От Дадли Дурсля до Эдгара По. Как сложилась судьба актера Гарри Меллинга

. Его карьера интереснее, чем у коллег из поттерианы
Обновлено 02 марта 2023, 07:55
Гарри Меллинг в образе Эдгара Аллана По в фильме «Всевидящее око» (2022)
Фото: Netflix

Гарри Меллинг в образе Эдгара Аллана По в фильме «Всевидящее око» (2022)

Гарри Меллинг, потомственный актер (его дедушка Патрик Траутон был Вторым Доктором в сериале-саге британского телевидения «Доктор Кто»), в возрасте десяти лет прославившийся на весь мир ролью несносного, эгоистичного и безобразно толстого мучителя из семейства Дурсль, когда повзрослел, оказался ничем не хуже Гарри Поттера.

В начале января 33-летний английский актер появился в образе молодого Эдгара Аллана По в готическом триллере «Всевидящее око» (The Pale Blue Eye) режиссера Скотта Купера. Гарри сыграл в партнерстве с признанным мастером, Кристианом Бэйлом, и затмил его. Эдгар Аллан По («Э.А.По», как персонаж сам представляется) получился эксцентричным, чудаковатым, но чувственным и немного потусторонним.

Такой образ Меллинг создавал, опираясь не только на первоисточник фильма, роман американского писателя Луиса Байарда, но и на собственную «домашнюю работу» по предмету. Готовясь к роли, актер в течение двух месяцев перечитал все, что было написано о По, и все, что было написано самим По. Отыскав нерв, уцепился за него и не выпустил до конца съемок, выведя второстепенного персонажа на центральный план и тем самым сместив с шахматной доски фигуру констебля Огастеса Лэндора в исполнении Бэйла. Ему, к слову, досталась роль всем вполне знакомая: детектив с тяжелым прошлым, любящий приложиться к бутылке. Впрочем, судя по реакции бывшего Бэтмена, он был нисколько не против рокировки: «Это было открытием для меня. Очевидно, многие знали [Меллинга] раньше. Я на самом деле много фильмов не смотрю, поэтому для меня он все время был самим По», — отозвался Бэйл о своем партнере.

Обложка видео
Netflix/ Youtube

Трейлер фильма «Всевидящее око» (2022)

Зато режиссер и сценарист «Всевидящего ока» Скотт Купер более насмотренный: увидев Меллинга в «Балладе Бастера Скраггса» 2018 года, он был поражен до глубины души перформансом, который тот представил. Фильм братьев Коэн состоит из шести новелл. В одной из них, «Вход за еду», Меллинг сыграл актера без рук и без ног. Его таскает от селения к селению в своем балагане уставший импресарио (Лиам Нисон), устраивая для обывателей выступления. Инвалид декламирует классику — поэму Перси Биши Шелли «Озимандия», библейскую историю Каина и Авеля, отрывки из Шекспира.

Обложка видео
munnimann/ Youtube

Отрывок из фильма «Баллада Бастера Скраггса» (2018)

Пока он говорит, мир замирает, причем не только для оглушенных талантом незнакомца зрителей, но и для самого артиста: он пророчески воспринимает каждый свой выход на сцену — как последний (и оказывается жестоко прав). Именно после «Баллады» о Меллинге заговорили критики во всем мире. Премьера состоялась на Венецианском кинофестивале, что вкупе со знаменитым режиссерским именем (Коэн) стало для британского актера билетом в большое кино — впервые после киноадаптации поттерианы.

Эту часть жизни Меллинг вспоминает не так ярко, как зрители — Дадли Дурсля. Актер был практически непричастен к волшебному миру — вокруг не было Хогвартса, говорящих змей, мантий, распределительной шляпы, Слизерина и Пуффендуя с Гриффиндором и Когтевраном. Сцены с Дадли — маглом — снимались отдельными блоками, а сам персонаж присутствовал в каждом фильме серии по 20 минут в начале, чтобы бесконечно взбесить зрителей перед остальным действом. После съемок «магл» Гарри Меллинг шел в школу и занимался обычными делами. А в 2009 году еще и резко похудел, из-за чего гримерам пришлось поколдовать над ним для последних фильмов.

