command + Shift + 4, затем «Пробел» и клик по окну с программой — скриншот этого окна.
Все скриншоты по умолчанию сохраняются отдельным файлом на рабочем столе. Затем их можно открыть во внутреннем графическом редакторе или в PhotoShop. Это намного быстрее и проще, чем скачивать стороннее приложение и разбираться в его настройках.
4. Сделать и сохранить заметку
В Windows, чтобы сохранить текст с сайта в отдельный файл, нужно было выделить его, затем скопировать через горячую клавишу или контекстное меню, а затем создать файл и вставить в него текст. Это долго.
В macOS есть функция «умного» копирования — можно выделить нужную информацию в браузере, а затем нажать на мышь или трекпад и просто перетащить его в папку или на рабочий стол. Система сама создаст файл с выделенным текстом.
5. Цифровая подпись
Если вам нужно часто подписывать документы, macOS сэкономит много времени и бумаги. Обычно процесс выглядит так: берем нужный документ, печатаем его, подписываем, сканируем, отправляем.
В macOS все проще:
- Готовим документ, сохраняем его в формате PDF. Это можно сделать сочетанием клавиш CMD + P, затем выбрать «Сохранить в PDF».
- Открываем файл в приложении «Просмотр», нажимаем на кнопку «Подпись». Затем кликаем на «Создать подпись».
- Можно нарисовать подпись на трекпаде или расписаться на обычной бумаге и затем отсканировать ее с помощью камеры макбука. Еще можно расписаться на iPhone или iPad.
- Теперь можно выбрать созданную подпись, она появится в PDF-файле. Затем двигаем ее на нужное место, уменьшаем или увеличиваем.
- Готово. Можно сохранить в PDF подписанный документ.
Конечно, такая цифровая подпись не заменит квалифицированную электронную подпись, но существенно сэкономит время, если нужно часто обмениваться заверенными документами, например, внутри организации.
6. «Умные» папки
В macOS есть функция сбора и сортировки файлов по разным признакам. Например, мы долго сохраняли документы по разным папкам, и теперь нужно как-то собрать их в одном месте. Можно использовать поиск по имени и вручную переносить их в папку. Или создать «умную» папку, которая сама соберет все файлы, в названии которых есть нужное сочетание букв или слов.
Собирать можно не только файлы по названию, но и по другим признакам — например, все фотографии или всю музыку определенного жанра.
Создать «умную» папку можно так:
- нажать в Finder «Файл»;
- выбрать «Новая смарт-папка».
В открывшемся окне задать критерии поиска — они будут выполняться каждый раз, когда мы откроем созданную папку.
Аналогичные смарт-папки есть и в почтовом клиенте системы, можно сделать папки, например, с рабочими письмами или отдельную папку для образовательных рассылок.
7. Разделение экрана
В macOS можно быстро разделить экран между двумя активными приложениями — например, если работаете одновременно в браузере и текстовом документе и приходится постоянно переключаться между ними.
Можно открыть оба окна, а затем выбрать одно и зажать зеленую кнопку в его названии. Система откроет режим распределения экрана, в появившемся меню можно выбрать «Поместить окно слева» или «Поместить окно справа».
8. Фокусировка
Функция пригодится, если нужно сконцентрироваться на задаче и не отвлекаться. MacOS заглушит все уведомления или разрешит только избранные, например, от коллег.
Настроить функцию можно так: зайти в меню Apple > «Системные настройки», затем нажать «Уведомления и фокусирование». После можно нажать на кнопку «Добавить», ввести название и выбрать цвет, перейти в список «Разрешены уведомления от». Затем можно выбрать тонкие настройки, например, нажать «Приложения» и решить, какие программы смогут пробиться через режим фокусировки.
Или можно ничего не настраивать и использовать один из готовых режимов — например, для работы или игры.
Включить фокусировку можно через центр управления: иконка с переключателями рядом с датой и временем, там же, где включаем Wi-Fi и Bluetooth. По умолчанию фокусировка активна 1 час, но можно выбрать другие параметры, например, до конца дня.
Или настроить автовключение: в том же меню настроек выбрать включение по таймеру или в зависимости от геоположения.