Что почитать у Льюиса Кэрролла, кроме «Алисы в стране чудес». 5 книг
. Подборка к 125-летию со дня смерти писателяВ прошлом году мир отмечал 190-летие со дня рождения Льюиса Кэрролла, а в этом исполняется 125 лет с даты его смерти. Хронологически вся жизнь Чарльза Лютвиджа Доджсона — именно так звучит его настоящее имя — идеально вписывается в викторианскую эпоху.
Кэрролл никогда не был женат, слыл чудаком и занудой и при этом был человеком многих талантов. Он серьезно занимался фотографией, считая ее великим изобретением эпохи, и даже имел свою фотостудию (в его архиве сохранилось около 3 тыс. портретов и пейзажных снимков). Кэрролл блестяще играл в шахматы. Более четверти века он читал лекции по математике в оксфордском колледже Крайст-Черч — согласно правилам учебного заведения, преподавать там могли только священнослужители, поэтому Кэрролл принял духовный сан и стал диаконом англиканской церкви.
Он сочинял трактаты по философии и логике, но более всего был известен как писатель. Мировую славу ему принесли две книги, написанные в жанре абсурда, — «Приключения Алисы в Стране чудес» (1865) и «Алиса в Зазеркалье» (1871). Прототипом главной героини стала Алиса Лидделл — она познакомилась с писателем в 1856 году, когда ей было всего четыре года. Отец девочки, Генри Лидделл, работал деканом колледжа, где преподавал автор будущего бестселлера, так Кэрролл стал близким другом семьи. Первую рукопись посвященной ей сказки Алиса получила от Кэрролла в качестве рождественского подарка с приложенной фотографией его же авторства. Сегодня рукописный оригинал, впоследствии переведенный более чем на 170 языков мира, хранится в Британской библиотеке. Кстати, первый перевод «Алисы» на русский язык 1879 года назывался «Соня в царстве дива».
Остальные произведения Льюиса Кэрролла не столь широко известны, но тоже интересны. Среди них есть и путевые заметки, и детские стихи, и большие научные работы.
«Полезная и назидательная поэзия» (1845)
Этот поэтический сборник Чарльз Доджсон составил для своих младших сиблингов — семилетнего брата Уилфреда и пятилетней сестры Луизы. Ему самому на тот момент было 13. Первоначально сборник выглядел как рукописный иллюстрированный журнал, в который вошло 16 стихотворений, написанных в 1845 году. Большинство из них являются поучительными и завершаются назидательной моралью о добродетелях и хорошем поведении, например «Никогда не доводи свою сестру».
Мораль имеется даже в юмористическом стишке «История о хвосте» (A Tale of the Tail). Она рассказывает о садовнике, который собирал крыжовник, а рядом сидел пес с очень длинным хвостом, которым обвил ноги своего хозяина. Обвил так плотно, что тот не смог стоять на ногах и прекратил сбор плодов. Поразмыслив над причиной, садовник понял, что выпил немало чистого бренди, эля и виски. Мораль в финале гласит: «Не напивайтесь!» Уже тогда абсурд и нонсенс стали приметой литературного творчества будущего писателя с мировым именем.
«Дневник путешествия в Россию в 1867 году»
Поездка в Россию стала единственным путешествием Кэрролла за пределы острова. Это была командировка, связанная с установлением богословских контактов между русской православной и англиканской церквями. Компанию диакону составил известный богослов Генри Лиддон. Путешественники проделали огромный путь из Лондона через пролив Па-де-Кале в Брюссель, Кельн, Берлин, Кенигсберг. Побывали в Петербурге и Москве, посетили знаменитую ярмарку в Нижнем Новгороде, были приняты в Сергиевом Посаде митрополитом Филаретом. Обратный путь лежал через Варшаву, Дрезден, Бад-Эмс, Париж.
Чтение невероятно увлекательное, со множеством подробностей, касающихся отелей, ресторанов, церковных служб. Так, из текста мы узнаем, что в Дувре наши герои едва не устроили скандал в ожидании отбивных, в городском саду Брюсселя по вечерам играл прелестный оркестр, а гостиница в Нижнем — «поистине разбойничье место, хотя, без сомнения, лучшее в городе». Дневник не предназначался для печати и был издан уже после смерти автора.
«Эвклид и его современные соперники» (1879)
Свои научные математические труды писатель никогда не подписывал литературным псевдонимом. В этой работе на первый план выходит Кэрролл-математик под своим настоящим именем. Чарльз Лютвидж Доджсон защищает наследие древнегреческого геометра Эвклида, убедительно доказывая, что его главный труд «Начала» (или «Элементы» в латинизированном варианте) превосходит по своим педагогическим достоинствам все существовавшие на тот момент учебники по геометрии. Научная дискуссия принимает форму причудливого диалога — не стоит забывать, что перед нами все же большой литератор. Спор ведут математик по имени Минос (так в древнегреческой мифологии назывался судья подземного царства, который выносил приговор умершим) и профессор Ниманд (по-немецки «никто»), который представляет сторону соперников ученого. Еще раньше, в 1858 году, Доджсон-Кэрролл издал книгу «Алгебраический разбор V книги Эвклида». Пятая книга, посвященная общей теории пропорций, является одной из 13 книг эвклидовского «Начала».
«История с узелками, или Все не так, как кажется» (1885)
Математические книги Льюиса Кэрролла для детей — тоже своего рода Страна чудес — не менее увлекательная, чем та, в которой побывала сказочная героиня. «История с узелками» — это сборник загадок и игр, похожий на квест, а каждый из десяти «узелков» — увлекательный сюжет с мастерски вплетенными в него задачами или головоломками. Часть из них задает своей племяннице Кларе ее тетушка Безумная Математильда, часть озвучивает своим воспитанникам престарелый наставник Бальбус. Ответы и решения приведены в конце.
«История с узелками» рассказывает много интересного о жизни Англии викторианской эпохи. Мы узнаем, что городские жители выращивали на заднем дворе капусту — ведь на лавку зеленщика надежды было никакой. Прочтем, где любили встречаться и нежиться на солнышке ветераны Трафальгарской битвы. Вспомним, какие монеты находились в обращении во времена Кэрролла, — освежим свои знания о том, что такое фартинг и сколько шиллингов во флорине.
«Сильвия и Бруно» (1889)
В каком-то смысле эта книга является жанровым продолжением «Алисы». Текст полон каламбуров и логических парадоксов, умственных построений и математических абстракций, реальность и сон в нем тесно переплетаются между собой так, что порой отличить невозможно. Сюжета практически нет, зато много пространных диалогов о познании мира, вере и нравственности. Все с истинно британским юмором: рассуждая о падении дома на землю с высоты в несколько миллиардов миль, герои сходятся во мнении, что процесс займет несколько веков, но это ничуть не помешает его обитателям ежедневно соблюдать ритуал five o'clock.
Параллельные миры и повествования объединены героями: девочка Сильвия и мальчик Бруно представляются нам то милыми детьми, то феями из страны Чужестрании, то вдруг совсем взрослыми людьми. Порассуждать на серьезные темы им помогает автор. Сам ли это Льюис Кэрролл, мы не знаем. Но доподлинно известно, что реальный писатель считал этот роман (детский ли, взрослый ли) своим самым главным произведением.