Как заполнять раздел «Ключевые навыки» в резюме. Правила и примеры
. Советуют HR-менеджерыПри составлении резюме важно правильно указать информацию в разных разделах. Формы и шаблоны часто предлагают соискателям рассказать о достижениях, опыте работы и личностных качествах. РБК Life разобрался, что такое «ключевые навыки» и какие из них лучше указать, чтобы получить работу.
Что такое ключевые навыки в резюме
Ключевые навыки — это раздел в резюме, где соискатель указывает умения, знания, владение программами, которые позиционируют его, как профессионала. Именно по ключевым навыкам работодатель понимает, подходит ли кандидат на конкретную должность. [1]
В резюме соискателю необходимо описать себя таким образом, чтобы работодатель понял, каким технологическим набором инструментов он обладает, какие знания, навыки и умения у него есть. Описание должно максимально раскрыть кандидата как профессионала.
Ключевые навыки — это важный раздел резюме, выжимка умений и способностей, полученных знаний и опыта, которые помогают выполнять работу эффективнее и быстрее добиваться результата на конкретной должности. Они обобщают весь полученный опыт и помогают понять, подходит ли кандидат под требования вакансии.
Какие навыки указать в резюме
Навыки для резюме можно разделить на технические (hard skills) и универсальные (soft skills).
Технические навыки (Hard skills)
Технические, или «жесткие», навыки — это знания, умения и способности, которые легко измерить. Hard skills — своеобразный фундамент, на котором строится ваш профессионализм.
К техническим навыкам относятся: знание программ, языков программирования, владение иностранным языком, умение делать что-то руками, например чинить линию электропередачи.
Можно выделить технические навыки для разных профессий:
- бухгалтер — владение 1С, M.E.DOC, знание налогового кодекса, бухгалтерского учета;
- ИT-специалист — знание языка программирования Java, C++, Go, понимание SQL;
- переводчик — знание английского языка на уровне C1, сертификат TOEFL, перевод документов, синхронный перевод;
- дизайнер — владение Photoshop, Illustrator, монтаж в DaVinci Resolve и Vegas Pro.
- SMM-менеджер — работа в Canva, SMM Planner, Chotam, создание динамических обложек для групп, умение настраивать таргетированную рекламу во «ВКонтакте»;
- инженер — наладка, пуск и техническое обслуживание машин и механизмов, расчет сметной документации в «ПИР», создание 2D- и 3D-чертежей в AutoCAD.
Универсальные навыки (Soft skills)
Универсальные, или «мягкие», навыки — это личные качества соискателя, сочетание социальных и коммуникативных особенностей человека, черт характера и карьерных качеств. Soft skills позволяют сотрудникам работать в команде и достигать целей.
Чаще всего такие навыки не связаны с определенной профессией. Например, способность к обучаемости и умение слушать одинаково важны и для врача, и для копирайтера.
Примеры мягких навыков:
- эмоциональный интеллект (способность распознавать свои чувства и чувства других людей);
- критическое мышление (способность проверять и анализировать информацию, выявлять фейки);
- решение проблем (работа в кризисных ситуациях, нахождение нестандартных путей для достижения цели);
- лидерство (умение делегировать, управлять подчиненными, заинтересованность в достижении целей компании).
Спрос на мягкие навыки растет с 1980 года. Исследование социальной сети для поиска работы LinkedIn (сервис заблокирован в России) показало, что 57% работодателей ценят soft skills навыки больше, чем hard skills. [3]
Согласно исследованию Национальной ассоциации колледжей и работодателей США, работодатели чаще всего в резюме обращают внимание именно на «гибкие» навыки. Более 80% компаний интересуют кандидаты, которые умеют решать проблемы, работать в команде, владеют письменной коммуникацией. Для 72% важно лидерство. Около 68% смотрят на рабочую этику, внимание к деталям и умение разговаривать. На технические навыки обращает внимание 59% работодателей. [4]
При заполнении резюме важно задавать себе вопросы: «насколько это характеризует меня как профессионала» и «насколько этот навык объективен». Под объективностью подразумевается возможность проверить навык и доказать, что вы действительно обладаете им.
Какие навыки не указывать в резюме
По словам Марины Дороховой, не стоит указывать общие, широко распространенные характеристики, которые сложно проверить, — коммуникабельность, умение работать в команде, стрессоустойчивость и ориентированность на результат.
