«Продолжайте жаловаться». Что происходит с Twitter после прихода Маска

. Плата за «синюю галочку», уход звезд и рекламодателей и «много глупостей»
Обновлено 11 ноября 2022, 10:06
imago-images.de / Global Look Press
Фото: imago-images.de / Global Look Press

С момента покупки Илоном Маском компании Twitter прошло всего две недели, но это событие уже успели назвать крахом для соцсети, как и предрекала The Guardian в конце октября. Проблемой это стало и для самого предпринимателя. По информации Forbes, состояние Маска уменьшилось на $74 млрд с момента предложения купить Twitter в апреле.

РБК Life разбирается в хронологии конфликта и рассказывает, чем так недовольна общественность.

С чего все началось

В апреле 2022 года стало известно, что основатель Tesla и Space X покупает Twitter (соцсеть заблокирована в России) за $44 млрд. Однако позднее сделка сорвалась, поскольку Илон Маск потребовал у генерального директора платформы отчет о том, что количество фейковых аккаунтов в социальной сети не превышает 5%. Отчет предоставлен не был, поэтому в июле предприниматель уведомил Twitter об отказе от покупки. Компания, в свою очередь, подала в суд на предпринимателя, посчитав, что решение не завершать сделку противоречит условиям договора. Однако адвокаты Маска все же нашли способ расторгнуть соглашение, сославшись на заявления экс-руководителя службы безопасности Twitter, который не раз предупреждал руководство о недостаточной сохранности личных данных пользователей.

Впрочем, позднее акционеры Twitter все же одобрили сделку на фоне судебного процесса, который шел между менеджментом соцсети и предпринимателем, а в начале октября компания подтвердила намерение Маска купить соцсеть за первоначальную стоимость.

Визит с раковиной и увольнения

За день до того, как было объявлено о сделке, миллиардер посетил офис Twitter с раковиной в руках, о чем сообщил в своем микроблоге. После там появился еще один пост, в котором Маск рассказал, что встретился с большим количеством «клевых людей» в компании. Также он написал в шапке своего профиля Chief Twit, что можно перевести как «главный по твитам» либо воспринять как игру слов — «главный кретин».

Первым решением Маска в качестве Chief Twit было распустить совет директоров компании, возглавив ее единолично. Кроме того, свои должности покинули некоторые высокопоставленные сотрудники. По подсчетам Business Insider, уволенные топ-менеджеры должны были получить компенсации на общую сумму в $88 млн. В частности, выплата гендиректору Twitter Парагу Агравалу оценивается в $38,7 млн, финансовому директору Неду Сигалу — в $25,4 млн, а директору по работе с клиентами Саре Персонетт — в $11,2 млн.

30 октября, через два дня после покупки компании Илоном Маском, New York Times со ссылкой на свои источники сообщила, что новый владелец распорядился начать сокращения, а Bloomberg узнал о плане уволить 3,7 тыс. сотрудников из 7,5 тыс., а оставшихся перевести с удаленной работы обратно в офис. В электронном письме, разосланном команде, говорилось следующее: «Мы понимаем, что это повлияет на ряд людей, которые внесли ценный вклад в Twitter, но, к сожалению, это необходимо для обеспечения успеха компании в будущем».

Тогда же сотрудникам начали ограничивать доступ к рабочей электронной почте, а у некоторых — забирать технику. Это обернулось коллективным иском, поданным в федеральный суд Сан-Франциско в связи с решением компании провести сокращения без предварительного уведомления сотрудников, что, напомнил Bloomberg, нарушает и федеральное, и калифорнийское законодательство.

5 ноября агентство Reuters, проанализировав публикации в «Твиттере», сообщило, что под сокращение попала половина сотрудников компании, но это в меньшей степени затронуло команды, ответственные за защиту от дезинформации. Под удар попали те, кто отвечал за коммуникацию, курирование контента, права человека и этику машинного обучения, а также некоторые продуктовые и инженерные команды. Тем временем телеканал NBC со ссылкой на нескольких бывших и нынешних сотрудников уверил зрителей в том, что, напротив, пострадали в первую очередь люди, занимавшиеся защитой от дезинформации, и это вызывает наибольшие опасения из-за предстоящих выборов в конгресс США.

Совет по цензуре и «синяя галочка»

После «расправы» с командой Маск принялся за пользователей. Сперва он анонсировал создание совета по модерации контента в «Твиттере», в котором будут представлены люди «со значительно разнящимися точками зрения». А затем — решил изменить систему монетизации, предложив пользователям купить «синюю галочку» (раньше верифицированные аккаунты, например публичных людей, получали ее бесплатно), а также возможность размещать длинные видео и аудиозаписи, получать приоритет в отображении ответов на посты и сократить количество показываемой рекламы. За подписку Twitter Blue планировалось взимать $19,99 в месяц (ранее премиум-подписка, открывающая дополнительные функции, стоила $4,99).

