«Истории способны творить чудеса». Как кино помогает бороться со стрессом
. Психотерапевт Ирина Гросс — о борьбе с тревожностью при помощи искусстваЛюди смотрят кино по разным причинам: чтобы получить информацию, окунуться в коллективные воспоминания, удовлетворить эстетические потребности, но самое главное — чтобы отвлечься от реальности. Одни отдыхают за просмотром триллеров, другие переключаются на позитивные мысли в трудное время с легкими комедиями.
РБК Life и онлайн-кинотеатр PREMIER обсудили влияние кино на психику с Ириной Гросс — психотерапевтом и режиссером, специалистом психологической платформы Alter и директором НКО «ТерапияКино».
— Как кино/сериалы помогают отвлечься в стрессовой ситуации?
— Создатели фильмов — иллюзионисты, маги, великие манипуляторы нашим сознанием. В их арсенале множество «инструментов». Правильно рассказанные истории способны творить чудеса. И психотерапевты, и режиссеры часто пользуются «силой истории», работая с метафорой, притчей, образами, сказками, личными откровениями.
Авторы фильмов не просто устно передают историю — они создают кинематографическую действительность, используя свет, звук, пространство, движение камеры, различные объективы, цвет, мизансцены, работу с актерами. Формируют атмосферу, в которой история воздействует на сознание и подсознание зрителя. Из обычной реальности человек погружается в реальность психическую, и в этом ином «измерении» происходят процессы, которые могут помочь исцелить стрессовый опыт.
— Какой психологический механизм задействован в процессе, когда человек «переключается» от реальности за просмотром кино?
— Перед хорошо снятым фильмом любая, даже самая защищенная, психика бессильна. Внимание фокусируется на экране, отключается от повседневных забот и переживаний, погружается в другой мир. Проекция, идентификация, слияние — три механизма работы психики, с помощью которых бессознательное подключается к фильму.
Казалось бы, человек всего лишь смотрит фильм — не рассказывает свою личную историю, но постепенно он начинает узнавать в герое себя (идентифицирует), видит ситуации из собственной жизни (проецирует на них свои внутренние переживания) и таким образом подключается к истории (сливается с героем, проживает его опыт вместе с ним).
Психотерапевты практикуют «кинотерапию» — просмотр фильмов с последующим обсуждением. И каждый раз не перестает удивлять способность психики видеть «свой фильм». Спросим у зрителей после просмотра: «О чем этот фильм для вас?» В ответ каждый начнет рассказывать свою историю.
— Действительно ли просмотр положительного контента (комедии, мелодрамы, доброе кино) улучшает психологическое состояние?
— Известно, что просмотр тех или иных фильмов влияет на гормональный баланс человека. Комедии повышают уровень гормона эндорфина, ужасы действуют на сознание подобно экстремальным видам спорта, повышая уровень кортизола. Когда вы смотрите романтическую историю, вам сразу хочется оказаться в объятиях любимых — это разыгрался окситоцин. Так что, безусловно, просмотр жизнеутверждающих фильмов позитивно воздействует на эмоциональное состояние зрителя и «заражает» нас надеждой, верой и любовью.
— Можно ли использовать правильно подобранное кино как терапию?
— Сначала нужно ответить на вопрос, что такое правильно подобранный фильм. Это история, которая попадает в актуальное переживание зрителя. Например, человек переживает конфликт с мамой. Тогда будет полезно посмотреть «Осеннюю сонату» режиссера Ингмара Бергмана. О конфликте с отцом повествует, например, российский фильм «Батя».
Люди, в основной своей массе, проживают универсальные сюжеты, проходят через схожие конфликты, хотя часто нам кажется, что наши переживания уникальны. Подключаясь к фильму, зритель чувствует себя понятым, принятым и не таким одиноким: «У героя тоже это болит, как и у меня».
— Какое кино лучше смотреть в условиях стресса?
— Здесь важно ориентироваться на свои потребности. Если человек чувствует, что ему нужна поддержка, он хочет знать истории, в которых люди справились со стрессом и смогли преодолеть препятствие, то будет полезно смотреть жизнеутверждающие картины: «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи, «Жизнь как чудо» Эмира Кустурицы, «Простая история» Дэвида Линча. Среди сериалов я бы обратила внимание на острую, но жизнеутверждающую комедию «Неличная жизнь» и проект «Нина», вышедшие на платформе Premier.