Работодатель смотрит ключевые навыки по важным тегам, которые попадаются в тексте резюме. Например, если в вакансии указано знание MS Excel, значит и в навыках у кандидата должен быть этот навык.
Навыки из разряда «исполнительность» и «коммуникабельность» проверить на этапе резюме невозможно, поэтому они будут субъективно подтверждены и оценены на более поздних этапах — уже в процессе работы (например, на испытательном сроке).
«Стрессоустойчивость» и «коммуникабельность» не отличают одного кандидата от другого. Такими навыками может обладать каждый, поскольку это субъективное ощущение, зависящее от самовосприятия человека.
Лучше вместо «коммуникабельность» указывать «стремлюсь выстраивать рабочие отношения на основе доверия и взаимного уважения». Либо формулировку подкреплять интересными фактами. Например: стрессоустойчивый — за две недели закрыл сделку со сложным клиентом, который довел до слез трех моих предшественников.
Как правильно написать навыки в резюме
- Внимательно прочитайте, какие навыки требуются в вакансии. Выпишите их и выделите те, которыми владеете.
- Разделите навыки на технические и универсальные.
- Смело добавляйте в резюме технические навыки из вакансии, которые есть у вас (например, владение Python, 1С, Microsoft Word). Желательно добавить уровень владения программами.
- Если в вакансии присутствуют «мягкие» навыки, например коммуникация, стрессоустойчивость, их тоже можно добавить, но обязательно с небольшим примером (управление командой из 14 человек, организация корпоративных обучающих курсов).
- Расположите навыки по приоритету для конкретной вакансии, удалите лишние.
Выделите любимые занятия, достижения, вспомните, за что вас хвалили и поощряли. Отметьте основные события — так появится понимание ключевых умений. Попросите друзей, коллег оценить и рассказать, какие навыки у вас довольно развиты. Можно проанализировать прошлый опыт работы, ответить на вопрос: «Что я умею».
Объективно описать себя как профессионала помогут карты компетенций (их можно найти в интернете). Они описывают набор и сочетание профессиональных и социальных навыков для разных позиций.
Примеры оформления ключевых навыков в резюме
Информацию из раздела «ключевые навыки» лучше доказать сертификатами, дипломами, примерами. Это можно сделать в разделе «достижения», «образование» — зависит от формы резюме.
Для каждой вакансии есть свой «набор» ключевых навыков, на которые HR обращает внимание при подборе сотрудников. Ключевые навыки можно разделить по группам:
- коммуникативные (умения вести переговоры, владение грамотной речью);
- организационные (важны для кандидата на руководящую должность, например, успешное ведение проектов, умение планировать);
- лидерские;
- прикладные (знание ПК, делопроизводство).
Важно, чтобы информация легко читалась и соответствовала будущим обязанностям. Лучше меньше, но качественнее. Указывайте конкретные факты цифрами. Пример: трехлетний опыт в технике продаж, обеспечил рост прибыли компании на 27%.
Не копируйте приведенные ниже списки в свое резюме, так как ключевые навыки должны составляться индивидуально — под конкретную вакансию и ваши умения. Это примеры, чтобы сориентироваться в формате.
Учитель английского языка
- Английский язык на уровне C1, сертификат теста IELTS.
- Владение Microsoft Office (продвинутый уровень).
- Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку.
- Умение работать с электронным журналом, интерактивной доской и проектором.
- Создание обучающих презентаций в Microsoft PowerPoint и Photoshop.
- Запись и монтаж обучающих уроков в Movavi.
- Умение решать конфликтные ситуации в классе.
- Коммуникация с родителями учащихся (чат в WhatsApp, опыт проведения родительских собраний).
Руководитель отдела продаж
- Умение работать в CRM-системе «Мегаплан».
- Знание Excel (продвинутый уровень).
- Опыт работы в системах бизнес-аналитики Tableau, QlikView.
- Постановка задач и коммуникация в «Битрикс24» и Slack.
- Навык управления персоналом до 14 человек.
- Умение мотивировать и создавать отделы продаж.
- Умение придерживаться выставленным KPI и выполнять планы продаж.
Бэкенд-разработчик
- Знание C# (senior).
- Опыт работы в MySQL.
- Умение писать запросы Linq.
- Английский язык на уровне В2.
- Опыт работы в Microsoft Visual Studio.
- Следование дедлайнам (работа в Trello и Slack).
- Быстрая обучаемость.
- Критическое мышление.