На это отреагировало большое количество пользователей. Некоторые из них даже подсчитали, что с учетом наличия в соцсети 294 тыс. аккаунтов с «синей галочкой» и при 10% конверсии по проекту Маска за год они заплатят платформе $7,2 млн. Это минимальный процент от стоимости, за которую Маск купил Twitter. Многие начали писать, что в таком случае откажутся от верификации аккаунта, и на платформе наоборот будет больше ботов и фейковых аккаунтов, а не меньше, как того хотел предприниматель.

Среди тех, кто раскритиковал систему, был, например, писатель Стивен Кинг. «$20 в месяц, чтобы сохранить мое синее подтверждение? Черт возьми, это они должны заплатить мне. Если они примут это решение, я уйду, как Enron», — написал он в «Твиттере» (сравнение с Enron в данном случае — идиома, отсылающая к краху корпорации).

Миллиардер лично ответил писателю и предложил найти консенсус: «Нам нужно как-то платить по счетам! Twitter не может полностью полагаться на рекламодателей. Как насчет $8?»

В заочный спор о стоимости верификации в «Твиттере» вступил даже президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. В интервью телеканалу ATV он заявил, что мог бы вступить с Маском в дипломатические переговоры по поводу величины ежемесячной абонентской платы за верификацию аккаунтов.

Спустя какое-то время миллиардер объявил окончательную стоимость приобретения заветной «синей галочки» — $8. По этому поводу он даже написал пост в своем микроблоге, в котором иронизировал над обсуждением стоимости верификации: «Всем тем, кто жалуется, пожалуйста, продолжайте жаловаться, но это будет стоить $8». Позже предприниматель сменил подпись в шапке профиля — с Chief Twit на Twitter Complaint Hotline Operator («Оператор горячей линии для жалоб в «Твиттере»).

Яркой демонстрацией того, к чему может привести раздача «синих галочек» платежеспособным пользователям, стала история с фейковым Тоби Магуайром. Пользователь @Cade_Onder с верифицированным аккаунтом изменил свой никнейм на имя актера, добавил его фото в профиль и опубликовал пост о выходе фильма «Человек-паук 4» с участием Магуайра 3 мая 2024 года. Всего за несколько часов его публикация набрала десятки тысяч ретвитов и более 100 тыс. лайков, а сама новость начала облетать средства массовой информации, пока ее не опровергли.

В то же время публичные люди стали удалять свои верифицированные аккаунты в социальной сети. Среди них — модель Джиджи Хадид, сценаристка Шонда Раймс и телеведущая Вупи Голдберг. Последняя в интервью телеканалу ABC еще и раскритиковала Маска, заявив, что он устроил бардак. «Это так грязно. Я устала от того, что некоторые вещи то блокируются, то разрешаются. Если все уляжется и я буду чувствовать себя более комфортно, возможно, я вернусь. Но на сегодняшний день я покончила с «Твиттером». Также с платформы исчез профиль @RealAmberHeard, принадлежащий актрисе и бывшей девушке Илона Маска Эмбер Херд.

«Много глупостей в ближайшие месяцы»

Помимо звезд, уходят рекламодатели: по информации газеты Wall Street Journal, ссылающейся на свои источники, сотрудничество с Twitter приостановили компании Pfizer, Audi и Mondelez. В разговоре с Atlantic Рик Уэбб, главный операционный директор Timehop и соучредитель Barbarian Group, прокомментировал, что это произошло из-за «ужасных твитов» Маска и из-за увольнения сотрудников.

«Люди не могут понять, что рекламодателям не нужен Twitter, — сказал Уэбб. — До Маска они почти не беспокоились об этом. Единственная причина их сотрудничества с компанией заключалась в том, что у них были личные отношения с членами маркетинговой команды [...], а Илон, возможно, уволил этих людей».

Самого Маска все это если и заботит, то вне публичного поля. В соцсети он продолжает сохранять энтузиазм и писать провокационные посты — например, предупреждая аудиторию о том, что «Twitter будет делать много глупостей в ближайшие месяцы», и обещая «сохранить то, что работает, и изменить то, что не работает». В частности, Маск, который всегда был активным пользователем платформы, собирает обратную связь, в том числе относительно собственной работы.

Поделиться
Авторы
Теги