Бывает, что нужно, наоборот, посмотреть, как человек не справился, заглянуть страху в глаза, принять то, что и такой исход возможен. Что будет, если все пойдет по страшному сценарию? Об этом фильмы Агнешки Холланд «Горькая жатва», «Европа, Европа», сериал Premier «Звоните ДиКаприо».
Терапия юмором тоже хорошо работает: когда ничего не можешь сделать с ситуацией, посмейся над ней. Я считаю, чувство юмора — черта мудрых людей. Юмор находится где-то на грани между отчаянием и верой в себя, между падением духа и его подъемом. Юмор обладает сильным психотерапевтическим действием, помогает легче пережить сложные перемены, сохранить творческий настрой в стрессовой ситуации, позволяет эффективнее работать. Если есть потребность в радостном, веселом и светлом, на помощь придут, например, фильмы Аллы Суриковой «Ищите женщину», «Хочу в тюрьму», «Человек с бульвара Капуцинов», «Будьте моим мужем». Из сериалов я бы посоветовала «Здравствуйте, я ваша смерть!», опять же, доступный в онлайн-кинотеатре Premier.
— Может ли триллер или боевик помочь прожить травматический опыт, адаптироваться к реальности?
— Иногда психика требует снова и снова проживать травматический опыт. Например, человек, над которым было совершено насилие, нуждается в «переработке» этой ситуации, и у него будет потребность смотреть кино с такими сюжетами (скажем, сериал «Идентификация» Владлены Санду). Через прокручивание болезненного сюжета фильмы могут помочь «переварить» травму и отпустить этот опыт.
Люди с посттравматическим синдромом, которые оказались в тяжелых жизненных обстоятельствах или принимали участие в боевых действиях, могут неосознанно выбирать триллеры и боевики.
Здесь хорошим примером служит биография Романа Полански и его фильмы «Жилец», «Неистовый», «Пианист». Атмосфера Полански — это выдох подозрительностью и паранойей. Его детство прошло под символом насилия, которое ему пришлось наблюдать, к которому пришлось адаптироваться. Вся его семья оказалась в ловушке Краковского гетто, и первые годы жизни он провел в приемных семьях, под разными именами. Он испытал на себе все ужасы войны. А затем, во взрослом возрасте, Полански лишился беременной жены и друзей, зверски убитых в его собственном доме. Каждый его фильм — это отсылка к личным переживаниям. Вынести столько, сколько вынес режиссер, по силам не каждому. Любой другой сдался бы при первом столкновении с такой жестокой реальностью, но не он. Все свое отчаяние режиссер передал героям своих работ, и в этом была его личная терапия. Зрителю он передает терапевтическое послание: «Я справился, и ты тоже сможешь».
— Помогает ли кино (мультфильмы) детям в стрессовой ситуации?
— Детям в стрессовой ситуации помогают в первую очередь спокойные и адекватные родители. Видеоконтент может помочь малышам немного отвлечься от тревожной обстановки, но отмечу, если ребенок впечатлительный и в настоящее время переживает стресс, лучше не оставлять его наедине с фильмом или мультиком, потому что маленькие дети еще не умеют контейнировать свои эмоции, и, если у малыша возникнет какая-то сильная реакция, ему будет сложно понять, что это такое, и самостоятельно с нею справиться. И если смотреть мультики, то будет полезно обсуждать их после.
— Какие фильмы/мультфильмы посоветуете для просмотра с детьми в стрессовых ситуациях?
— Очень рекомендую мультфильмы Хаяо Миядзаки — обязательно познакомьте детей с этим художником. Помимо того, что его работы — это просто красиво (по звуку, визуально и по смыслу), мультики раскрывают основные жизненные сюжеты и прививают базовые ценности. Главный посыл: не бойся, когда-нибудь все точно станет на свои места и где-то тебя обязательно ждет что-то хорошее.
В историях Миядзаки нет зла, нет негативных персонажей, насилия, но это не значит, что история «сладкая» и без конфликта. Конфликтов полно — есть что обсудить и в чем разобраться. Важно смотреть такие мультфильмы вместе, чтобы совместно пережить этот опыт и укрепить эмоциональную связь с ребенком.
Если вы будете внимательно следить за переживаниями ребенка во время просмотра, вы легко поймете, что у него на душе, о чем он переживает и по какому поводу волнуется, в какие моменты он больше всего смеется, а в какие глаза становятся мокрыми. Эти моменты и есть суть переживаний.