В 18 лет поступил в Лондонскую академию музыки и драматического искусства, но бросил ее через два года, когда получил роль в постановке «Мамаша Кураж и ее дети», где сыграл с экранной мамой из «Гарри Поттера», Фионой Шоу. И задержался в театре, откуда постепенно просочился в кинематограф. В 2016 году снялся у Джеймса Грэя в исторической драме «Затерянный город Z» об экспедиции Перси Фосетта в Южную Америку. Затем — в «Войне токов» о Николе Тесле и Томасе Эдисоне (производства студии Тимура Бекмамбетова и доработки Мартина Скорсезе). После попал к Джоэлу и Итану Коэнам, а потом к Антонио Кампосу. В триллере «Дьявол всегда здесь» с Робертом Паттинсоном и Томом Холландом он исполнил роль пастора-евангелиста, который вытряхивает себе на лицо пауков из банки, чтобы доказать, насколько верует в бога. После Меллинг снова вернулся к Джоэлу Коэну — в «Трагедии Макбета» сыграл свою версию Малкольма.

Четыре проекта с ним вышли на Netflix. О первом, «Балладе Бастера Скраггса», и свежем «Всевидящем оке» мы упомянули. А между ними были боевик «Бессмертная гвардия» с Шарлиз Терон (Меллинг сыграл фармацевтического злодея Меррика) и сериал «Ход королевы», где актер появился в образе шахматиста Гарри Белтика, конкурента гениальной Бэт Хармон (Аня Тейлор-Джой), а позднее и самого преданного ее поклонника и друга. И если «Гвардия» прошла навылет, то сериал сразил аудиторию неожиданно для самого актера: «Я всего лишь снимался в проекте про шахматы, это очень нишевая тема».

Вероятно, на успех «Хода королевы» повлияли пандемия и локдауны: зрителю хотелось чего-то необычного, и сериал Скотта Фрэнка по роману Уолтера Тевиса 1983 года соответствовал ожиданиям. Динамичная съемка самых нединамичных внешне состязаний, яркие характеры, сеттинг, охватывающий обширную географию, и сюжет, в котором нашлось место противостоянию советских и американских шахматистов, увлекли зрителей настолько, что «Ход королевы» стал самым обсуждаемым и просматриваемым сериалом в США в октябре 2020 года.

Не то чтобы Меллинг самолично принес резюме Скотту Куперу перед стартом производства «Всевидящего ока». Режиссер изначально видел в роли Эдгара Алана По другого субтильного юношу, Тимоти Шаламе, и писал сценарий, держа его в голове. «Тимми снялся в моем вестерне «Недруги» (2017), он мой хороший друг и еще прекрасный актер, но он к тому моменту был занят в паре проектов. А я хотел снимать в определенном временном интервале, который бы позволил мне наилучшим образом использовать зимний, заледеневший и бесплодный пейзаж. Так что мы просто не сошлись в графике, — рассказывал Купер. — Но я быстро понял, кто будет замечательным По. И Гарри не разочаровал».

Даже внешне Меллинг и готический писатель схожи, пусть без фирменных усов и всепроникающей обреченности во взгляде, какая была у писателя на знаменитых дагеротипах с ним. Во «Всевидящем оке» Эдгар Аллан По — еще поэт, а не писатель, сирота, который тоскует по матери (она является ему во снах) и видит в констебле Лэндоре фигуру отца, хитрец и жонглер изящной словесности (за то, как витиевато разговаривает персонаж, Купера как сценариста стоит отметить отдельно).

Это вообще отличительная черта Меллинга — играть людей «со странностями», физическими или умственными. Его герои, аутсайдеры даже у власти, одержимы всякими будоражащими страстями: жадностью (до любви и признания), страхом (от недостатка любви и признания), трусостью, даже банальными комплексами неполноценности. Пронзительный взгляд, которым Меллинг выделяется в кадре без всяких технических ухищрений, болезненная худоба и выразительная речь делают свое дело. Главное, что игра дается ему легко и естественно. Он сумел раскрыть характер совершенно неблизкий его собственной природе, преобразиться и преобразить собой сюжет. Отчасти в этом заслуга окружения, в котором он рос («В моей семье было немало актеров»), и практике с детства: не каждому дано сыграть отталкивающего персонажа столь убедительно в столь уязвимом для самооценки возрасте.

Один из самых ненавидимых героев в поттериане на глазах становится одним из самых удивительных актеров. Меллинг сравнивает это с эффектом, когда находишь страницу давно забытого одноклассника в соцсетях и удивляешься, каким он стал, чем занимается. В случае с Дадли — Гарри этот эффект несет сплошное очарование. Пусть так и будет.

Поделиться